Уже в годы второй мировой войны, в ходе национально-освободительной и антифашистской борьбы левые демократические силы в странах Восточной Европы приобрели большой авторитет.
В то же время большая часть национальной буржуазии запятнала себя сотрудничеством с фашистскими властями и оккупантами. После освобождения под руководством левых, в том числе коммунистов, в этих странах прошли преобразования народно-демократического (несоциалистического!) характера, сложились демократические коалиционные правительства.
На этом этапе присутствие Красной Армии на территории стран Восточной Европы в основном служило гарантией необратимости демократических перемен.
В этот период советское руководство не стремилось навязывать свою общественную модель этим государствам в обязательном порядке; во всех странах сохранялись элементы традиционных политических систем. •
Более того, в Румынии до конца 1947 г. существовала конституционная монархия (молодой король Михай был далее награжден высшим советским орденом Победы за то, что дал согласие на проведение коммунистического восстания в Бухаресте в августе 1944 г., разорвал союзные отношения с Германией и даже успел объявить ей войну).
|
|
В Венгрии коммунисты имели меньшинство в парламенте и не вошли в правительство первого состава.
В Чехословакии коммунисты одержали убедительную победу на парламентских выборах, но пригласили в правительство буржуазных деятелей. В стране продолжала действовать конституция 30-х годов., а первым послевоенным президентом стал бывший глава государства Э.Бенеш.
В Польше по решению Потсдамской конференции власть осуществляло правительство национального согласия, состоявшее из представителей двух бывших органов власти: просоветского люблинского комитета наци-
9 786 129
опального освобождения (Временного правительства), созданного на освобожденной территории, и лондонского эмигрантского правительства, существовавшего с 1939 г. и признанного всеми антифашистскими государствами. Исключением была Югославия, где национально-освободительная война сопровождалась элементами войны гражданской. В результате полный контроль над страной оказался в руках коммунистов. Партизанская армия Тито в кровопролитных боях уничтожила партизанские отряды сербских монархистов-четников, также сражавшихся с оккупантами.
После войны Тито сформировал однопартийное коммунистическое правительство и провозгласил курс на строительство социализма.
Действия Гшио вызвали открытое недовольство Сталина, очевидно, потому, что опережали его собственные стратегические планы.
|
|
Сталин считал советское военное присутствие необходимым и достаточным условием для большевизации в перспективе стран, оказавшихся под контролем СССР.
Еще весной 1945 г. он заявил делегации югославских коммунистов: «Эта война — не такая, как прежде. Сейчас тот, кто оккупирует определенную территорию, внедряет там свою собственную общественную систему. Каждый продвигает свою систему до тех пределов, пока может продвигаться вперед его армия. Не может быть ничего другого».
- Разрыв с Западом
Западные страны рано увидели опасность большевизации занятых советскими войсками государств. Эту угрозу они решили использовать как повод для пересмотра границ сфер влияния и для приобретения нового политического капитала на противоборстве с советским тоталитаризмом.
Инициатива публичного изложения этой позиции принадлежала бывшему премьер-министру Великобритании У. Черчиллю.
Март 1946 г. — в Фултоне (США) Черчилль высказался следующим образом (знаменитая «фултонская речь»):
«От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике через весь континент пролег железный занавес. За этой линией находятся все столицы центральной и восточной Европы: Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест и София; все эти города и окружающие территории находятся в советской сфере влияния и в большой, все увеличивающейся мере подчинены контролю Москвы... Это не освобожденная Европа, за которую мы боролись. Это также не та Европа, которая несет существенные черты длительного мира!». Характерно, что Черчилль не предлагал никаких превентивных действий, а говорил лишь о необходимости объединения Запада перед лицом растущей советской угрозы. Тем не менее, его речь вызвала крайне негативную реакцию в Москве.
В США курс на разрыв и конфронтацию с СССР окончательно возобладал на политическом уровне в начале 1947 г. Первой формой его реализации стала так называемая «доктрина Трумэна».
12 марта 1947 г. — президент США Г'.Трумэн так определил свою позицию:
«В последнее время народам определенного числа государств против их воли были навязаны тоталитарные формы правления. Правительство Соединенных Штатов снова и снова протестует против насилия и запугиваний в Польше, Румынии и Болгарии, что представляет нарушение ялтинских договоренностей. Я должен отметить, что подобное развитие событий происходит и в некоторых других государствах. В настоящий момент мировой истории почти каждая нация может выбирать между альтернативными формами жизни. Только часто этот выбор не является свободным. Одна форма жизни основывается на воле большинства и проявляется в свободных учреждениях, представительных формах правления, свободных выборах, гарантиях личной свободы слова и религии и свободы от политического гнета.
Другая форма жизни основана на воле меньшинства, которое навязывает ее большинству насильно. Она опирается на террор и угнетение, на цензуру прессы и радио, на манипулирование выборами и на отмену личных свобод. Я думаю, политика Соединенных Штатов должна состоять в том, чтобы помогать свободным народам, сопротивляющимся попыткам подчинения со стороны вооруженного меньшинства или внешнего давления». В соответствии с доктриной Трумэна США:
— уже в 1947 г. предоставили помощь Греции и Турции, находившимся под жестким военно-политическим давлением Кремля;
— начали разрабатывать программу помощи другим странам Европы.