Суверенитет и территориальная целостность Российской Федерации

1. Конституция РФ выделяет два вида пространств: территорию государства, в пределах которой оно осуществляет абсолютную юрисдикцию; пространства, на которых суверенные права и юрисдикция определяются в соответствии с нормами международного права. Территория Российской Федерации представляет собой исторически сложившееся пространство в пределах государственной границы, на которое распространяется суверенитет России.

2. Территория как признак и часть государственной организации представляет собой пространство, где юридически оформленная в суверенное государство общность людей (социально дифференцированный народ) осуществляет свою власть. В правовом смысле территория определяет пределы распространения властных полномочий различного уровня и характера. В Российской Федерации на одной и той же территории функционируют федеральная власть, власть субъектов РФ, местного самоуправления нескольких уровней, что соответственно обусловливает разграничение их полномочий.

3. Положения Конституции России о целостности и неприкосновенности ее территории являются определяющими для существования России как федерации. Федеральные органы власти и органы государственной власти субъектов Федерации не должны использовать свои полномочия в целях разрушения территориальной целостности Российской Федерации, хотя подобные примеры общеизвестны.

4. Конституционное закрепление состава территории федеративных государств преследует одну цель — наиболее полно определить и законодательно закрепить состав территории федерации, тем самым заложив основы в обеспечении целостности государства. Эффективной гарантией территориальной целостности федераций является провозглашение федеральными конституциями верховенства федерального права над правом субъектов федераций.

5. Территория Российской Федерации представляет собой исторически сложившееся пространство в пределах государственной границы, на которое распространяется суверенитет России. Государственное территориальное образование - обособленная составная часть государства, обладающая (по конституции, договору, закону) всей полнотой государственной власти вне пределов ведения государства. Статус и территория государственного территориального образования не могут быть изменены без его согласия. При этом автор четко разграничивает такие элементы статуса, как государственность и права на государственные атрибуты.

6. Обеспечение территориальной целостности Российской Федерации отражает такое качество любого государства, как суверенитет. Данный термин подлежит употреблению в конституциях субъектов РФ в ограничительном смысле, в логической взаимосвязи с другими нормами Конституции РФ, анализ которых показывает, что республики государствами не являются.

7. Существенная внутренняя проблема территориальной целостности России — реализация национально-территориального принципа государственного устройства в границах единого государства. В то же время одной из наиболее острых проблем, влияющих на территориальную целостность государства, в наше время стал рост числа сепаратистских движений.

Предпосылки возникновения и развития этнического сепаратизма в многонациональных государствах обнаруживаются в самых разных сферах - социально-экономической, политико-правовой, ценностной, психологической. По мере развития сецессионное движение захватывает практически все стороны жизни, как социума, так и индивида, что обусловливает глубокое, многоаспектное влияние этого явления на экономические, политические и общественные отношения в государстве и обеспечивает его способность трансформировать эти отношения, переводя их на иной качественный уровень.

8. "Политика этнических преференций" относится к тем политическим действиям, которые направлены на обеспечение особого отношения к одной или нескольким этническим группам и способны постепенно уменьшать напряжённость в обществе, позволяя найти оптимальные, взаимоприемлемые решения данных вопросов в рамках единого государства.

9. Национальная безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности от внутренних и внешних опасностей и угроз, характеризующееся таким положением страны, при котором обеспечиваются ее целостность и внутренняя стабильность, суверенное и прогрессивное развитие, возможность выступать самостоятельным и полноправным субъектом международных правоотношений.

10. К угрозам конституционной безопасности в сфере обеспечения территориальной целостности, неприкосновенности, суверенитета РФ относятся действия различных субъектов конституционных правоотношений, нарушающие конституционные нормы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, тем самым наносящие ущерб конституционной законности и правопорядку.

11. Существующие и потенциальные угрозы территориальной целостности, анализ нормативной базы в этой области заставляют государство обеспечивать по возможности превентивные меры по их устранению. В этой связи необходимо принятие Федерального закона «Об обеспечении территориальной целостности Российской Федерации».

Теоретическая и практическая значимость работы. Научное значение диссертационного исследования заключается прежде всего в самой постановке проблемы как одного из фундаментальных и перспективных конституционно-правовых направлений. Теоретическая и практическая значии мость диссертации проявляется и в том, что выносимые на защиту положения развивают и углубляют концепцию обеспечения суверенитета и территориальной целостности России. В работе содержатся новые подходы к анализу принципа суверенитета в конституционном праве как одному из актуальнейших направлений деятельности единого Российского государства.

Теоретические положения и практические рекомендации, содержащиеся в исследовании, могут быть использованы в правотворческой деятельности при совершенствовании законодательства, регламентирующего формы и способы обеспечения суверенитета и территориальной целостности как на национальном, так и на международном уровне.

Практическая значимость диссертации определяется необходимостью постоянного совершенствования правоприменительных процедур и механизмов реальной защиты исследуемых конституционных принципов от внешних и внутренних угроз, что имеет первостепенное значение для утверждения основ государственной целостности Российской Федерации.

Отдельные положения диссертации могут быть использованы в учебном процессе при преподавании курса конституционного права России, специальных учебных курсов. Результаты диссертационного анализа имеют значение для дальнейшей разработки проблемы суверенитета и территориальной целостности как конституционно-правовых принципов, углубления комплексных исследований в русле становления единой России.

Апробация результатов диссертации. Диссертация подготовлена на кафедре конституционного и муниципального права юридического факультета Дагестанского государственного университета, где проведено ее рецензирование и обсуждение. Отдельные положения и выводы диссертации нашли свое отражение в опубликованных работах, а также в докладах автора на республиканских, вузовских и межвузовских научно-практических конференциях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения и библиографического списка нормативно-правовой и научной литературы.

Заключение

Государственный суверенитет и территориальная целостность имеют ключевое значение для жизни и деятельности любого государства, ибо являются его основным атрибутом.

Конституция РФ неоднократно упоминает термины «территория» (ч. 1, 2, 3 ст. 4, ч.1 ст. 68, п. «б» ст. 71), «целостность Российской Федерации» (ч. 5 ст. 13), «территория Российской Федерации» (ч.1 ст. 67, ч.1 ст. 74) и «территории ее субъектов» (ч.1 ст. 67), «целостность и неприкосновенность. территории» (ч. 3 ст. 4), «территориальные органы» (ч. 1 ст. 78), «государственная целостность» (ч. 2 ст. 80), «целостность государства» (ч. 1 ст. 82), «границы территорий» (ч. 2 ст. 131)и т. д.

Наиболее полное представление этого понятия содержится в ч. 1 ст. 67 Конституции России: «Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними». В конституционном праве России есть понятия «территория Российской Федерации» и «территория субъекта Федерации». Соотношение между ними самое простое: первая включает в себя территории ее субъектов. Однако территория Российской Федерации не есть простое сложение территорий ее субъектов. Конституция РФ фиксирует составные части государственной территории Российской Федерации: территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (ч. 1 ст. 67 Конституции РФ). В состав территории субъекта Федерации не включаются внутренние воды, территориальное море, недра и воздушное пространство.

Интересы сохранения государственного суверенитета, независимости и территориальной целостности обуславливали существование России на протяжении всего развития как унитарного государства. Геополитическое положение нашей страны вынуждало Россию вести постоянную борьбу за свою территориальную целостность порой путем присоединения граничащих территорий. Иногда соседние национальные образования добровольно входили в ее состав. Такие действия были возможны только в условиях централизации. Некоторые территории имели привилегированное положение по сравнению с губерниями центральной России. Существенными правами обладали автономии. Однако в целом отношения между центральной властью и губерниями строились на принципах унитаризма.

Положения Конституции России 1993 г. о целостности и неприкосновенности ее территории являются определяющими для существования России как федерации. Федеральные органы власти и органы государственной власти субъектов Федерации не должны использовать свои полномочия в целях разрушения территориальной целостности Российской Федерации, хотя подобные примеры общеизвестны. Существенная внутренняя проблема территориальной целостности России — реализация национально-территориального принципа государственного устройства в границах единого государства.

Особую роль в федеративном устройстве России выполняют территориальные образования, которые напрямую взаимосвязаны с проблемой государственной целостности. В общетеоретическом плане территориальные образования в зависимости от объема, содержания и пределов своих прав и обязанностей, степени самостоятельности разделяются на три вида: административные, автономные и государственные (государствоподобные).

Административное территориальное образование - обособленная составная часть государства, в пределах которой функционируют органы власти, подчиненные (и во многих случаях формируемые) вышестоящими органами власти. В рамках конституционно и / или законодательно определенной компетенции органы власти административного территориального образования принимают (издают) нормативные акты, действующие в пределах соответствующей территории. Образование, реорганизация, ликвидация и т.п. административных территориальных образований, как правило, находятся в компетенции вышестоящих органов власти. Нужно отметить, что административные образования могут быть территориальными единицами как унитарных (воеводства в Польше), так и федеративных государств (федеральный округ Колумбия в США).

Автономное территориальное образование - обособленная составная часть государства, наделенная (по конституции и / или по закону) правами по самостоятельному формированию органов власти, принятию нормативных актов, регулированию отдельных сфер общественных отношений и т.д. Автономное образование создается решениями органов власти государства и в принципе может быть ими преобразовано или ликвидировано в одностороннем порядке. Чаще всего автономные образования создавались на национальной основе (в СССР, Франции, Великобритании, Югославии, Китае, Вьетнаме), но известны прецеденты наделения автономией на основе учета географических, культурных (Италия), языковых (Никарагуа), религиозных (Филиппины) и других факторов.

Государственное территориальное образование - обособленная составная часть государства, обладающая (по конституции, договору, закону) всей полнотой государственной власти вне пределов ведения государства. Статус и территория государственного территориального образования не могут быть изменены без его согласия. При этом представляется необходимым четко разграничивать такие элементы статуса, как государственность и права на государственные атрибуты. Государственность применительно к территориальным образованиям предполагает принадлежность им всей полноты власти, а значит всей полноты государственной власти вне пределов ведения государства в целом, ограниченное территориальное верховенство, а также гарантии от произвольного изменения их статуса.

В тексте Конституции Российской Федерации отдельные термины используются в ином, не соответствующем их действительному значению смысле. Например, из ст. 5 следует, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов (ч.1), а во второй части этой же статьи один из видов субъектов, в частности, республика названа в скобках государством. Такое указание нарушает принцип равенства субъектов. Это формальное несоответствие термина «государство» в отношении ряда субъектов их статусу. Суверенитет - это не количество перераспределенных полномочий, а качество, признак независимого государства, не поддающийся расчленению. Поэтому использование термина «государство» в отношении республик можно считать неверным.

Будучи по своей природе и характеру политико-правовой, а, точнее, государственно-правовой категорией, понятие суверенитета охватывает собой и отражает в себе также и другие сферы жизни общества: экономическую, идеологическую, социальную и др. Реальное содержание государственного суверенитета наполняется не только и даже не столько юридической, сколько экономической, социальной, политической и иной реально существующей, объективированной материей.

Анализируя сложившиеся о государственном суверенитете представления и выработанные различными государственно-правовыми школами определения его понятия, нельзя не видеть, что общий смысл и содержание государственного суверенитета в подавляющем большинстве случаев, несмотря на значительные разночтения в данном вопросе, с одной стороны, сводятся в конечном итоге к верховенству государственной власти внутри страны по отношению ко всем другим, существующим в ее пределах социальным властям, различным объединениям граждан, а также по отношению к самим гражданам, а с другой — ассоциируются с независимостью государственной власти вовне страны, в отношениях с другими суверенными государственными властями. При этом под верховенством государственной власти как одной из разновидностей социальной власти понимается такая власть, которая имеет непререкаемый приоритет перед другими, существующими в обществе наряду с ней социальными властями.

Независимость государства трактуется как его полная самостоятельность в решении своих не только внутренних, но и внешних проблем, в формировании и осуществлении внешней политики государства, в установлении и развитии на равноправной основе отношений с другими суверенными государствами. Государственный суверенитет есть способность юридически не связанной внешними силами государственной власти к исключительному самоопределению, а потому и самоограничению путем установления правопорядка, только на основе которого деятельность государства приобретает подлежащий правовой квалификации характер.

Среди важнейших признаков и свойств государственного суверенитета в отечественной и зарубежной литературе обычно называют два традиционных свойства: верховенство государственной власти по отношению к другим социальным властям внутри страны и независимость государства по отношению к другим суверенным государствам во вне.

Положение о принадлежности государственного суверенитета только государству в целом, а не его отдельным составным частям или же производным от него явлениям, включая государственную власть, законодательно закрепляется в основных законах — конституциях ряда современных государств. Причем это делается как в форме прямого указания на принадлежность суверенитета данному государству, так и в косвенной форме — путем указания на производный характер государственного суверенитета от суверенитета всего народа.

В конституциях многих республик они именуют себя не просто государствами, а суверенными государствами. Однако системный анализ положений Конституции Российской Федерации не позволяет интерпретировать республики как «государства» (ч.2 ст. 5 Конституции РФ) или сделать вывод об их суверенности ни по форме, ни по существу. Суверенитет, кроме верховенства власти на своей территории, подразумевает наличие собственной правовой системы, а, как известно из ч.1 ст. 15 Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие на всей территории Российской Федерации, и все иные нормативные правовые акты не должны ей противоречить.

Еще одним признаком независимого государства является территория (на которую распространяется государственная власть). Территория Российской Федерации включает в себя территории субъектов (ст. 67, ч.1), республики входят в ее состав (ст. 5, ч.1), и территориальные вопросы находятся в ведении Российской Федерации (ст. 71, п. «б»). Органы государственной власти республик не обладают всей полнотой власти на своей территории. Поэтому и по признаку территории республика не является государством, об этом свидетельствует и отсутствие государственной границы у республики.

Таким образом, ни по одному из основных признаков государства республика не подпадает под определение «государство». Использование этого термина в отношении республик в ст. 5, ч.2 Конституции РФ породило опасную тенденцию - употребление таких наименований, как «суверенитет», «государство» и некоторых других в конституциях республик. Данный термин подлежит употреблению в ограничительном смысле, в логической взаимосвязи с другими нормами Конституции РФ, анализ которых показывает, что республики государствами не являются. Представляется, что необходимо толкование ст. 5, ч. 2 Конституции России Конституционным судом Российской Федерации.

Наряду с положениями о недопустимости несоответствия между федеральной конституцией и конституциями субъектов федераций федеральные конституции предусматривают также некоторые механизмы, приводящие на практике к выполнению этой обязанности. Один из таких механизмов состоит в том, что каждый субъект федерации должен получать от федеральных властей подтверждение соответствия своей конституции федеральной конституции.

Обеспечению соответствия конституций субъектов федерации федеральной конституции во многом способствует то обстоятельство, что в последних содержатся предписания, в силу которых высшие должностные лица субъектов федерации обязаны неукоснительно соблюдать предписания федеральной конституции и нести ответственность в случае их нарушения.

Представляется, что подобные конституционные установления и предписания, обозначающие примат федерального права над законодательством субъектов федераций, могут иметь большую ценность при решении получивших в Российском государстве в последнее время особую актуальность вопросов обеспечения единства в правовой сфере, конституционной целостности государства, предотвращения правового сепаратизма как угрозы конституционной целостности государства.

Безопасность государства является составной частью более широкого понятия "национальная безопасность", под которой понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. Национальная безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности от внутренних и внешних опасностей и угроз, характеризующееся таким положением страны, при котором обеспечивается ее целостность и внутренняя стабильность, суверенное и прогрессивное развитие, возможность выступать самостоятельным и полноправным субъектом международных правоотношений.

Для РФ как государства уникального по своему государственно-территориальному устройству и национальному составу это означает, что объективно существуют внутренние угрозы безопасности ее территориальной целостности и суверенитета, к числу которых относятся:

- попытки насильственного свержения конституционного строя;

- противоправная деятельность экстремистских националистических, религиозных, сепаратистских и террористических движений, организаций и структур, нарушающая единство и территориальную целостность РФ, дестабилизирующая внутриполитическую обстановку в стране;

- планирование, подготовка и осуществление действий, направленных на дезорганизацию функционирования федеральных органов государственной власти, нападение на государственные, хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;

- организованная преступность, терроризм, контрабанда и иная противозаконная деятельность в масштабах, угрожающих безопасности Российской Федерации.

Для обеспечения национальной безопасности РФ важное значение имеет определение России как договорной или конституционной федерации. Закрепленный Конституцией РФ законодательный и договорной механизм совместной компетенции дает все основания говорить о конституционно-договорной природе РФ в целом. Исходя из положений Основного закона РФ можно говорить о том, что российский федерализм является конституционным. Федерация не была создана договорами, а явилась результатом конституционного определения нового статуса территорий, ставших национальными автономиями и административно-территориальными единицами, которые и ранее составляли исторически сложившееся единое Российское государство.

В основе государственного единства лежит именно Конституция РФ, имеющая высшую юридическую силу, прямое действие, применяющаяся на всей территории страны. В случае несоответствия положений Федеративного договора Основному закону РФ будут действовать нормы последнего документа, принятого на референдуме - высшем непосредственном выражении власти народа, являющегося носителем суверенитета и единственным источником власти.

К угрозам конституционной безопасности в сфере обеспечения территориальной целостности, неприкосновенности, суверенитета РФ относятся действия различных субъектов конституционных правоотношений, нарушающие конституционные нормы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, тем самым наносящие ущерб конституционной законности и правопорядку.

К их числу относятся:

- нарушение конституционного статуса Российского государства и его символов (ст. 1,70 Конституции РФ);

- нарушение суверенитета народа, т.е. ограничение его суверенного права осуществлять свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 4 ст. 3), проявляющееся в немотивированном отказе в назначении и проведении референдума, в ограничении либо воспрепятствовании осуществлению прав граждан в формировании и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;

- нарушение верховенства Конституции РФ и федерального законодательства в субъектах Федерации либо на отдельных территориях (ч. 2 ст. 4), проявляющееся в принятии органами государственной власти субъектов Федерации, представительными органами местного самоуправления и их должностными лицами правовых актов, противоречащих федеральному законодательству;

- нарушение целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации (ч. 3 ст. 4), предполагающее действия, направленные на изменение территории государства;

- нарушение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 8), проявляющееся в различных формах изоляционистской политики: ограничение на вывоз (ввоз) товаров, введение на административных границах особых режимов и т.д.;

- противостояние властей в случае, "когда законодательная и исполнительная власти не действуют в рамках принципа разделения властей (ст. 10 Конституции РФ) и пытаются захватить приоритетные позиции в государстве и обществе, в том числе за счет ущемления (фактического подчинения себе) других ветвей; отсутствие взаимодействия и согласованного функционирования властей.

К основным направлениям обеспечения конституционной безопасности Российской Федерации с целью сохранения ее территориальной целостности и суверенитета относятся:

- укрепление российской государственности, совершенствование федеративных отношений и местного самоуправления;

- обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия всех органов государственной власти, жесткой вертикали исполнительной власти и единства судебной системы РФ;

- обеспечение приоритета федерального законодательства и совершенствование на этой основе законодательства субъектов Российской Федерации;

- разработка организационных и правовых механизмов защиты государственной целостности, обеспечение единства правового пространства и национальных интересов России;

- выработка и реализация региональной политики, обеспечивающей оптимальный баланс федеральных и региональных интересов;

- совершенствование механизма, препятствующего созданию политических партий и общественных объединений, преследующих сепаратистские и антиконституционные цели, пресечение их деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: