Наличие и реализация предварительного замысла

То, что дети вопло­щают в виде лего-построек и как с ними играют, позволяет судить об их волнениях, переживаниях, желаниях, имеющемся опыте и впечатлени­ях. Естественно, что наблюдаются характерные отличия в деятельности детей каждой из данных категорий.

Дети с нормальным интеллектуальным развитием заранее знают, что будут делать. Как правило, они создают композицию и уверенно отвеча­ют, если их спрашивают о том, что они собираются делать. Это может быть детская площадка с домом, дом для животных, самолеты, летаю­щие в разные страны, цирк, башни зоопарка, чучело, которое отпуги­вает птиц, и т.д. Подобные постройки дети выполняют, используя плато (пластина с кнопочками, на которой можно расставлять отдельные по­стройки или фигурки).

Лего-постройки, выполненные детьми с нормальным интеллектуаль­ным развитием, несут черты законченности, в них есть интересные эле­менты. Ребята хорошо используют детали-заместители, ассоциируя их с реальными или сказочными образами или предметами. Так, в наборе была деталь коричневого цвета — ствол для дерева. Но Никита Т., увидев ее, решил, что это будет пещерка, в которой спрячется от дождя челове­чек. Действительно, эта деталь с обратной стороны имела полость и мог­ла изобразить пещерку.

Постройки детей с речевой патологией также отличаются разнообра­зием. Многие дети не имеют предварительного замысла, но активно на­чинают экспериментировать, соединяя лего-элементы, и осмысливают результат. Например, Вова X. взял поочередно 3 овала красного, желтого и зеленого цвета, соединив их, понял, что получился светофор. Женя Р. взял 4 детали зеленого цвета, похожие на шляпки, скрепив их, понял, что получилась елочка.

Другая часть детей заранее знает, что будет делать, но их постройки не всегда соответствуют реальному образу. Например, Женя X., сложив человечка, забыл сделать ему шейку и ножки.

Многие умственно отсталые ученики могут словесно определить пред­варительный замысел, однако их ответы достаточно примитивны («баш­ню», «поезд такой, на дачу еду»). Остальные либо совсем не в состоянии выразить свое предварительное намерение, либо повторяют ответы то­варищей. Чаще всего дети строят дома, паровозики. В процессе конструк­тивно-игровых действий с деталями лего часть детей «соскальзывает» с предварительного намерения, не замечая этого.

Часть детей создают композицию на плато (дом, дорога, поезд), но в их постройках будут отсутствовать некоторые важные части. Другие, вы­полнив постройку, близкую к реальному объекту, непременно внесут элемент, не имеющий смысла. Например, Оля сделала дом без крыши и в центр его посадила дерево. На вопрос педагога, где стоит дерево, отве­тила, что рядом с домом.

Умственно отсталые дети приступают к постройке, имея в виду ре­альный объект. В процессе выполнения постройки прослеживается опре­деленная стереотипность действий. Например, строя поезд, умственно отсталый школьник может долго скреплять платформы с колесиками между собой. Постройка разрастается в длину, но иных деталей на этой постройке или фигурок может не быть совсем. Строя дома, дети увели­чивают его в высоту и ширину, но даже отдельных элементов, которые напоминали бы окно или дверь в постройках нет. Дети никогда не могут дать название отдельным частям постройки, а тем более рассказать об их назначении. Однако процесс скрепления лего-деталей, цели которого не всегда осознаны, приносит им большое удовлетворение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: