Еще одним провозвестником будущего объединения наук был выдающийся русский мыслитель Владимир Иванович Вернадский (1863-1945). Ему принадлежит создание представления об эволюции вещества Земли, включающей развитие особых частей земной оболочки, возникших благодаря появлению жизни (биосфера) и разумной человеческой деятельности (ноосфера). В.И. Вернадский указывал, что самоорганизация живых систем, включаю цивилизацию, происходила и происходит естественным путем и подчиняется общим естественным законам. При этом он подчеркивал неизбежность создания новой интегративной науки, разрабатывающей универсальные методы изучения живой и неживой природы в их взаимосвязи и единстве.
Однако до осознания этого факта психологии предстояло пройти чрезвычайно важный этап развития в качестве самостоятельной, позитивной науки, опирающейся на собственную картину мира, не сводимую к парадигмам других наук.
Рождение экспериментальной психологии
В 1879 году в Лейпцигском университете в Германии благодаря настойчивости профессора философии Вильгельма Вундта (1832 -1920) была открыта первая в мире лаборатории экспериментальной психологии. Это событие стало поворотным моментом в развитии психологической науки.
|
|
В. Вундт перешел в Лейпцигский университет в 1874 году и за прошедшие 5 лет ему удалось собрать в рамках небольшого психологического практикума немало приборов и устройств, которые использовали в своих исследования Г. Фехнер, Г. Гельмгольц и другие предтечи экспериментальной психологии. Теперь же встал вопрос о расширении практикума и проведении на его базе исследовательской работы. Однако ни сам Вундт, ни утвердивший создание новой лаборатории ректор университета не могли предполагать, что отныне Лейпцигский университет и 1879 год будут считаться местом и годом рождения современной психологии.
Мир науки как будто ожидал этого известия и в лабораторию Вундта из разных стран устремились потоки желающих познакомиться с одним из самых интригующих направлений среди наук о человеке. В течение нескольких лет в стенах лаборатории работали более 200 будущих известных психологов, получивших в скором времени высшие академические степени и звания. В их числе наряду с немецкими психологами были В.М. Бехтерев и Г. И. Челпанов из России, Э. Титченер из Великобритании, В. Джемс и М.К. Кеттел из Америки и многие другие.
Уже два года спустя, в 1881г. лаборатория экспериментальной психологии была преобразована в первый в мире психологический институт, был организован выпуск первого в мире психологического журнала и, таким образом, новое направление обрело формальный статус самостоятельной позитивной науки. Многочисленные ученики и последователи Вундта, возвращаясь в свои университеты, образовывали в них лаборатории подобные Лейпцигской. К концу 19 века число таких научных центров в мире достигло уже нескольких десятков.
|
|
Однако проводимые в Лейпциге исследования психологии ощущения, восприятия, эмоций далеко не исчерпывали все направления ведущихся в это время работ. Последние десятилетия 19 века были отмечены целым каскадом открытий в различных областях психологии. Среди них наиболее успешно развивались исследования индивидуальных различий между людьми. Особая роль при этом принадлежала двоюродному брату Чарльза Дарвина, необычайно талантливому английскому исследователю, Френсису Гальтону (1822 - 1911). Его первая работа по психологии, вышедшая еще в 1869 и называвшаяся «Наследственный гений», была посвящена обоснованию наследуемости талантов. Используя справочные материалы и применяя для обработки данных специально разработанные для этого случая статистические критерии, Гальтон пытался доказать, что выдающиеся люди с большей вероятностью имеют выдающихся детей, чем люди с обычными способностями.
Выписав из Британской Энциклопедии имена выдающихся людей, живших в Афинах во времена Аристотеля и в современной ему Британии, и сопоставив эти списки с общим числом жителей Афин и Британии, Гальтон пришел к неутешительному выводу об умственной деградации современного человека. Причиной тому, по его мнению, стали широко распространившиеся браки представителей далеких друг от друга этнических групп, обладающих различным генофондом.