Способность к волевой регуляции

Воля — это способность человека действовать в направлении поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препят­ствия, например сиюминутные желания, которые вступают в кон­фликт с основной целью деятельности.

На пороге школьного возраста важным является способность ребенка хотя бы на непродолжительное время отдать предпочте­ние деятельности, побуждаемой широкими социальными и по­знавательными мотивами, устоять перед получением сиюминут­ного игрового интереса.

Для изучения данной стороны деятельности старших дошколь­ников с ЗПР была использована идея Ч. Н.Чхартишвили о прин­ципе построения подобного эксперимента (Л. В. Кузнецова, 1986).

Детям предъявлялся альбом с И разворотами. На левом разво­роте помещалось красочное изображение предметов, животных, забавных ситуаций, комбинированное с оригами, которое долж­но было вызвать непосредственный интерес детей и побудить к их разглядыванию. На правом развороте помещались посередине ли­ста в ряд из четырех красных точек диаметром 1 см на равном расстоянии друг от друга. Данная сторона использовалась как ос­нова для предъявления ребенку задания, вступающего в конф­ликт с разглядыванием левого разворота, но мотивированного не­обходимостью проверки его способностей накануне поступления в школу. Способность к волевому усилию оценивалась на основе подсчета количества отвлечений от правого листа. Задание состо­яло в следующем: ребенок должен был фиксировать взором в те­чение 10 с сначала точку, ближайшую к середине альбома, затем перевести взгляд на самую удаленную и тоже в течение 10 с удер­живать взгляд на ней (10 с отсчитывал счетом до 10 взрослый).

Было проведено три серии эксперимента: первая по вышеопи­санному алгоритму, вторая — с введением в деятельность соб­ственной речи ребенка (он сам считал до 10), в третьей — был использован другой альбом с маленькими предметными изобра­жениями вместо точек фиксации.

Результаты показали, что количество отвлечений у нормально развивающихся детей и детей с ЗПР1 уменьшалось от серии к се­рии. В третьей, когда мотив проверки готовности ребенка к школе усиливался занимательностью предметных точек фиксации, ко­личество отвлечений в обеих группах было минимальным.

II.2.7. ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: