Подготовка специалистов по организации социальной работы: специфика использования сопряженных учебных курсов социальной истории и социальной работы

История форм социальной организации, эволюция социальной структуры общества и его институтов, усложнение их взаимодействия в ходе социального прогресса неизбежно требуют все более сложной и развитой системы учреждений социальной работы. Усложняется и деятельность каждого отдельного учреждения социальной помощи, их система в пределах отдельного поселения, района, области, края. Все это требует основательной профессиональной подготовки организаторов социальной работы. Это касается и государственных структур, прежде всего системы учреждений министерства социальной защиты России, и формирующихся общественных и частных благотворительных организаций.

Деятельность по подготовке и переподготовке организаторов социальной работы в России 90-х годов, опираясь на взаимосвязь учебных курсов социальной истории и социальной работы, требует учета, как минимум, следующих важных обстоятельств:

во-первых, переходного характера в развитии системы социальной защиты от преимущественно государственной к индивидуально-общественной, от системы социальной поддержки, сформировавшейся в годы директивного централистски-государственного, унитарного управления к системе соответствующей демократически-рыночной организации общества. Организатор социальной работы в этих условиях должен уметь использовать действующие и новые правовые основы со

циальной помощи, сочетать возможности традиционных форм поддержки населения с новыми ее формами, рождающимися в силу рыночного, демократического реформирования российского общества;

во-вторых, инерцию стиля деятельности значительной группы кадров управления, в том числе в сфере социальной защиты, формировавшихся в годы директивно-командного управления. При этом важно видеть особенности индивидуального стиля работника, подчиненного и руководителя. В данной связи следует иметь в виду особое значение социально-психологической подготовки организаторов социальной работы;

в-третьих, социально-экономической подготовки организаторов социальной работы. И не только в силу того, что явно осложнена и требует дополнительных усилий экономическая ситуация, но и потому, что сама социальная работа в значительной части все более опирается на хозрасчетную деятельность;

в-четвертых, общественного мнения различных слоев населения, не только клиентов социальных служб, но и управленцев, работников средств массовой информации, предпринимателей, служащих учреждений социальной работы. Анализ общественных настроений, общественного мнения людей, изменений менталитета, базовых ценностей и ориентации населения организатору социальной работы особенно важен. Понять это он может наилучшим образом именно при сопряжении материала учебных курсов социальной истории и социальной работы.

Учебный материал по данной проблематике в программах обучения по социальной истории и социальной работе должен быть согласован. Его последовательное осмысление, первоначально в курсе социальной истории, а затем - в рамках курсов "теория социальной работы", "история социальной работы", "технологии социальной работы" и другие позволяет более основательно и практически ориентированно выстроить всю программу подготовки социономов, освоить знания логически непротиворечиво и фактически достоверно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: