К 1949 г.— оккупационные войска из обеих зон были выведены, но политическое влияние сверхдержав как на Севере, так и на Юге оставалось очень сильным

1947-1948 гг. — СССР и США, в нарушение собственных прежних договоренностей, санкционировали созда­ние сепаратных органов власти в Сеуле и Пхеньяне.

С этого времени коммунистическое руководство Се­верной Кореи во главе с Ким Ир Сеном при поддержке СССР и Китая стало готовиться к решению проблемы объединения военным путем.

25 июня 1950 г. — северокорейская армия перешла в наступление за демаркационную линию; южноко­рейская армия была слаба и не оказывала сущест­венного сопротивления. К сентябрю 1950 г. — северокорейцы овладели почти всей территорией страны. В такой ситуации США впервые решили использо­вать Организацию Объединенных Наций для противодей­ствия коммунистической агрессии.

Июль 1950 г.Совет Безопасности ООН квалифициро­вал действия Севера как агрессию и решил санк­ционировать отправку в Корею войск ООН, Таким образом, было узаконено участие в войне на стороне Юга войск 16 государств (основную «нагрузку» несли войска США).

СССР как постоянный член Совета Безопасности ООН мог наложить вето на это решение. Но в то время он бойкотировал работу ООН из-за того, что большинст­во государств признали полномочия пятого постоянного члена Совета Безопасности за гоминьдановским Тайва­нем, а не за коммунистическим Китаем.

В ходе интервенции войск ООН северокорейцы по­терпели ряд тяжелых поражений. Генеральная Ассамблея ООН разрешила своим войскам переход 38-й параллели.

К октябрю 1950 г. войска Пхеньяна были оттеснены к северным границам страны, часть их даже перешла на территорию Китая. СССР воспользовался интернационализацией конф­ликта для организации непосредственной поддержки Северной Кореи.

15 октября 1950 г. — в боевые действия против войск ООН вступили так называемые «отряды китайских народных добровольцев», общая численность кото­рых достигала нескольких миллионов человек. СССР направил в Корею несколько полков истреби­телей МИГ-15 — самых современных по тем временам

машин. На них летали советские пилоты, но без докумен­тов и в китайском обмундировании. Кроме того, в Корее служили советские военные связисты, медики и др.

В результате вмешательства Китая и СССР войска ООН были выбиты с территории Северной Кореи. К лету 1951 г. линия фронта стабилизировалась по 38-й параллели.

Но позиционная война продолжалась до 1953 г.

В ходе войны погибло:

американцев — 54 тыс.;

китайцев — около 1 млн;

корейцев (в том числе мирных жителей) — около 9 млн.

Только смена советского руководства и политического курса создала предпосылки для подписания перемирия.

Вывод: в Корее произошло самое опасное прямое воен­ное столкновение СССР и США, которое в любой момент могло перерасти в войну сверхдержав друг против друга и, следовательно, в третью мировую войну.

Политика СССР на Ближнем и Среднем Востоке

Сразу после войны этот регион оказался вне советского влияния. Несмотря на дипломатический прессинг и уг­розу применения силы, не удалось добиться территори­альных уступок от Турции. Не удалось также закрепить свое военное присутствие в Иране, где советские вой­ска находились с декабря 1941 г. Под давлением Запада их пришлось вывести в 1946 г.

Советский Союз решил воспользоваться начавшимся процессом деколонизации.

Главный акцент — на создание еврейского государст­ва в Палестине, подмандатной территории Англии.

Советское руководство при этом исходило из следу­ющих соображений:

1) среди евреев исторически были сильны социалистиче-

ские и антиимпериалистические настроения;

2) среди евреев Советского Союза было много желающих

переселиться на историческую родину; их можно было использовать в качестве проводников советских интересов и влияния;

3) лидеры СССР испытывали неприязнь и недоверие к исламским народам, большинство из которых тайно или явно поддерживали Германию в годы второй мировой войны и надеялись, что победа Гитлера обеспечит им национальную независимость. Поэтому СССР был одним из инициаторов решения

ООН о создании на территории Палестины двух государств:

еврейского;

арабского.

Правительство СССР санкционировало создание на территории нашей страны еврейской организации «Джойнт», одной из задач которой была организация переселения советских евреев в Палестину.

Примечание. Многие известные в последующем руководи­тели государства Израиль были выходцами из СССР (военный министр и премьер-министр Моше Даян окончил академию бронетанковых войск в Москве).

Май 1948 г. — образование суверенного еврейского госу­дарства Израиль.

СССР первым признал это государство и осудил напа­дение на Израиль семи арабских стран. 1948-1949 гг.арабо-израильская война, в ходе которой СССР оказал поддержку Израилю.

Сталинское руководство рассчитывало, что в Израиле удастся создать влиятельную просоветскую группиров­ку и реализовать восточноевропейский сценарий боль­шевизации страны. Но в Москве недооценили мощный националистический потенциал сионистского движения и преувеличили его социальную направленность.

Когда выяснилось, что руководство Израиля придер­живается прозападной ориентации, отношение Кремля к Израилю стало откровенно недружелюбным.

Кроме того, просчет в планах СССР относительно Израиля стал, видимо, одной из причин преследования евреев в Советском Союзе под девизом борьбы с космо­политизмом.

Вывод: к началу 50-х годов СССР был вторым по военно­му и политическому влиянию в мире государством.

Под непосредственным контролем СССР находились

территории от Балтики и Адриатики до Южно-Китай­ского и Японского морей. От воли Кремля прямо зави­сели 8 европейских и 3 азиатских государства, в том числе величайшая страна Азии — Китай.

Страны-сателлиты выполняли разнообразные функции: 1)создавали «пояс безопасности» для СССР; 2)обеспечивали почти все сырьевые, продовольственные и технологические потребности, позволяя обходиться минимумом контактов с Западом; 3) их существование подтверждало тезис о неизбежной победе социализма во всем мире, служило мораль­ным обоснованием существования позднего стали­низма и послевоенных трудностей в СССР (мотив: «надо помогать младшим братьям!»). В конце второй мировой войны союзники фактически провели раздел сфер влияния в Европе. Но Сталин намере­вался распространить советское влияние за линию раздела. Победа над нацизмом привела к росту авторитета СССР в мире, но вскоре международный престиж Со­ветского Союза был почти полностью утрачен в резуль­тате развала антигитлеровской коалиции, «холодной вой­ны» и жесткой политики в Восточной Европе.

Следствие этого — фактическая международная изо­ляция социалистического лагеря, в том числе и на уровне ООН, несмотря на то, что СССР создал и пытался использовать такие авторитетные международные об­щественные организации, как Всемирный Совет Мира, Всемирный Совет Профсоюзов и др.

Жесткая конфронтация с США несколько раз стави­ла мир на грань «горячей войны» и завела советскую внешнюю политику в тупик, так как существовало лишь 2 варианта дальнейшего развития событий:

1) признание территориального статус-кво и нормализация отношений с «лагерем капита­лизма»;

2) третья мировая война.

Американский ракето-ядерный потенциал намного превосходил советский, и участие в новой войне для СССР было бы самоубийством. Однако улучшение отношений с Западом не могло состояться при жизни Сталина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: