Перестройка т международные отношения в 80-е годы

Охлаждение в отношениях между СССР и США, начавшееся на рубеже 70-х и 80-х годов, отразилось и на общем состоянии международных отношений. Многие позитивные решения, достигнутые в период разрядки, уходили в прошлое. Вновь начались проволочки на переговорах по разоружению, увеличилось вмешательство великих держав в региональные конфликты, что отнюдь не способствовало их разрешению. Государства усилили пропагандистские кампании, направленные друг против друга. Вначале США с союзниками, а потом СССР бойкотировали олимпийские игры 1980 и 1984 гг. Антисоветская истерия в США и антиамериканская в Советском Союзе создавали неблагоприятную атмосферу для любых контактов.

В 80-е годы продолжала наращиваться гонка вооружений. В 1983 г. президент США Рональд Рейган объявил о стратегической оборонной инициативе (СОИ) – программе по использованию космического пространства для обеспечения безопасности США и их союзников. С технической точки зрения, программа была далека от реальности. Предполагалось, что в космосе будут размещены специальные лазеры, способные уничтожать советские ракеты в момент их запуска. Крупнейшие корпорации и исследовательские лаборатории получили государственное финансирование на совершенствование военных технологий. Рональд Рейган дал фактический старт новому витку гонке вооружений, провоцируя Москву на адекватный ответ. Как известно, экономика Советского Союза не смогла долго выдерживать взятый американцами темп. Советские лидеры пытались перехватить инициативу на дипломатическом фронте, выдвигая все новые мирные инициативы, однако Запад на них практически не реагировал. В Европе начали разворачивать ядерные ракеты средней и малой дальности, что, в свою очередь подтолкнуло развитие антивоенного движения в странах Западной Европы.

В 1982 и 1983 годах отношения между США и СССР становились все напряженней. Москва обвинила Вашингтон во вмешательстве во внутренние дела Польши. С приходом Р.Рейгана в Белый Дом, американцы активизировали помощь профсоюзному объединению «Солидарность», которое организовала акции протеста и активно боролась с правительством В.Ярузельского. США активно поддержал Ватикан: Папа Иоанн Павел II (поляк по национальности) фактически разрешил использовать авторитет католической церкви, очень влиятельной в Польше, и ее организационные возможности для поддержки протестующих. В свою очередь, Рейган объявил о введении экономических санкций против Варшавы и объявил о размещении ракет Першинг-II в Европе. Первые ракеты появились на базах Великобритании и Германии в ноябре 1983г.

США также развернули экономическую войны против СССР, стремясь помешать строительству советского газопровода в Европу. Газопровод имел принципиально важное значение как для Советского Союза, нуждавшегося в валютных поступлениях, так и для западноевропейских союзников, которым необходим был российских газ. Для строительства трубопровода Москве нужны были трубы большого диаметра, которые тогда в Советском Союзе не выпускались. Американцы надеялись, что ограничение поступлений американской техники негативным образом скажется на проекте строительства газопровода. Однако западноевропейские фирмы во главу угла поставили интересы бизнеса, а не политики. Строительство газопровода было успешно завершено. Тем не менее, начало 80-х годов характеризовалось очень жесткой торговой войной между США и СССР.

В странах третьего мира, Москва и Вашингтон продолжали расширять сферу влияния. После интервенции США в Ливан (1983 г.), СССР увеличивает объемы военных поставок в Сирию. Москва по-прежнему вела боевые действия в Афганистане, где советской армии противостояли моджахеды, поддерживаемые и вооружаемые американцами через территорию соседнего Пакистана. В Латинской Америке ареной противостояния стали Никарагуа и Сальвадор, куда через территорию Кубы, поступала советская материальная и финансовая помощь силам, боровшимся с режимами, получавшими поддержку от США. В Юго-Восточной Азии в центре противостояния оказались Кампучия и Лаос, где столкнулись интересы разных стран – СССР, Вьетнама, Китая, США. Напряженные отношения между Пекином и Москвой осложняли ситуацию в регионе. В 1983 г. в небе над территорией Советского Союза советский истребитель сбивает корейский пассажирский самолет, нарушивший границу СССР и не отвечавший на запросы диспетчерских служб. Гибель самолета, на борту которого, как потом выяснилось, находились гражданские люди, был использован Западом для раздувания антисоветской истерии.

Первая половина 80-х годов стали одним из наиболее напряженных периодов в советско-американских отношениях. Начатый Рейганом «крестовый поход» против коммунизма встретил адекватную реакцию лидеров СССР. Они прекратили любые контакты, прервав все переговоры по актуальным проблемам разоружения и безопасности в Европе. В Советском Союзе объявили о том, что «период разрядки был похоронен Америкой». Даже либерально настроенный А.Яковлев характеризуя советско-американские отношения, говорил о самом низком уровне доверия, который когда-либо существовал за всю их историю. Ситуация меняется только в 1985 г., когда обе стороны согласились возобновить все переговоры по проблеме ядерного оружия.

В марте 1985 г. генеральным секретарем КПСС становится М.С. Горбачев. Уже в середине 1985 г. он пытается активизировать дипломатические отношения между странами, и выходит с целым рядом инициатив по ограничению гонки вооружения. В ноябре 1985 г. происходит первая из четырех встреч в верхах между президентом Рейганом и Горбачевым, где удается совершить прорыв и вывести отношения между двумя странами из застоя. В октябре 1986 г. в столице Исландии Рейкьявике Горбачев пытается убедить президента прекратить программу «звездных войн». В декабре 1987 г. в Вашингтоне был подписан исторический документ о запрете целой категории вооружения – ракет малой дальности. Более того, был разработан механизм контроля за выполнением этого соглашения. Последняя встреча на высшем уровне прошла в Москве 29 мая – 2 июня 1988 г. Она подтвердила готовность лидеров двух держав встречаться на регулярной основе, даже если по итогам встречи не предвиделось конкретных договоренностей.

Улучшение отношений с Соединенными Штатами стало ключевым моментом внешнеполитической стратегии Горбачева. Развитие гласности и плюрализма с восторгом встречали на Западе. Началась мода на Советский Союз. В это время Москва приступает к свертыванию своей «интернациональной» помощи третьим странам. Одновременно в Вашингтоне разгорелся скандал, получивший название Ирангейт, или Иран-контрас. Оказалось, что чиновники администрации участвовали в незаконном использовании денежных средств для тайного финансирования подрывных операций в странах Центральной Америки. Таким образом, создалась ситуация, когда различные противоборствующие стороны в странах третьего мира перестали получать помощь от своих «покровителей». Конфликты, лишенные фона идеологического противостояния двух центров силы, из «международных» стали локальными.

В 1989 г. Овальный кабинет Белого Дома занял бывший вице-президент в администрации Р.Рейгана - Дж.Буш, который собрал одну из самых профессиональных внешнеполитических команд в новейшей истории США. Вашингтон приступил к переоценке своей политики в отношении СССР.

На исходе ХХ века все более очевидным становилось завершение периода существования евроцентричного мира. Со времен античности международные связи замыкались или концентрировались на Европу. Все, происходящее в Европе, благодаря ее экономической, военной и интеллектуальной мощи, отражалось на остальном мире. В настоящее время мы являемся свидетелям появления новой тенденции, когда события, например, в Азиатско-Тихоокеанском регионе воздействуют на события в Европе. Потенциал АТР огромен, здесь проживает две трети населения планеты, он дает две трети мирового ВВП и более трети мирового торгового оборота. Не на Европу, а на Азию приходились наиболее высокие темпы прироста американской торговли (объем торгового оборота США с его странами составлял около 400 млрд. долл.) и инвестиций. Однако, несмотря на это, Западная Европа сохраняла первостепенное значение для США на рубеже 80-90х годов.

Удельный вес Америки в мировой экономике начал медленно снижаться, ЕС по этому показателю обогнал США. Но в период президентства Дж.Буша эти тенденции только становились «видимыми» для политиков. Внешнеполитическая инерция требовала первоначального решения именно европейских проблем, которые действительно были очень острыми. «Холодная война» началась в Европе и там она должна была завершиться.

В конце 80-х годов проходят «бархатные революции» в странах Восточной Европы. В 1988 г. радикальные изменения произошли в Венгрии: 76-летний Янош Кадар ушел в отставку, после чего новый лидер объявил о начале радикальных реформ в экономической и политической жизни страны. В октябре 1989 г. Венгерская Социалистическая Республика избавляется от слова «социалистическая». Демократизация в Венгрии напрямую затронула интересы ГДР: через ее территорию восточные немцы получили возможность проникать в ФРГ и просить там политическое убежище. Тысячи «перебежчиков» дестабилизировали ситуацию на границе. Москва не могла уже влиять на события, как это было в 50-60 годы. Распад социалистического лагеря и появление новых действующих лиц на европейской арене стали реальностью и заставили лидеров США и СССР взяться за разработку новой стратегии для Европы. Необходимо было дать четкий ответ на вопросы о будущем НАТО, ОБСЕ, ОВД и отреагировать на изменившуюся конфигурацию сил в регионе.

В октябре 1989 г. Горбачев посещает Восточный Берлин для участия в праздновании 40-летия образования ГДР. В это время восточные немцы не прекращали акций протеста, требуя радикальных реформ. Горбачев лично одобрил курс на реформирование ГДР. Однако процессы уже не контролировались ни Берлином, ни Москвой. 9 ноября пала Берлинская стена, разделявшая Берлин на Западный и Восточный. Восточные немцы впервые с 1961 г. получили возможность свободно переходить границу с Западной Германией.

В ноябре наблюдавшие за событиями в Германии чехи и словаки вышли на улицы городов и заставили коммунистическую партию отдать власть. «Переворот» в Чехословакии вошел в историю под названием «бархатной революции». Пришедший к власти бывший диссидент В.Гавел, отказался выполнять внешнеполитические обязательства «члена социалистического лагеря». Он закрыл тренировочные лагеря для террористов, прекратил продажу пластида террористическим группам и таким государствам как Ливия и Сирия. Прага первая из соцстран нормализовала отношения с Израилем. В начале 1990 г. Москва согласилась с требованием Праги вывести свои войска с территории страны.

В отличие от Чехословакии, Венгрии, ГДР, Болгарии и Польши румынская революция получилась кровавой. Авторитарный режим Н.Чаушеску не хотел без боя сдавать свои позиции. Тем не менее, в течение нескольких месяцев во всех странах Восточной и Центральной Европы, находившихся в сфере влияния СССР, коммунисты потеряли власть. Горбачев ничего не предпринял, чтобы остановить этот процесс. К сожалению, Москва не смогла оговорить выгодные для себя условия, фактически сдавая позиции в регионе.

После достаточно сложного для американских дипломатов Парижского саммита Конференции по Безопасности и Сотрудничеству в Европе в ноябре 1990 г., в ноябре 1991 г. предстояла встреча глав государств стран НАТО в Риме. На ней предполагалось принять новую «стратегическую концепцию» и завершить процесс формирования «обновленного альянса», о чем была достигнута предварительная договоренность на Лондонской встрече в июле 1990 г. В декабре 1991 г. происходит знаменитая встреча в Маастрихте (Нидерланды) где принимается соглашение об экономическом и политическом союзе стран Западной Европы. Европейский Совет преобразуется в Европейский Союз. В июле 1992 г. на саммите ОБСЕ достигается соглашение об участии этой организации в разрешении конфликтов, угрожающих безопасности Европы.

Темпы «строительства» новых институтов на европейском континенте поражали как академическое сообщество, так и политиков. В пылу развернувшихся дискуссий очень часто терялось осознание всей хрупкости и неустойчивости происходивших изменений. Более того, в ходе дебатов между европейцами и американцами было потеряно, на наш взгляд, ощущение реальности. Мало кто понимал, зачем и для чего строились или модифицировались «старые институты периода холодной войны». Трудно не согласиться с одним из непосредственных участников выработки европейской политики США Робертом Хатчингсом. Оценивая этот период с точки зрения формирования новой системы безопасности в Европе, он писал, что все участники тех дискуссий были скорее похожи на инженеров, обсуждавших проблемы организации производства и забывших, что международные отношения и дипломатия требуют кардинально иных механизмов решения проблем. Созданные в пылу эйфории институты и разработанные механизмы показали свою неэффективность как в предотвращении возникновения угроз безопасности в Европе, так и в создании долгосрочных, надежных доверительных отношений между Западом и Россией.

В середине февраля 1989 администрация Дж.Буша приступила к разработке новой национальной стратегии, которая была призвана учесть бы произошедшие в мире изменения. Тогда же с целью проведения консультаций по основным вопросам международной политики в поездку по столицам западноевропейских союзников отправился государственный секретарь Д. Бейкер.. Большинство из союзников, за исключением Великобритании, выказали желание увидеть существенные изменения во внешней политике США, с учетом серьезных перемен происходивших как в странах Центральной и Восточной Европы, так и в Советском Союзе. Особую позицию заняли лидеры Франции и Германии. Они выступили за уступки со стороны альянса в вопросе о тактическом ядерном оружии.

Весной в Хамтрэмке, штат Мичиган, президент Дж.Буш заявил о готовности США «принять» изменения статус-кво на европейском континенте. "Соединенные Штаты никогда не признавали законность существования разделенной Европы. Мы не признаем сфер влияния, если это отрицает суверенное право на самоопределение. Холодная война началась в Восточной Европе, и закончиться она должна там же". В речи президента объявлялось о готовности США оказать поддержку процессу политических и экономических реформ в странах Восточной Европы, а также выражалась уверенность, что подобные изменения выгодны и Советскому Союзу.

Горбачев признал неизбежность распада социалистического лагеря, более того многие западные лидеры видели реальные шаги советских лидеров в направлении улучшения отношений с Западом. Решение о выводе войск из Афганистана, официально позитивная реакция на падение Берлинской стены и смену коммунистических режимов в странах Восточной Европы, визит Горбачева в Рим и историческая встреча с Папой Римским в 1989 г. свидетельствовали о реальной трансформации советского внешнеполитического курса. Лидер СССР вынужден был признать, что ситуация в стране требовала изменения внешнеполитического курса. Ресурсы и возможности страны реализовывать прежнюю политику на международной арене были ограниченными.

В 1989 г. Горбачев объявляет о долгосрочной стратегии улучшения отношений с Западом. Предлагалось активизировать переговоры по проблеме контроля за вооружением, договориться о сокращении численности советской армии, признать право на самоопределение стран Восточной Европы. Предметом обсуждения должны были также послужить вопросы прав человека, урегулирования региональных конфликтов, условия участия СССР в решении глобальных проблем. В период нахождения у власти Горбачева, идеологический аспект советско-американских отношений фактически потерял свое значение.

Американцев, так же как и советских лидеров, беспокоили проблемы сокращения обычного вооружения в Европе. Ликвидация советского военного присутствия стало необходимым условием оказания американской помощи процессу восточноевропейской либерализации, в первую очередь это относилось к Польше и Венгрии. В марте же 1989 г., проведенное сотрудниками министерства обороны США исследование, основанное на секретных данных разведки, показало, что советские войска, расположенные в Восточной Европе отказались от поддержания режима «постоянной боевой готовности». Это означало, что армия стран Варшавского договора не готовилась первой начать боевые действия в Европе, более того, СССР сознательно шел на смягчение напряженности в регионе. Таким образом, уже в начале 1989 г. высшие чины администрации знали, что у войск НАТО значительно увеличилось время предупреждения атаки на континенте. Советская армия в Восточной Европе отказалась от наступательной стратегии на европейском театре военных действий.

В серии официальных выступлений весной 1989 в Техасе, Бостонском университете, Академии береговой гвардии, а также на пресс конференциях в Европе президент Буш обрисовал свое видение внешнеполитической стратегии США в условиях менявшегося мира. Суть нового подхода заключалась в официальном признании уменьшения роли США в мире и возросшего влияния новых центров силы - Западной Европы и Японии. Президент предложил отказаться от советско-американской конфронтации и попытаться интегрировать Советский Союз в сообщество демократических стран. Именно тогда было заявлено о необходимости укрепления системы международной безопасности, первые очертания стала приобретать стратегия коллективной безопасности. В Европейском Союзе президент США видел эффективный механизм, способный трансформировать политику и экономику стран Восточной Европы и привести к созданию "общего европейского дома".

В первой половине 1989 г. в Вашингтоне официально признали появление нового центра экономической и политической интеграции в Западной Европе, способного разделить с Соединенными Штатами бремя ответственности за безопасность в регионе. В этот период были озвучены новые направления внешнеполитического курса США: активизация переговорного процесса по сокращению обычного вооружения в Европе и программы предоставления помощи странам разваливающегося социалистического лагеря.

Осенью же этого года, в политических кругах США развернулась серьёзная борьба по вопросам внешнеполитической линии в отношении происходивших в Европе перемен. Новый импульс дебатам дала публикация 4 января 1990 г. газетой "Нью-Йорк Таймс" заключительной части статьи "Конечный кризис Советов" за подписью "Мистер Х", помещенной в зимнем номере (за 1990 г.) журнала "Дедалус", являющегося органом Американской академии наук и искусств. Статья привлекла к себе внимание самим фактом появления на свет под псевдонимом, призванным, очевидно, послужить напоминанием о статье "Истоки советского поведения", опубликованной в 1947 г в журнале "Foriegn Affairs" и ставшей, как известно, философским обоснованием поворота США к стратегии "сдерживания" Советского Союза. Но главное все же - содержащийся в статье набор идей, которые во многом шли вразрез как с общей концепцией политики администрации Буша, так и сферой её практических действий.

В самом сжатом виде суть позиции автора статьи можно свести к следующим моментам. Во-первых, говорилось об обреченности перестройки в СССР и тщетности любой помощи, которую может предложить Запад Москве. Во-вторых, конструктивная роль Запада в отношении стран бывшего социализма виделась в том, чтобы облегчить бремя гонки вооружений и одновременно содействовать постепенному формированию структур частного бизнеса в советской экономике, экономического и политического плюрализма в целом. США, по мнению автора, могли бы содействовать созданию свободных экономических зон (на условиях МВФ) в таких регионах СССР, как Прибалтика, Армения или Дальний Восток.

В это же время госсекретарь Д.Бейкер сделал несколько официальных заявлений, содержание которых говорило о продолжении поиска в администрации новых концепций и идей. В Берлинском пресс-клубе 12 декабря 1989 г. и в Совете по международным отношениям 30 марта 1990 г. впервые было заявлено, что новая национальная стратегия США будет нацелена на использование плодов мирных революций в странах Восточной Европы, создание механизмов и поддержание институтов, обеспечивающих продолжение происходящих изменений. В этих выступлениях мы находим относительно краткие, но обстоятельные определения главных стратегических направлений американской доктрины национальной безопасности. В последующие месяцы ни один из членов администрации не подверг пересмотру концептуальные положения, представленные Бейкером в конце 1989 начале 1990 гг.

"За пределами сдерживания лежит демократия", - заявляя об этом, Д.Бейкер фактически дал сигнал к началу принципиальных изменений в характере американской национальной стратегии. Основное внимание предлагалось уделить "новой миссии - распространению и консолидации демократии в мире". Вместо того, чтобы ориентировать американскую внешнею политику на сдерживание советской военной экспансии и влияния, Соединённые Штаты, по мнению Бейкера, должны были сосредоточить свои усилия и ресурсы для достижения "новых" целей: создание "международного демократического сообщества". По существу, долгосрочной задачей США объявлялось формирование регионального политического порядка, в котором "свободный человек и свободные правительства" будут составлять "кирпичики" будущей системы безопасности. Выполнение этих задач предусматривалось в первую очередь в Европе, которая только что пережила "шок", вызванный "падением берлинской стены". Столь пристальное внимание к Старому свету обусловлено той значимостью, которую Европа представляет для безопасности США. Следует учитывать и тот факт, что события, прокатившиеся по странам социалистического лагеря, заставили политиков больше внимания уделять этому региону. К тому же, именно к Европе настоятельно рекомендовали обратить самое пристальное внимание ведущие эксперты и аналитики еще до церемонии инаугурации президента.

В приведенных выступлениях Бейкер охарактеризовал процесс демократизации как ключевой механизм создания новой Европы в условиях окончания "холодной войны". Распространение либеральных ценностей и институтов будет, как полагал госсекретарь, иметь стимулирующий эффект на внутреннем и международном уровнях. Демократизация, по мнению некоторых экспертов, как раз и служила основным сдерживающим фактором разрастания международных конфликтов.

Противостояние двух соперников в "холодной войне" завершилось неожиданным для большинства аналитиков распадом Советского Союза и укреплением позиций США. Однако окончание "холодной войны" вряд ли корректно оценивать в терминах победы и поражения, как бы того не хотелось многим. Скорее, следует сказать, что завершился очередной этап в развитии международных отношений. 90-е годы открыли перед бывшими противниками новые возможности реализации своих исторических амбиций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: