Поведение детей в процессе игры в лего

В процессе игры следует по­наблюдать за тем, как ребенок ведет себя в кругу сверстников, с какими трудностями он встречается, как пытается их решать.

Дети с нормальным интеллектуальным развитием начинают играть каждый отдельно, но очень быстро объединяются группой или парами, придумывают сюжет постройки, организуют совместную игру. Они ак­тивно общаются друг с другом, распределяют роли.

Лишь некоторые из них стремятся играть обособленно. Как правило, это вызвано определенным психологическим состоянием ребенка на дан­ный момент.

Поведение дошкольников с речевой патологией имеет некоторые особенности. Так, они, играя на ковре, создают каждый свою построй­ку, многие оречевляют свои действия. И только небольшая часть детей, забирая необходимое количество деталей, отходят и садятся за стол, но дальше играют индивидуально.

Для умственно отсталых детей характерной является их обособлен­ность во время игры. Дети играют на своем территориальном простран­стве. В процессе игры некоторые ученики отвлекаются, отходят от своих построек, рассматривают предметы, стоящие в кабинете. Потом возвра­щаются к своей постройке, снова отходят, иногда отбирают детали у одноклассников. Остальные увлечены своим занятием. Им нравится хао­тично нагромождать яркие красивые кирпичики. Они не стремятся на­чать с товарищами общую игру. Умственно отсталые дети словесно не общаются друг с другом во время игры, однако определенный эмоцио­нальный фон присутствует. Чаще всего это выражение удовольствия по поводу своей постройки или неудовольствия в связи тем, что не доста­лось желанной детали. Эти чувства они выражают, издавая звукосочета­ния, произнося отдельные слова, фразу.

У умственно отсталых первоклассников действия с деталями конст­руктора носят хаотичный, нецеленаправленный характер: они бессмыс­ленно нагромождают детали друг на друга, не учитывают пространствен­ных свойств создаваемых объектов, их постройки не имеют ничего об­щего ни с домом, ни с башней. Когда же созданные таким образом со­оружения с грохотом разрушались, то это вызывало у детей неадекват­ную бурю восторга. (Рухнувшая постройка у дошкольников с нормаль­ным психофизическим развитием или имеющих речевую патологию обыч­но вызывает огорчение.)

Кроме того, в действиях с деталями наблюдаются и такие, которые не направлены на получение продуктивно-предметного результата и по сути противоречат конструктивным свойствам лего (облизывание, поку­сывание, постукивание об стол).

Поза детей с умственной патологией также имеет диагностичный характер. Например, дети манипулируют с элементами лего, лежа на полу, на боку или на спине. Они либо продолжают нагромождать детали на свою постройку, либо бессмысленно манипулируют одной-двумя де­талями: перекладывают с одного места на другое, приближают и отдаля­ют их от глаз. Абсурдная ситуация может иметь место в процессе игровых действий с выполненной постройкой. Например, Лида сделала поезд, дом, присоединила к нему дорогу из плат. Она пыталась провезти поезд по этой дороге, несмотря на то что крепления, имеющиеся на плато, мешали колесам двигаться. Девочка неоднократно повторяла попытку вка­тить поезд в дом, когда же ей это удалось, а стены дома рухнули от ударов, это ее нисколько не огорчило.

Лего позволяет судить о конфликтности детей. Конфликты возникают у детей всех категорий и, как правило, из-за того, что кому-то не доста­лось нужной формы. Дети с нормальным интеллектуальным развитием в основном решают возникшие недоразумения самостоятельно, договари­ваясь и уступая друг другу. Помощь педагога заключается в небольших подсказках, по поводу того, как выйти из сложившейся ситуации.

Конфликты, которые возникают у детей с речевой патологией и у умственно отсталых детей, требуют активного вмешательства педагога и объяснения того, как надо поступить детям в данный момент.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: