Сразу после смерти Сталина новые советские лидеры продемонстрировали готовность к отказу от конфронтации.
Фактический глава партии и государства Г.М.Маленков заявил о том, что:
— налицо угроза взаимного уничтожения в случае ядерной войны;
— необходимы общие усилия по сохранению мира.
(«Правда», 1954 г., 7 июля) Это было равносильно отказу от популярной большевистской идеи экспорта революции «на штыках». Примечание. Л.П.Берия предлагал другим членам Президиума ЦК КПСС временно отказаться от строительства социализма в ГДР ради достижения германского единства и нормализации отношений между Востоком и Западом в центре Европы.
Независимо от личных мотивов политиков существовала объективная необходимость резкого улучшения международных отношений:
— страна переживала серьезный аграрный и социальный кризис; для решения внутренних проблем требовалась внешняя стабильность;
— пока не был достигнут паритет с США в ядерных вооружениях, сохранялась опасность того, что СССР проиграет в прямом военном столкновении; в период преодоления стратегического отставания страна нуждалась в мире;
— в мире начался распад колониальной системы; молодые государства и освободительные движения можно было вовлечь в сферу советского влияния — для этого требовалось хотя бы частично восстановить привлекательность социалистической идеи, повысить авторитет советского строя, укрепить доверие к СССР, т.е. публично осудить наиболее одиозные черты сталинизма (в том числе во внешней политике) и
погасить наиболее опасные конфликты (в Корее, с
Югославией), продемонстрировать свое миролюбие.
Таким образом, внешнеполитическая стратегия СССР на новом этапе оставалась неизменной и предполагала противоборство с США за мировое господство.
Но формы и методы этой борьбы должны были существенно измениться. Советское влияние отныне должно было обеспечиваться не силой оружия и власти, а силой примера.
Фундаментальные установки нового внешнеполитического курса была даны в документах XX съезда КПСС (февраль 1956 г.):
1) реанимирован принцип мирного сосуществования государств с различным общественным и экономическим строем; это не означало отказа от соперничества, однако центр тяжести был перенесен из военно-политической сферы в социально-экономическую и пропагандистскую;
2) заявлено о возможности предотвращения мировой войны; ради подтверждения восстановления международного доверия Хрущев пошел на пересмотр важного марксистско-ленинского положения о неизбежности войн при капитализме; кроме того, подтверждалась сдерживающая роль ядерного оружия;
3) признавалась возможность различных, в том числе и
мирных, парламентских форм перехода к социализму — это был не только примирительный жест в отношении Тито, но и акт примирения с большинством европейских компартий, которые отказались от принципов революционного вооруженного насилия (восстания), а также жест в сторону молодых национальных и социальных движений в возникающем «третьем мире».
Все три положения означали, что руководство СССР признавало сложившуюся к тому времени расстановку сил в мире и отказывалось (по крайней мере, на время) от прямой конфронтации с Западом. Положительный международный резонанс вызвала и критика культа личности Сталина.
Смена внешнеполитического курса вызвала неизбежные противоречия в международной политике Советского Союза.
Причины этих противоречий:
— поворот был неожиданным для Запада, который продолжал действовать в рамках логики «холодной войны»;
— мирное сосуществование и десталинизация были неоднозначно восприняты в странах «народной демократии»;
— конфронтационным фактором оказалось появление в «третьем мире» режимов «некапиталистической ориентации», стремившихся использовать потенциал СССР (в том числе военный) в собственных интересах;
— внутри страны сохраняла влияние «партия силы», представленная:
1) военно-промышленным комплексом;
2) генералитетом;
3) политиками и дипломатами старой, сталинской формации.