Контрольные задания и вопросы. В чем смысл выражения «три источника экспериментальной психологии»?

В чем смысл выражения «три источника экспериментальной психологии»?

Расскажите о развитии исследований времени реакции в первой половине 19 века.

Какой физический принцип лежит в основе теории слуха и цветового зрения Г. Гельмгольца?

Что нового внес в психологию Ф. Дондерс?

Кем и каким образом был выведен основной психофизический закон?

Объясните смысл понятия «энтропия» и расскажите о его происхождении.

В чем смысл второго начала термодинамики применительно к живым системам?

В чем причина подобия математических выражений законов Больцмана и Фехнера?

Какие методы экспериментального исследования были предложены Ф. Гальтоном?

Что нового привнес в психологию В. Вундт?

В чем заключался метод Г. Эббингауза?

Рекомендуемая литература

64. Акофф Р. Эмери Ф. О целеустремленных системах. – М.: Сов. радио, 1974.
65. Берталанфи Л. фон. История и статус общей теории систем. // Системные исследования. - М.: Наука, 1973.
66. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. - Л.: Изд. ЛГУ, 1984.
67. Джемс В. Психология. М. 1991.
68. Ждан А.Н. История психологии: от античности до современности. – М.: Изд. Российское педагогическое агенство, 1997.
69. Жуковский В.С. Термодинамика. – М.: Энергоатомиздат, 1983.
70. Пригожин И. Перспективы исследования сложности. // Системные исследования. Методологические проблемы. - М.: Наука, 1987.
71. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. – СПб.: Евразия, 1998.
72. Эббингауз Г. Основы психологии.- СПб., 1911-1912.
73. Экспериментальная психология./ Под ред. П. Фресс и Ж. Пиаже./ Вып. 1-2. – М.: Прогресс, 1966.
74. Ястржембский А.С. Термодинамика и история ее развития. – М. – Л.: Энергия, 1966.
75. Boring E. History of experimental psychology. – N.Y., 1950.
76. Каменев А.С. Концепции современного естествознания. – М., 2002.

ГЛАВА 6

СТРУКТУРНЫЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ

Система Вильгельма Вундта

Судьбы теоретического и организационного вклада Вундта в науку оказались различными. Первая в мире Лаборатория экспериментальной психологии и созданный двумя годами позднее на ее основе первый в мире психологический институт принесли Вундту заслуженную известность. В них учились и стажировались десятки известнейших впоследствии психологов, по их образцу строились лаборатории во многих научных центрах по всему миру. В отличие от этого, теоретические взгляды Вундта уже первой трети 20 веке оказались почти забытыми. Между тем, созданное им учение было первой системой психологических взглядов, созданной в русле новой, экспериментальной (или, следуя Конту, позитивной) научной традиции. Более того, концепция Вундта стала не только первой общепсихологической теорией, развитой за пределами философии, но и явила собой яркий пример системного научного мышления, продолжающего, несмотря на всю критику Вундтом философии Гегеля, лучшие традиции гегелевского мышления.

Система психологии Вундта была впервые полностью изложена им в его книге «Очерк психологии», изданной им в 1896 г. (Русский перевод 1897 г.) Во введении к этой работе Вундт замечает, что до сих пор в истории психологии преобладали два определения понятия психологии. Во-первых, что психология есть «наука о душе», а во-вторых, что психология есть наука о «внутреннем опыте». Этому мнению Вундт противопоставляет утверждение о том, что предметом психологии является непосредственное опытное знание.

В методическом отношении Вундт, видит психологию опирающуюся, подобно естественным наукам, на два точных метода. Первый, экспериментальный, служит для анализа более простых психических процессов; а второй, наблюдение продуктов духовной жизни народов, стоящих на различных уровнях культуры, служит для исследования высших психических процессов и закономерностей их развития.

Система Вундта включает три основных части: учение о психических элементах; учение о связях между этими элементами и продуктах этих связей; и учение о происхождении и законах психической жизни. В первой части Вундт выделяет психические элементы (ощущения и чувствования) и их композиции или производные. И те и другие подвергаются дальнейшей градации. Ощущения разделяются в количественном (интенсивность) и качественном (модальность) отношениях. Для градации простых чувствований Вундт выдвигает трехмерную теорию, согласно которой простые чувства различаются по параметрам «удовольствие - неудовольствие», «возбуждение - успокоение» и «напряжение - разрядка».

Возникающие на основе психических элементов сложные психические образования Вундт разделяет на представления и душевные движения. Представления, в свою очередь, разделяются на «интенсивные», т. е. такие, в которых каждый элемент связан с другим так же, как и со всяким другим, примером чему служит восприятие отдельного звука или созвучия; пространственные, в которых строгий порядок частей имеет значение только относительно самих этих частей; и временные, в которых порядок следования частей имеет значение как относительно самих частей, так и относительно воспринимающего их субъекта.

Душевные движения или сложные чувствования Вундт также подразделяет на два самых общих класса: интенсивные движения и экстенсивные движения. Под интенсивными чувствованиями он разумеет такие, которые возникают из ощущений, входящих в состав какого-либо представления. Например, чувство ритма или чувство оптической формы, проявляющееся в предпочтении выбора симметричных форм или, так называемого, золотого сечения. Экстенсивные формы душевных движений Вундт подразделяет на аффекты и волевые процессы. При этом для изучения чувств и их композиций - психических образований (представлений, аффектов и др.) следует опираться на исследование соответствующих им изменений физиологических процессов.

Во второй части своей теории Вундт обращается к проблеме связи между психическими образованиями, которую он называет сознанием. В свойственной ему манере обязательно классифицировать рассматриваемые явления, все виды, образующих сознание связей он группирует по двум классам, выделяя ассоциации, т.е. связи, устанавливаемые при пассивном состоянии внимания и апперцепции - связи, которые предполагают активное состояние внимания. Для тех и других Вундт предлагает системно организованную структуру. Ассоциации он предлагает разделять на одновременные и последовательные. Среди одновременных ассоциаций, в свою очередь, следует различать связи между однородными образованиями, или ассимиляции, примером которых могут являться зрительные восприятия величины или удаленности объекта; и ассоциации между разнородными образованиями –

 
 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: