double arrow

Влияние русской революции 1905 г. на Китай


Складывание революционной ситуации

Глубокие социальные противоречия, обострившиеся в Китае в начале XX в., постепенно привели к возникновению революцион­ной ситуации.

После подавления восстания ихэтуаней продолжались ло­кальные стихийные выступления в различных провинциях. Наи­более крупным из них было-восстание, охватившее в 1901 — 1905 гг. провинцию Гуанси.

В эти же годы активизировалась деятельность Сунь Ятсена и его сторонников. Возникают новые тайные революционные организации буржуазно-демократического направления. Цай. Юаньпэй создал в Шанхае «Общество восстановления сувере­нитета», которое объединяло революционные организации про­винций Цзянсу и Чжэцзян. В Чанша создается организация революционеров провинции Хунань «Союз китайского возрож­дения», возглавленный Хуан Сином и Сун Цзяожэнем. Револю­ционная молодежь из интеллигенции вступала в армию, вела пропаганду среди солдат. В армейских частях провинции Хубэй возникла революционная организация, легальным прикрытием которой была «Школа дополнительных знаний» в Учане.

Активизировалась и либеральная буржуазно-помещичья оп­позиция цинскому режиму. В эмиграции ее представляли Кан Ювэй, Лян Цичао и другие реформаторы. Внутри страны также раздавались требования введения конституционной монархии и осуществления реформ.




Господствующим классам, правительству все труднее было управлять старыми методами. Правительство Цыси, которое недавно отправило на плаху руководителей реформаторского движения, было вынуждено теперь осуществить некоторые ре­формы. Юань Шикай и другие представители высшей бюрокра­тии доказывали необходимость «изменений в законодательст­ве». Была провозглашена «новая политика».

В рамках этого запоздалого реформаторского курса осуще­ствлялись некоторые изменения системы просвещения, открыновые 1цколы с европейской системой обучения, значи­тельно увеличилось число молодых китайцев, получавших выс­шее образование За границей. В 1905 г. только в Японии обуча­лось уже 8 тыс. китайских студентов. Традиционная система экзаменов, необходимых для получения должностей в государ­ственном аппарате, была приостановлена «на неопределенное время».

Было объявлено о предстоящей реформе административного аппарата. Правительство издало эдикты, отменяющие некото­рые привилегии маньчжуров, разрешило смешанные браки, формально ликвидировалось рабство, запрещалось бинтование ног китайских женщин.

Цинское правительство согласилось на организацию мини­стерства сельского хозяйства, промышленности и торговли, от­крытие технических школ. Было решено опубликовать «желез­нодорожный устав», «торгово-промышленный устав», проводить в крупных городах поощрительные промышленные выставки, конкурсы и т. п. Учреждались торгово-промышленные палаты. Но главное внимание сторонники «новой политики» уделяли модернизации армии.



«Новая политика», не укрепила позиций цинской династии. Осенью 1906 г. был опубликован императорский указ о пред­стоящем переходе к конституционному правлению, а в 1908 г. обнародована правительственная программа, предусматривав­шая подготовку к введению в 1916 г. конституции и созыву пар­ламента. Для разработки конституции были созданы провин­циальные совещательные комитеты и общекитайская Совеща­тельная палата в Пекине.

В ноябре 1908 г. почти одновременно умерли император Гуансюй и Цыси. Престол перешел к трехлетнему племяннику Гуансюя — Пу И. Отец Пу И — Цзай Ли был назначен прин­цем-регентом. При правлении Цзай Ли возник конфликт между китайской знатью маньчжурского происхождения и крупными сановниками-китайцами. Юань Шикай был отстранен от власти.

Нарастание революционного кризиса создало благоприятную почву для сильного влияния на Китай русской революции 1905— 1907 гг. Немаловажную роль сыграли также непосредственные революционные связи между двумя странами. Они устанавли­вались разными путями.



На КВЖД бок о бок работали русские и китайские рабочие. Возникшая в полосе отчуждения КВЖД подпольная большеви­стская организация вела революционную работу не только сре­ди русских, но и среди китайских рабочих, выпускала листовки на китайском языке. Китайские и русские рабочие проводили совместные забастовки и митинги. Многие из китайских рабочих ВЖД были накануне революции 1911 г. переброшены в Центральный Китай. Опыт, приобретенный китайскими рабочими в совместной борьбе с русскими рабочими под руководством большевиков, сыграл определенную роль в последующем рево­люционном движении китайского народа.

Непосредственные связи с демократическими силами Китая имели и те русские революционеры-большевики, которые вы­нуждены были бежать от преследований царизма и попали в Китай. Так, после поражения русской революции в Шанхае жил видный деятель большевистской партии Ф. А. Артем (Сер­геев), которому пришлось некоторое время работать там в каче­стве разносчика хлеба. Он общался с радикально настроенными китайскими интеллигентами, высказывал им точку зрения боль­шевиков на перспективы революционного движения в Китае.

Устанавливались непосредственные связи и между предста­вителями русской и китайской революционной эмиграции, на­ходившимися в Японии. Сунь Ятсен, например, встречался и переписывался с одним из ветеранов-народников — Н. К. Суд-зиловским (Русселем).

Первые известия о революции в России произвели огромное впечатление на передовых представителей китайской интелли­генции. У них пробудился большой интерес к России, к борьбе русского народа, к русской литературе.

Китайский писатель Лу Синь писал, что в тот период китай­ская молодежь «нашла русскую литературу.

И тогда она поняла, что русская литература — наш учитель и друг. Русская литература раскрыла перед нами прекрасную душу угнетенного, его страдания, его борьбу; мы загорались надеждой, читая произведения сороковых годов. Мы горевали вместе с героями произведений шестидесятников. Разве мы не знали, что Российская империя вела агрессивную политику в Китае, но из ее литературы мы поняли самое важное, что в мире существуют два класса — угнетатели и угнетенные!

Сейчас это настолько общеизвестно, что едва ли заслужива­ет упоминания, но тогда это явилось величайшим открытием, равным открытию огня, когда первобытные люди научились варить себе пищу, когда мрак ночи осветился ярким пламенем».

Под влиянием начавшейся в России революции у китайских революционеров усилилась тяга к объединению и сплочению.







Сейчас читают про: