Задания к тесту

Практическое занятие № 5

Динамическая природа языковой нормы

ПОДГОТОВЬТЕ ОТВЕТЫ НА СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ:

1. Для людей каких профессий владение нормами литературного языка - показатель профессиональной пригодности?

2. Какая из норм более недвижна — произносительная, акцентологическая, лексическая, словообразовательная, грамматическая? Расположите их в порядке нарастания подвижности.

3. В чем отличие орфоэпической нормы от фонетических законов языка? Покажите на конкретном примере.

4. Что означает феномен лексической нормы? Как он связан с основными свойствами слов?

5. Нарушение норм может быть обусловлено противоречиями в самом языке. Докажите это на примере слов; пальто, кенгуру, очутиться, чудить, жать, писать, победить.

6. Какие употребления следует считать ненормативными? Какие можно отнести к «младшей» норме? Какие варианты следует считать разговорными?

A[дју]тант, не[л’]зя, до[шт’], ко[н]сервы, ве[з]де, пе[н]сия, ско[к]о, mo[д]a; [сч]ет, [ш’ч]итывать, ки[н]те, и[з]менник, щ[а]велъ, [зв’]eрь, е[ж ]ай, не е[з]дий, у меня е[с’].

6. Можно ли считать современную литературную норму РЯ ужеустояв­шейся и стабильной?

7. В какой мере актуальным для нормы представляется общественная регламентация и общественное признание варианта?

8. Определите действие социальной оценки применительно к норме, опи­раясь на собственное языковое чутье.

Практические задания:

1) Разработайте для учащихся старших классов урок-лекцию: Типы норм современного русского литературного языка.

2) Подготовьте для факультативного занятия по культуре речи сообщение «Как изменялись нормы русского языка», используйте следующие материалы: 1)Горбачевич К.С. Изменение норм русского литературного языка. Л., 1971; 2) Панов М.В. История русского литературного произношения. М., 1990.

3) В произведениях художественной литературы найдите ненормативные единицы. Определите характер нарушения языковых норм, попробуйте дать объяснение, почему автор использовал ненормативные единицы в тексте.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Головин. Б.Н. Основы культуры речи. М., 1980.

2. Введенская Л,А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-на Дону, 1995.

4. Васильева А.Н. Основы культуры речи. М., 1990.

5. Кохтев Н.Н.. Риторика. М., 1994.

6. Основы культуры речи. Хрестоматия // Под ред. Л.И. Скворцова. М., 1984.

7. Культура русской речи. Учебник для вузов / Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М., 1999.

Практическое занятие №6.

Тренировочный тест

Задания к тесту

(Тест состоит из трех уровней)

1 Уровень включает следующие виды заданий:

1. Обозначить ударение в словах.

2. Определить характер ошибок, исправить (при выполнении используйте методические материалы к занятию).

3. Поставьте слова из скобок в нужной форме (определение грамматического рода отдельных существительных).

2 Уровень:

1. Поставьте существительные в форму Р.п., выделите ударный слог.

2. Восстановите паронимические пары и употребите слова в словосочетаниях.

3. Подберите к существительным ж. рода существительные м.рода, определите семантические и стилистические различия между ними.

4. Раскройте скобки, объясните написания (синтаксические нормы).

5. Укажите случаи стилистически неоправданного употребления заимствованных слов.

6. Исключите предложения с неречевыми ошибками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: