Тема: Изобретение речи. Топика.
Цель: 1.Познакомиться с понятиями топосы (общие места) и научиться разворачивать речь на основе различных топов.
2. Формирование коммуникативной компетенции, а также ОК-1, ОК-2, ОК-6, ОК-7, ОК-9.
Топика – совокупность «общих мест» (топов, смысловых моделей) и способы их применения на этапе инвенции (изобретения).
Смысловые модели (топы):
– род и вид;
– определение;
– целое и части;
– свойства;
– сопоставление;
– причина и следствие;
– обстоятельства;
– пример, свидетельство
– имя
Задание 1. Смысловая модель «Род и вид»
Найдите в приведенном тексте родовые и видовые понятия. Постройте вертикаль и отметьте «ответвления» разновидностей.
Дерево
Ветви одних деревьев покрываются листьями, а у других иглами, или хвоей. Первого рода деревья называются лиственными, а последнего – хвойными. Дуб, тополь, липа, береза, яблоня, груша, слива – деревья лиственные, а сосна, ель, пихта – хвойные. Весной деревья цветут, а осенью на них появляются плоды, по которым деревья делятся еще на садовые и лесные. Садовые деревья выращиваются человеком, и он собирает с них вкусные плоды; плоды же лесных деревьев или невкусны, или совсем несъедобны.