Период конфронтационной стабильности

За годы жесткой конфронтации, пиком которой стал Карибский кризис «обе державы научились некоторым фундаментальным правилам благоразумия, с тем, чтобы регулировать свое соперничество и вести себя таким образом, что бы не прибегать к оружию». Действительно, несмотря на участие в той или иной степени почти в каждом военном конфликте 50-60х годов СССР и США не разу не перешли к стадии открытого вооруженного столкновения. Общемирового столкновения удалось избежать, что было заслугой дипломатов двух великих держав.

После смерти Сталина, серьезные изменения происходят во внешнеполитическом курсе СССР. Своего рода символом перемен явился визит лидера Югославии Б.Тито в Москву в июне 1956 г. Он стал возможным исключительно потому, что новый руководитель Советского Союза отошел от некоторых взглядов прошлого руководства. Н.С. Хрущев фактически признал «существование нескольких дорог к социализму», что свидетельствовало о серьезных изменениях во внешнеполитическом курсе страны. Москва надеялась на примирение с Югославией, которая к тому времени установила достаточно тесные торгово-финансовые отношения с Западом. Однако период примирения был коротким. Вооруженное вмешательство СССР в венгерские события было с негодованием воспринято в Белграде.

Тем не менее, в целом позиция СССР в отношении с Западом стала более гибкой. Вопреки возражениям со стороны Молотова, Хрущев подписывает в 1955 г. мирный договор с Австрией. В мае этого же года Советский Союз официально возвращает Порт-Артур Китаю, а в сентябре выводит вооруженные силы из военной базы, расположенной лишь в 20 километрах от Хельсинки. В 50-е годы СССР становится активным участником различных программ помощи в рамках ООН.

Параллельно с этим, проходило укрепление позиции СССР в странах Восточной Европы, что, как выяснилось, не очень тревожило Запад. Достаточно вялая реакция западных стран на грубое вмешательство Москвы во внутренние дела Польши и Венгрии в 1956 г. свидетельствовала о их нежелании идти на открытую конфронтацию.

Конец 50-х начало 60-х годов было периодом улучшения отношений между США и СССР. Во время встречи в Париже советской и американской делегаций, возглавляемых президентом Эйзенхауэром и премьером Хрущевым, по мнению большинства специалистов, было возможно достижение реальных соглашений. Однако срыв переговоров руководителей СССР, США, Англии и Франции в Париже в мае 1960 г. фактически произошло из-за негибкости советского лидера. Негативно повлиял на отношения СССР с Западом и эпизод со сбитым над территорией СССР в канун майских праздников 1960 г. американского разведывательного самолета У-2. Так завершился кратковременный период «потепления» между Москвой и Вашингтоном, за которым последовали строительство Берлинской стены и Карибский кризис.

С 1962 г. США пошли на демонтаж региональных биполярных структур, несмотря на то, что глобальной основой конфронтационной стабильности (1962-1991 гг.) и разрядки (1968-1978 гг.) оставалось биполярность. Для Советского Союза это явилось не очень приятной неожиданностью. Формализацией новой внешней политики США стала доктрина Р.Никсона. Она была построена на перераспределении военной ответственности в сдерживании коммунизма между США и поддерживаемыми ими правительствами. Президент Никсон открыто заявил о невозможности жертвовать интересами Соединенных Штатов ради задач, определенных из реалий 40-х годов.

Ситуация в мире, сложившая к началу 60-х годов характеризовалась военно-стратегическим паритетом между СССР и США, осознанием бессмысленности нерегулируемой гонки вооружений. Впервые появилась возможность перевести конкуренцию за мировое преобладание из области стратегического противостояния в политическую, экономическую и культурную сферы. Великие державы попытались активнее использовать не военные, а культурно-ценностные аргументы в борьбе за симпатии других народов. Это стало основой кратковременного, но очень яркого периода разрядки. США отказывались от «одиночного» противостояния, на которое у них уже не было сил (Вьетнамская война сильно ослабила потенциал и политико-моральную однородность американского общества). Стремясь не допустить перехода гегемонии к Советскому Союзу, Вашингтон пошел на разрушение классической биполярной структуры, сочетая приоритетность советско-американского взаимопонимания на глобальном уровне в Европе с жесткой поддержкой «антибиполярных» тенденций на региональном и субрегиональном уровнях. Сближение США с Китаем, по мнению А.Д.Богатурова, как нельзя лучше характеризовало эту тенденцию.

60-е годы начались с переговоров в Женеве между СССР, США и Англией о прекращении испытаний ядерного оружия. В эти годы, как Москва, так и Вашингтон стали проявлять большую гибкость. Однако против заключения соглашения о прекращении испытаний ядерного оружия выступали Франция и Китай, которые опасались отстать в развитии собственных ядерных программ, считавшиеся залогом безопасности. Более того, и сами участники переговоров не были готовы пойти на полное запрещение испытаний. В 1963 г. была найдена компромиссная формула, стороны согласились подписать договор о запрете ядерных испытаний в атмосфере, космическом пространстве и под водой. Эти переговоры дали уникальный опыт согласованного решения проблемы по частям, с выделением тех вопросов, по которым можно добиться консенсуса.

В эти же годы шли переговоры о сокращении обычных вооружений. Появилась и новая проблема, связанная с освоением космического пространства, которое, по мнению большинства стран, не должно было стать ареной гонки вооружения. Однако в 60-е годы происходило расширение ядерного клуба, и продолжали совершенствоваться новые виды вооружения. Подобные тенденции беспокоили международную общественность. Были найдены очень элегантные формы запрещения распространения ядерного оружия – объявление отдельных регионов безъядерными зонами. Летом 1964 г. такой зоной была объявлена Африка.

В 1968 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила Договор о нераспространении ядерного оружия. В ходе работы над текстом договора, Соединенные Штаты и Советский Союз впервые за многие годы достигли некоторого сближения по принципиальным вопросам разоружения. Согласно статье 1, каждый участник Договора, обладающий ядерным оружием, брал обязательство «не передавать кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также контроль над таким оружием или взрывными устройствами, ни прямо, ни косвенно». В марте 1970 Договор вступил силу. К этому времени его подписали около 100 государств.

Однако в конце 60-х годов, произошло ряд событий, которые свидетельствовали о том, что два блока продолжали бороться за упрочение статус-кво в мире. Некоторые исследователи говорили даже о существовании своего роды негласного правила советско-американских отношений в Европе: «В поделенной на сферы влияния Европе ни та, ни другая сторона не должны нарушать этот порядок силовыми методами». События в Венгрии 1956 г. и Чехословакии 1968 г. косвенно подтверждали такое мнение. Весной 1968 г. новый лидер компартии Чехословакии А.Дубчек объявил о либеральных реформах, направленных на «десталинизацию» режима в стране. Однако «пражская весна» длилась всего 7 месяцев: 21 августа 1968 г. советские войска вошли в Прагу. Как и в Венгрии, Москва не могла смириться с угрозой своим стратегическим военным интересам в Центральной Европе. Оправдание вмешательства во внутренние дела Чехословакии было сформулировано в рамках, так называемой, «брежневской доктрины». В сентябре 1968 г. Л.И. Брежнев заявил о существовании неотъемлемого права социалистического сообщества судить, когда наступает опасность социалистическим ценностям и вмешиваться, для их защиты. Формально подтверждая тезис о существовании разных путей построения социализма, Москва, тем не менее, говорила о недопустимости каких-либо действий, «способных нанести ему урон».

Начало 70-х годов было времен нормализации отношений между КНР и США, с одновременным обострением советско-китайских отношений. К сожалению, Советский Союз, выступавший за сохранение статус-кво в регионе, быстро утрачивал инициативу, которая переходила к США, Китаю и позднее Японии. 27 февраля 1972 г. в Шанхае подписывается коммюнике, где закреплялись условия нормализации американо-китайских отношений. США подтверждали намерение поддержать КНР в случае нарастания угрозы со стороны СССР, а Китай обещал продолжить линию дистанцирования от Москвы. Начиная с этого времени, в Юго-Восточной Азии складывается новая региональная структура международных отношений.

6.Период международной разрядки

В конце 60-х начале 70-х годов в мире произошли важные события, которые, однако, развивались по традиционной схеме. В январе 1969 г. вступил в должность президент Р.Никсон, в апреле приступил к своим обязанностям президент Франции Ж.Помпиду, а в октябре канцлером ФРГ стал В.Брандт. Провозглашение Брандтом восточной политики и интерес, который проявил Жорж Помпиду к отношениям Восток-Запад, особенно в области безопасности, стали определяющими факторами развития диалога между двумя противоборствующими лагерями.

Важной вехой в восточной политике Брандта послужило заключение 12 августа 1970 г. в Москве Договора между СССР и ФРГ, в котором была признана нерушимость существующих в Европе границ. Стороны взяли на себя обязательства неукоснительно соблюдать территориальную целостность всех европейских государств. Этот договор создал основу для нормализации отношений между СССР и ФРГ, ФРГ и ГДР. Политика Брандта развязала руки другим странам Западной Европы в отношениях со странами Восточной Европы.

Приход к власти Помпиду, способствовал некоторому отходу от политики де Голля, который не приветствовал усилий СССР, направленных на созыв совещания по безопасности. Более того, Париж проявил интерес к расширению контактов между Востоком и Западом. С 1969 г. в НАТО стали серьезно обсуждать примерный круг вопросов для возможных переговоров с восточным блоком.

Несмотря на постоянно возникавшие конфликты в странах Азии и Африки Советскому Союзу удалось на время нормализовать отношения со многими странами Ближнего и Среднего Востока. Активно продолжались советско-американские переговоры по проблемам разоружения в Вене и в Хельсинки, хотя сами переговоры проходили очень сложно. Они то прерывались, то возобновлялись вновь. Тем не менее, 26 мая 1972 г. удалось подписать бессрочный Договор об ограничении систем противоракетной обороны, по которому стороны отказались от развертывания систем ПРО для прикрытия своих территорий, кроме двух комплексов, вопрос о которых стороны оговорили специально. В этот же день было подписано Временное соглашение о некоторых мерах в области стратегических и наступательных вооружений. Стороны обязались прекратить с 1 июля 1972 г. строительство новых дополнительных стационарных пусковых установок наземного базирования.

18 марта 1969 г. участники Варшавского договора опубликовали обращение ко всем европейским странам с призывом умножить усилия для укрепления мира и безопасности на континенте. В мае 1971 г. правительства стран НАТО заявили о своем согласии участвовать в предварительных консультациях, которые проходили в Хельсинки. После продолжительных переговоров стороны пришли к компромиссу. 30 июля 1975 г. в столице Финляндии был подписан Заключительный акт Общеевропейского совещания на высшем уровне. Этот документ юридически закрепил ситуацию в Европе, сложившуюся после второй мировой войны. В Хельсинки были зафиксированы принципы взаимоотношений между государствами: уважение прав, присущих суверенитету, неприменение силы или угрозы силой, нерушимость границ, территориальная целостность государств, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и основных свобод, сотрудничество между государствами, добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

СБСЕ сыграло важную роль в создании и укреплении новых норм для международного сообщества. Однако еще более важно то, что СБСЕ положило начало процессу создания системы институтов и процедур, призванных упрочить приверженность этим нормам. На Западе, многие достаточно скептически отнеслись к подписанному Акту, поскольку считали ошибочным равнозначное включение в заключительный документ положения о правах человека и закрепление территориального статус-кво. В 70-е годы США, например, вообще не воспринимали СБСЕ всерьез.

Тем не менее, процесс, который был запущен в Хельсинки, остановить было очень трудно. После финской столицы, участники Общеевропейского совещания провели встречи в Белграде (1977-1978), Мадриде (1980-1983) и Стокгольме (1984). Многие исследователи отмечают, что эти встречи не оказали значительного воздействия на общее состояние международной обстановки. Они практически не способствовали сближению позиций по военным проблемам безопасности. Эти вопросы оставались в компетенции двусторонних переговоров между США и СССР.

В июне 1979 г. в Вене состоялась встреча Л.И. Брежнева и президента Дж.Картера во время которой был подписан Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений и протокол к нему. Две супердержавы опубликовали также совместное заявление о принципах и основных направлениях последующих переговоров об ограничении стратегических вооружений.

В конце 70-х годов происходит резкое ухудшение советско-американских отношений, поводом чему стал ввод советских войск в Афганистан. Период разрядки закончился, его апофеозом было создание СБСЕ и заключение договора об ограничении стратегических наступательных вооружений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: