С 1908 г. формальным главой государства стал трехлетний император Пу И, племянник Гуансюя. Факти-, ческим же правителем оказался князь Чунь, занявший место регента при своем сыне. При нем, наконец, было объявлено о проведении выборов в провинциальные совещательные собрания в рамках обещанной конституционной реформы. Эти органы, хотя и были избраны незначительной частью получившего право голоса населения, все же сыграли на том этапе определенную положительную роль. Она выразилась прежде всего в том, что в них собралось большое число сторонников капиталистической модернизации промышленности, выступавших за равные возможности в конкуренции с иностранным капиталом, реорганизации налоговой системы и т. д. После того как стало ясно, что Цины отнюдь не спешат с реализацией их требований, многие из членов совещательных собраний примкнули к оппозиции в лице либеральных конституционистов (последователей реформаторов конца XIX в.) и сторонников революционной демократии, группировавшихся вокруг Сунь Ятсена.
Сунь Ятсен (настоящее имя Сунь Вэнь) родился в 1866 г. в крестьянской семье в провинции Гуандун. После окончания в 1878 г. школы жил у брата на Гавайских островах, где продолжил учебу. В 1884 г. возвра-' тился на родину, вскоре вступил в одно из тайных антицинских обществ. В 1892 г. окончил медицинский институт в Гонконге. Некоторое время жил в Японии, в 1895 г. основал Союз возрождения Китая. Совершал пропагандистские поездки в Европу. В 1904 г. возвратился на родину. К тому времени произошла его идейная эволюция из сторонника идей китайских реформаторов к более радикальным, республиканским взглядам. Кроме того, он возлагал большие надежды на поддержку со стороны Японии и западных держав, считал, что единственно правильным путем выхода из кризиса будет сочетание традиций китайской цивилизации с нововведениями, пришедшими с Запада.
В 1905 г. Сунь Ятсен и его сторонники в Японии создали новую политическую организацию, получившую название Китайский объединенный революционный союз. Его программа («три народных принципа»), была составлена Сунь Ятсеном и получила высокую оценку не только среди его единомышленников, но и за пределами Китая со стороны прогрессивной интеллигенции в России, Западной Европе, а также в Японии. Первый принцип звучал как «национализм» и означал, что первоочередной задачей для Китая является свержение цинской династии и возвращение власти китайскому (хань-скому) правительству. Второй принцип был назван «демократизм» (или «народовластие») и означал установление в стране после свержения монархии буржуазно-демократической республики. Третий принцип — «народное благоденствие», подразумевал справедливое решение главного для Китая вопроса — аграрного. Сунь Ятсен считал необходимым уравнение прав на землю и ее национализацию.
Этот тезис вызывал наибольшие нарекания даже у некоторых его сторонников, считавших такую установку преждевременной.
В то время с точки зрения социально-экономического развития Китай уже не представлял единого сбалансированного целого. Капиталистический уклад, развивавшийся со второй половины XIX в. во многом под влиянием внешних факторов, был представлен не только предприятиями, принадлежавшими западному капиталу, но и местной национальной буржуазией, объективно заинтересованной в распаде традиционной системы хозяйства. Национальный промышленный капитал особенно активно развивался в центральных и южных провинциях, к началу XX в. ушедших далеко вперед по сравнению с севером и северо-востоком Китая. Не случайно именно здесь реформаторы конца XIX в. и Сунь Ятсен (сами выходцы из этого региона) и другие оппозиционно настроенные по отношению к маньчжурам деятели нашли благодатную почву для своих идей.
Наиболее последовательным оппонентом Сунь Ятсена и его программы в то время выступал один из лидеров либеральных конституционистов Лян Цичао. Он подверг критике идеи Сунь Ятсена, считая, что вопрос о свержении цинской династии отнюдь не первоочередной для Китая, как и идея установления республиканского строя, который при определенных условиях китайской действительности тоже может выродиться в деспотическую диктатуру. Кроме того, по его мнению, предложенная Сунь Ятсеном национализация земли отнюдь не гарантировала коренное улучшение жизни многомиллионного китайского крестьянства. Однако какой-либо позитивной альтернативной программы ни он, ни его сторонники в то время так и не предложили.
Япония для него была примером «правильной» модернизации, при которой наряду с промышленным развитием сохранялись традиционные цивилизационные устои. Он резко противопоставлял «кровавый», разрушительный («французский») вариант прогресса и «бескровный» («японский») для Китая, по его мнению, единственно приемлемый. Он и его сторонники хотели ориентироваться также на японский вариант принятия конституции с сохранением роли монарха как инициатора преобразований в обществе.
Пока шла заочная полемика между конституционными либералами и революционными демократами, постепенно оформлялись контуры третьей оппозиционной силы цинскому режиму в лице либеральных помещиков, стремившихся заручиться поддержкой влиятельного военачальника и опытного политика Юань Шикая.
Юань Шикай (Юань Вэйтин) родился в 1859 г. в семье крупного китайского чиновника. В 1880 г. поступил на военную службу. Участвовал в подавлении антикитайского восстания в Корее, командовал штабом гарнизона в Сеуле, а затем был назначен туда наместником. После 1895 г. вошел в доверие к реформаторам, но затем перешел на сторону их противников. Командовал войсками при подавлении восстания ихэтуа-ней. Был близок к императрице Цыси, являясь сторонником консервативной линии. До 1908 г. занимал ключевые посты в правительстве.
Это были прежде всего представители собственно китайской (ханьской) элиты, потесненной регентом Чунем при формировании нового правительства после смерти Цыси. Так, в 1909 г. он удалил от активной политической деятельности и самого Юань Шикая, а в мае 1911 г. было увеличено представительство маньчжуров в высших сферах власти. Сторонники этой группировки видели своих потенциальных союзников прежде всего в лице конституционистов и опасались стихийных выступлений народа.
Их также сближало желание видеть Китай монархическим государством. В остальных вопросах между ними было больше различий, чем общего.