Эббингауз (Ebbinghaus)

Герман

1850 - 1909

Знаменитый немецкий психолог, Герман Эббингауз, получил философское образование в Германии, продолжив его после своего участия во Франко-Прусской войне 1870 г. в Лондоне и Париже.

Случайно купив у букиниста в Париже работу Г. Фехнера «Основы психофизики», Эббингауз решил приступить к самостоятельным исследованиям «краеугольного камня психики» - функции памяти. Исходным материалом для этих исследований послужили так называемые бессмысленные слоги — искусственные сочетания речевых элементов (двух согласных и гласных между ними), не вызывающие никаких смысловых ассоциаций. Результаты своих исследований Эббингауз опубликовал в классической работе «О памяти» в 1885 г.

С 1880 г. на протяжении почти 15 лет Эббингауз работал в Берлинском университете в должности доцента, а затем адъюнкт-профессора. В 1894 г. он становится профессором университета Бреслау (ныне Бреславль, Польша), оставаясь на этой должности до конца жизни. В 1890 г. Эббингауз основал «Журнал психологии и физиологии органов чувств», а в последние годы жизни приступил к изданию обобщающео труда «Основы психологии», второй том которого вышел уже после его смерти. Эта книга на протяжении многих лет была одним из основных учебников психологии в Германии.

Согласно этой кривой половина заученного материала забывается в первые 30 минут после прекращения процесса заучивания, но оставшиеся 30% удерживаются в памяти на протяжении многих суток.

Эббингаузу принадлежит также открытие некоторых особенностей процессов запоминания и забывания, в частности им было экспериментально установлено лучшее запоминание первых и последних слогов подлежащего запоминанию ряда. Не менее важным открытием исследователя

Стал обнаруженный им факт значительно лучшего запоминания осмысленного материала по сравнению с бессмысленными слогами. Оказалось, что осмысленный текст запоминается 9 раз быстрее. Среди других заслуг Эббингауза необходимо упомянуть разработанный им тест на заполнение пробела в предложении пропущенным словом. Этот тест остается одним из наиболее часто используемых в современной психодиагностике интеллектуального развития.

* * *

В целом экспериментальная психология всего за несколько десятилетий своего существования добилась столь впечатляющих успехов, что на рубеже 19 и 20 веков она приобрела бесспорный статус самостоятельной позитивной научной дисциплины. В большинстве виднейших университетов мира работали психологические лаборатории, издавались психологические журналы, проводились психологические конгрессы. Однако вскоре на этих конгрессах зазвучали встревоженные голоса, указывающие на явное отставание темпов развития психологической теории от лавинообразного потока новых психологических фактов, полученных экспериментальным путем. Увлеченные экспериментальной работой создатели нового направления сравнительно немного времени уделяли теоретическому осмыслению получаемых результатов. Благодаря чему уже на Третьем международном конгрессе психологов, проходившем в Мюнхене в 1896 году, ряд его участников констатировал, что психология переживает открытый теоретический кризис. Реакцией на это состояние дел стал бурный прогресс теоретической мысли в последующую эпоху, получившей название эпохи школ психологии. Но первое слово и здесь вновь принадлежало «отцу экспериментальной психологии» Вильгельму Вундту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: