Контрольные задания и вопросы
В чем заключаются основные положения концепции И.М. Сеченова?
Расскажите о развитии российской психологии в конце 19 - начале 20 веков.
В чем заключаются основные положения христианской психологии В.С. Соловьева?
Что вы знаете о деятельности Ф.Д. Горбова?
Что вы знаете об особенностях развития советской психологии в 1920-1930-е годы?
В чем заключается теоретическая основа культурно-исторической теории Л.С. Выготского?
В чем заключаются основные положения теории деятельности А.Н. Леонтьева?
Каков общий итого развития психологии в середине 20 века?
Рекомендуемая литература
105. | Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. –М., 1982. |
106. | Горбов Ф.Д. Я и мое второе я. - М. 2001. |
107. | Ждан А.Н. История психологии: от античности до современности. – М.: Изд. Российское педагогическое агенство, 1997. |
108. | Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М. 1963. |
109. | Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М. 1977. |
110. | Психология. / ред. Корнилов К.Н, Теплов Б.М., Шварц Л.М. - М. 1938. |
111. | Психология: Биографический библиографический словарь / пер. с англ. – СПб.: «Евразия», 1999. 832 с. |
112. | Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М. 1940. |
113. | Сеченов И.М. Избранные сочинения. - М., 1958. |
114. | Соловьев В.С. Избранное. – СПб., 1994. |
115. | Челпанов Г.И. Мозг и душа. – М. 1998. |
116. | Франк С.Л. Предмет знания душа человека. - СПб, 1995. |
117. | Шпет Г.Г. Избранные психологические произведения – М., 1996. |
118. | Ярошевский М.Г. История психологии. – М.: Мысль, 1976. |
ЧАСТЬ 3
На пути к синтезу наук:
Системный подход
В современной психологии
ГЛАВА 10
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД
В ПСИХОЛОГИИ
Революция в точных науках в 20 веке,
Теория информации и кибернетика
Вместе с социальными потрясениями и упадком многих культурных ценностей двадцатый век принес новую революцию в естествознании, приведшую в конечном итоге к смене парадигмы большинства наук, включая и психологию. Масштабы этой революции и ее последствия для научного мышления оказались вполне сопоставимыми с переменами ньютоновских времен. Увеличивало сходство эпох и то обстоятельство, что хотя новая научная революция не могла бы осуществиться без деятельности целой плеяды выдающихся теоретиков физики – М.Планка, В.Лоренца, Н. Бора и др., тем не менее, главные преобразования связывались с одной гениальной личностью – Альбертом Эйнштейном.
Сущностью переворота в физических науках стал отказ от абсолютной детерминированности ньютонианской системы мира и понимание принципиальной относительности всех происходящих в мире явлений. Оказалось, что одно и тоже явление приобретает совершенно разные характеристики в разных системах отсчета и объективные законы, выведенные прежней наукой – не более чем частный случай гораздо более общих закономерностей. В этих условиях сам принцип объективности научного исследования стал подвергаться сомнению, поскольку любой познавательный процесс оказался зависим от точки зрения осуществляющего этот процесс субъекта. Популярность пришла к А. Эйнштейну в 1919 году, когда сделанный им задолго до того расчет искривления траекторий солнечных лучей, проходящих вблизи тела большой массы, блестящим образом оправдался и был подтвержден многими астрономами, наблюдавшими это искривление вблизи поверхности луны во время полного солнечного затмения. Этот расчет основывался на предположении об искривлении пространства вблизи тел большой массы и являлся наглядной иллюстрацией принципа всеобщей относительности. Последующие годы стали временем утверждения взглядов Эйнштейна в физике и постепенного проникновения «духа релятивизма» в другие научные дисциплины, хотя в психологи признание относительности изучаемых явлений получило признание только в последней трети века. Тем не менее, стимулирующее влияние точных наук психология испытала гораздо ранее. Закономерным следствием наступившего века позитивной науки и чрезвычайного напряжения всех сил противоборствующих сторон в годы военных конфликтов стал необычайный технический прогресс, позволивший не только полностью изменить все традиционные способы ведения войны, но и в течение всего нескольких десятилетий преобразовавший повседневную жизнь человека в большей мере, чем это случилось за многие предшествующие столетия.