Этико-психологические представления

В древнем Китае

Противостояние динамического и структурно-функционального подходов хорошо заметно и на примере двух великих этико-психологических и философских концепций - конфуцианства и даосизма, определивших почти на две с половиной тысячи лет основные направления развития культуры китайского общества.

Особенностью цивилизации, возникшей на Великой китайской равнине (как и в имеющей с ней ряд общих моментов цивилизацией, возникшей на Великой русской равнине) был всегда ясно осознававшийся приоритет общественных ценностей и интересов над ценностями и правами отдельного человека. В древнем Китае человек рассматривался как частица общины, рода. Поэтому в природе человека древнекитайские мыслители выделяли, прежде всего, не индивидуальные особенности, но свойства «человека вообще». Первым вопрос о природе человека поставил знаменитый китайский мудрец Конфуций

Одной из его основных мыслей было то, что «по своей природе люди близки друг другу; по своим привычкам люди далеки друг от друга». Эта разница возникает благодаря различию в воспитании. Человек, полагал Конфуций и его последователи, имеет прирожденные добрые и злые качества. Задачей общества является поддержка человека в накоплении добрых качеств и преодолении злых. Отсюда вытекает необходимость правильного воспитания и нравственного назидания, в основе которого должна лежать детально разработанная система образования. Именно в развитии этого тезиса конфуцианская мысль достигает своей наибольшей полноты.

Конфуций считал основным методом получения знаний – обучение, а источником знаний – древние предания и летописи. Конфуций выдвинул тезис о врожденных знаниях, которые он считал «высшим знанием». Знания, приобретенные в процессе обучения, он рассматривал как более низкие, а знания, полученные из непосредственного опыта самого человека, «приобретенные в итоге одоления трудностей», – как самые низкие.

Целью обучения является познание (и полное внутреннее принятие) сложной системы естественно существующих взаимосвязей человека и общества, общества и мира, образующих универсальные нормы жизни или мировую «церемонию». Следование нормам «церемонии» обеспечивает процветание, нарушение этих норм ведет к смерти. Применительно к человеку стремление к мировой гармонии выражается в соблюдении определенной «церемонии» или норм поведения по отношению к другим людям. В их числе: человеколюбие, долг к родной стране, преданность власти, сыновняя почтительность, забота о младших, честность. Следовать мировой «церемонии» обязаны все. Но, при этом, каждый должен сообразовываться со своим общественным положением: правитель должен быть отцом своих подданных и т.д.

Усвоение этих нравственных норм достигается путем изучения, понимания и размышления над примерами древних событий, смысл которых в соотнесении этих событий с требованиями «церемонии»: доблестные деяния исторических личностей истолковываются как образец следования нормам



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: