Социальная помощь населению в условиях повышенного риска для здоровья, жизненных сил, благополучия различных социально-территориальных, социально-профессиональных, демографических, отраслевых групп - относительно новое явление для России5, да и для более развитых и стабильно развивающихся государств. Это - завоевание XX в.
В этой связи в последние десятилетия активно развиваются такие науки, как социология и психология экстремальных ситуаций, валеология, социальная экология и др. В практическую плоскость поставлен вопрос о подготовке профессионалов, способных оказывать людям помощь в экстремальных ситуациях, работать с группами риска.
В прошлом экстремальные ситуации для жизнедеятельности человека были связаны главным образом с климатическими условиями, природными катастрофами, а также с войнами и революциями. Социальная история человечества знает немало осложнений в жизни людей, вызванных природными катаклизмами: землетрясениями, извержениями вулканов, засухами, наводнениями и пр. Их последствия преодолевались с громадным трудом, силе природной стихии человек мало что мог противопоставить. Ограниченными были и возможности помощи пострадавшим, отсутствовали специализированные службы экстренной помощи им.
|
|
Постепенно, однако, человечество приобретало все более эффективные средства противодействия стихии (оказания помощи постра
5 В отечественной социально-исторической практике существовал определенный опыт такой работы. Он связан с деятельностью Российского общества Красного Креста, Общин милосердия, Дамского благотворительного тюремного комитета и др, [37,.48 и др].
7. Теория... 97
давшим), предупреждения разрушительных последствий действия природных катаклизмов. С течением времени значительно усовершенствовались не только службы экстренной социальной помощи, подготовка кадров для них, но и система поддержки, реабилитации пострадавших.
Вместе с тем развитие технической цивилизации все чаще, как свидетельствует практика, порождает ситуации, когда экстремальные условия, опасные для жизни человека, возникают в результате крупных технических аварий, катастроф, загрязнения окружающей среды. В этом ряду для нашей страны особенно актуальны - экологическая катастрофа Приаралья, радиоактивное загрязнение территорий Челябинского региона, зона влияния Семипалатинского полигона, авария на Чернобыльской АЭС и др. Все это приводит к умножению социально-территориальных групп риска, требующих к себе объективно повышенного внимания, специальной подготовки управленческого актива, групп спасателей, медицинского персонала, работников служб социальной помощи, учреждений социальной работы.
|
|
Впрочем, актуальность подготовки профессионалов, социальных работников, специализирующихся по оказанию помощи группам риска, обусловлена отнюдь не только экологическим неблагополучием ряда территорий страны, обострением проблемы катастроф, повышенной опасности профессиональной деятельности. Она в неменьшей степени определяется и изменением социальных отношений в обществе, динамикой бедности и богатства, криминогенного поведения населения, эволюцией его образа жизни, действием различных факторов, определяющих мотивацию поведения людей, их представления о смысле жизни и др.
В этой связи можно вполне определенно отметить наиболее существенное во взаимосвязи проблематики социальной истории и социальной работы, воздействующей на условия, характер труда, подготовку и переподготовку социальных работников, специализирующихся на решении проблем при катастрофах и оказании помощи группам риска.
Во-первых, существенно важно констатировать тот факт, что исторические, природные и психогенные катастрофы происходили и происходят в различных социальных, рапным образом как и политических, экономических и культурных, условиях. Это обусловливает различия в средствах противодействия неблагоприятным последствиям такого рода явлений в разное время, разных условиях. В согласованных учебных курсах социальной истории и социальной работы это можно легко показать, ибо система учреждений и форм социальной помощи о главном определяется спецификой социального развития общества на каждом историческом этапе, в конкретных социально-территориальных обстоятельствах.
Во-вторых, как значимые, следует отметить социокультурные, национально-этнические различия в обществе, которые исторически меняясь и воспроизводя традиционные черты образа жизни населения,
по многом определяют специфику подготовки и саму проблематику деятельности социальных работников, ориентированных на работу в условиях катастроф и с группами риска. Этого требует специфика типичных форм поведения разных социокультурных и этнических групп, особенности их криминогенного поведения, традиции социальнобытовых отношений и др.
В-третьих, следует иметь в виду как историческую изменчивость, так и сохранение традиционных черт различных групп риска, являющихся объектом внимания социальных работников, а также изменение их численности и роли в системе аномалий индивидуального и социального поведения населения. При этом некоторые группы риска имеют древнюю историю (вор, грабитель, насильник, проститутка и др.), а следовательно, весьма продолжительную практику противодействия их негативному влиянию, оказания им помощи, другие - весьма краткий период существования (группы спасателей, социальных работников, курящих и др.). Это даст основания использовать проблематику социальной истории и социальной работы в едином контексте анализа эволюции форм деятельности, поведения с повышенным риском, объяснять логику такого рода явлений, изменение форм и содержания подготовки социальных работников определенного профиля.