Речевые нестилистические ошибки

РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ – это случаи нарушения норм употребления слов,грамматических форм и категорий. (Отличай от ошибок предыдущей группы, где шла речь о нарушениях в образовании слов, форм, синтаксических конструкций). Помни, что оценка речевых ошибок такая же однозначная, как и оценка грамматических ошибок: «так сказать нельзя, это неправильно».

I. Речевые ошибки в употреблении слов (лексические речевые ошибки).

1) Употребление слова без учета его семантики как следствие незнания значений слов:

/ Автоматическая линия явится Автоматическая линия будет

новым этапом в технической новым шагом в техническом

вооруженности предприятия. оснащении предприятия.

2) Нарушение лексической сочетаемости слов (лексическая несочетаемость):

/ Эти функции поручаются …/ Эти функции возлагаются на…

/ Сумма нарушителей Число нарушителей…

дисциплины настораживает./

3) Двусмысленность в результате не устраненной контекстом многозначности.

/ Люди увидели в нем доброго Хорошего? Или отзывчивого?

руководителя?/

4) Двусмысленность в результате неудачного использования омонимов.

/Врач решил это лекарство Отменить? Или рекомендовал применять?

оставить./

/ Как же они туда попадали?/ Попáдали или попадáли?

/В результате анализа получены Превосходные? Или отличающиеся?

отличные данные./

5) Смешение паронимов

/ Новые методы дали эффектные …Дали эффективные результаты.

результаты./

6) Изменение состава антонимической пары

/ Молодые люди живут активно и …они не созерцатели (не праздные

целеустремленно, они не соглядатаи наблюдатели) жизни, а ее участники.

жизни, а ее участники./

7) Не оправданное контекстом использование антонимов.

/ Трудно наладить работу при наличии Трудно наладить работу, если нет

отсутствия необходимых материалов./ необходимых материалов.

8) Неправильный выбор слова из ряда идеографических синонимов.

/ Этот коллектив знаком во многих странах мира./ - Этот коллектив известен

9) Неточное знание семантики слов иноязычного происхождения, неумеренное употребление иноязычных слов.

/ Главный ботанический сад - зеркало фауны всей планеты/. - …зеркало флоры

/Надо соблюдать регламентацию собрания./ - …регламент…

10) Лексические анахронизмы (нарушение временных границ слова).

/Молчалин работает у Фамусова. / …служит…

/Герасим имел очень маленькую жилплощадь. / …комнату (каморку)…

11) Изменение состава фразеологизмов (расширение, сокращение, искажение лексического состава, искажение грамматических форм во фразеологической единице).

/ Успехи этого студента желают много …оставляют желать много лучшего.

лучшего. /

/ Провести вокруг пальца/ Обвести вокруг пальца.

/ Упал духом./ Пал духом

/ Он приехал сюда не работать, а за длинными рублями./ …рублем..

12) Контаминация фразеологизмов (смещение).

/ Уделить значение / («из уделить внимание» и «придавать значение»).

/ Играть значение / (из «иметь значение» и «играть роль»)

II. Речевые ошибки в употреблении грамматических (морфологических и синтаксических) категорий и форм.

1) Нарушение в употреблении форм личных имен существительных.

/ Бригадирша Анна Федоровна удостоена премии/ (вм. бригадир…).

2) Нарушение в использовании существительных общего рода.

/ Про этого старика говорят, что он большая скряга./ (вм. …большой скряга..)

3) Смешение краткой и полной форм прилагательных в роли сказуемого.

/ Все были готовые к походу/ … готовы…

4) Неудачное употребление местоимений в контексте, приводящее к неясности или двусмысленности речи.

/Земляника напоминает ревизору, что оно у него обедал./ (Кто у кого обедал?).

5) Неверная соотнесенность местоимений с собирательными существительными.

/ Молодежь – наше будущее. Они всегда впереди./ …Она всегда впереди…

6) Нарушение видо-временной контекстной соотносительности глаголов.

/ Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, …вышел и сел…

Гринев долго смотрел ему в след./

7) Ошибки в употреблении залоговых форм глагола:

а) совпадение страдательного и действительного значений у глаголов, не обозначающих автоматического действия.

/ Огурцы моются под струей холодной воды, …моют, очищают…

очищаются от кожуры./

Ср. вполне правильные случаи.

б) неправильный выбор залоговых форм причастий:

/Игрушки, выпускающиеся Загорской …выпускаемые…

фабрикой, известны за пределами страны./

/Нигде не встретила четкого значения …интересующего…

интересуемого понятия/

8) Неумелый выбор связки в составном сказуемом.

/Вода все время прибывала, …становилось опасным…

и положение являлось опасным.

/Одним из главных достижений повести …является…

есть язык самого автора/

9) Двусмысленность в результате синтаксической омонимии (следствие омонимии падежных форм).

/Иванову приходилось много объяснять./ - Объяснял ли Иванов или ему объясняли?

/Был сообщен ответ комиссии/ - Ответ, присланный комиссии, или подготовленный комиссией?

10) Нанизывание падежей (особенно родительного и творительного).

/Проверка будет произведена назначенной администрацией комиссией/ - Проверка будет произведена комиссией, которую назначала администрация.

11) Двусмысленность в результате нарушения порядка слов.

/Усилена борьба со всякого рода нарушениями трудовой дисциплины со стороны администрации института./ - Со стороны администрации института усилена борьба с нарушениями трудовой дисциплины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: