Складывание революционной ситуации
Глубокие социальные противоречия, обострившиеся в Китае в начале XX в., постепенно привели к возникновению революционной ситуации.
После подавления восстания ихэтуаней продолжались локальные стихийные выступления в различных провинциях. Наиболее крупным из них было-восстание, охватившее в 1901 — 1905 гг. провинцию Гуанси.
В эти же годы активизировалась деятельность Сунь Ятсена и его сторонников. Возникают новые тайные революционные организации буржуазно-демократического направления. Цай. Юаньпэй создал в Шанхае «Общество восстановления суверенитета», которое объединяло революционные организации провинций Цзянсу и Чжэцзян. В Чанша создается организация революционеров провинции Хунань «Союз китайского возрождения», возглавленный Хуан Сином и Сун Цзяожэнем. Революционная молодежь из интеллигенции вступала в армию, вела пропаганду среди солдат. В армейских частях провинции Хубэй возникла революционная организация, легальным прикрытием которой была «Школа дополнительных знаний» в Учане.
Активизировалась и либеральная буржуазно-помещичья оппозиция цинскому режиму. В эмиграции ее представляли Кан Ювэй, Лян Цичао и другие реформаторы. Внутри страны также раздавались требования введения конституционной монархии и осуществления реформ.
Господствующим классам, правительству все труднее было управлять старыми методами. Правительство Цыси, которое недавно отправило на плаху руководителей реформаторского движения, было вынуждено теперь осуществить некоторые реформы. Юань Шикай и другие представители высшей бюрократии доказывали необходимость «изменений в законодательстве». Была провозглашена «новая политика».
В рамках этого запоздалого реформаторского курса осуществлялись некоторые изменения системы просвещения, открыновые 1цколы с европейской системой обучения, значительно увеличилось число молодых китайцев, получавших высшее образование За границей. В 1905 г. только в Японии обучалось уже 8 тыс. китайских студентов. Традиционная система экзаменов, необходимых для получения должностей в государственном аппарате, была приостановлена «на неопределенное время».
Было объявлено о предстоящей реформе административного аппарата. Правительство издало эдикты, отменяющие некоторые привилегии маньчжуров, разрешило смешанные браки, формально ликвидировалось рабство, запрещалось бинтование ног китайских женщин.
Цинское правительство согласилось на организацию министерства сельского хозяйства, промышленности и торговли, открытие технических школ. Было решено опубликовать «железнодорожный устав», «торгово-промышленный устав», проводить в крупных городах поощрительные промышленные выставки, конкурсы и т. п. Учреждались торгово-промышленные палаты. Но главное внимание сторонники «новой политики» уделяли модернизации армии.
«Новая политика», не укрепила позиций цинской династии. Осенью 1906 г. был опубликован императорский указ о предстоящем переходе к конституционному правлению, а в 1908 г. обнародована правительственная программа, предусматривавшая подготовку к введению в 1916 г. конституции и созыву парламента. Для разработки конституции были созданы провинциальные совещательные комитеты и общекитайская Совещательная палата в Пекине.
В ноябре 1908 г. почти одновременно умерли император Гуансюй и Цыси. Престол перешел к трехлетнему племяннику Гуансюя — Пу И. Отец Пу И — Цзай Ли был назначен принцем-регентом. При правлении Цзай Ли возник конфликт между китайской знатью маньчжурского происхождения и крупными сановниками-китайцами. Юань Шикай был отстранен от власти.
Нарастание революционного кризиса создало благоприятную почву для сильного влияния на Китай русской революции 1905— 1907 гг. Немаловажную роль сыграли также непосредственные революционные связи между двумя странами. Они устанавливались разными путями.
На КВЖД бок о бок работали русские и китайские рабочие. Возникшая в полосе отчуждения КВЖД подпольная большевистская организация вела революционную работу не только среди русских, но и среди китайских рабочих, выпускала листовки на китайском языке. Китайские и русские рабочие проводили совместные забастовки и митинги. Многие из китайских рабочих ВЖД были накануне революции 1911 г. переброшены в Центральный Китай. Опыт, приобретенный китайскими рабочими в совместной борьбе с русскими рабочими под руководством большевиков, сыграл определенную роль в последующем революционном движении китайского народа.
Непосредственные связи с демократическими силами Китая имели и те русские революционеры-большевики, которые вынуждены были бежать от преследований царизма и попали в Китай. Так, после поражения русской революции в Шанхае жил видный деятель большевистской партии Ф. А. Артем (Сергеев), которому пришлось некоторое время работать там в качестве разносчика хлеба. Он общался с радикально настроенными китайскими интеллигентами, высказывал им точку зрения большевиков на перспективы революционного движения в Китае.
Устанавливались непосредственные связи и между представителями русской и китайской революционной эмиграции, находившимися в Японии. Сунь Ятсен, например, встречался и переписывался с одним из ветеранов-народников — Н. К. Суд-зиловским (Русселем).
Первые известия о революции в России произвели огромное впечатление на передовых представителей китайской интеллигенции. У них пробудился большой интерес к России, к борьбе русского народа, к русской литературе.
Китайский писатель Лу Синь писал, что в тот период китайская молодежь «нашла русскую литературу.
И тогда она поняла, что русская литература — наш учитель и друг. Русская литература раскрыла перед нами прекрасную душу угнетенного, его страдания, его борьбу; мы загорались надеждой, читая произведения сороковых годов. Мы горевали вместе с героями произведений шестидесятников. Разве мы не знали, что Российская империя вела агрессивную политику в Китае, но из ее литературы мы поняли самое важное, что в мире существуют два класса — угнетатели и угнетенные!
Сейчас это настолько общеизвестно, что едва ли заслуживает упоминания, но тогда это явилось величайшим открытием, равным открытию огня, когда первобытные люди научились варить себе пищу, когда мрак ночи осветился ярким пламенем».
Под влиянием начавшейся в России революции у китайских революционеров усилилась тяга к объединению и сплочению.