На предприятии

При планировании природоохранной деятельности на конкретном промышленном предприятии следует учитывать многообразие природоохранных задач. В первую очередь необходимы разработка и внедрение ресурсосберегающих и малоотходных технологических процессов, а также вторичного использования отходов и энергоресурсов. Затем разрабатываются организационно-планировочные мероприятия, позволяющие ослабить воздействие промышленного производства на природную среду. И только после этого решаются технические вопросы – по оснащению производства системы отчистки и т.п. Такая последовательность работы дает возможность выявить наиболее эффективные природоохранные мероприятия и избежать неоправданных материальных затрат.

При планировании природоохранной деятельности особое значение имеет проблема определения затрат на её проведение, которое сводится к выделению природоохранных мероприятий из общей хозяйственной деятельности предприятия. Для этой цели существуют специальные классификаторы, где приводится перечень природоохранных мероприятий, за проведение которых отвечает природоохранная служба.

Особое значение при планировании природоохранной деятельности имеет экономическое обоснование целесообразности проведения природоохранных мероприятий.

Планирование природоохранной деятельности на предприятии включает в себя:

1. оценку воздействия предприятия на ОС;

2. определение размеров платежей предприятий в фонд охраны природы;

3. разработка перечня природоохранных мероприятий, которые характеризуются рядом показателей:

– изменение воздействия на ОС (уменьшением вопросов загрязняющих веществ в атмосферу, снижение потребления воды и т.п.);

– затратами на проведение мероприятия;

– сроком службы природоохранного объекта;

– возможными сроками строительства;

– объемом ресурсов, необходимых для его реализации;

4. расчет экономического эффекта на проведение каждого мероприятия;

5. определение величины компенсационных платежей предприятию за реализацию природоохранных мероприятий.

Специфические особенности качества ОС как общественного, коллективного продукта и блага, потребность учета отдельных последствий воздействия человека на природу, возрастание степени и «цены» (значимости) экономического риска объективно обусловливает необходимость глубокого, продуманного использования методов и средств целенаправленного контроля, прогнозирования и планирования как важных инструментов реализации социально-экономической политики. Так, например введение экономических санкций (штрафов) за превышение установленных лимитов (квот) использования природных ресурсов и выброса (сброса) загрязняющих веществ в ОПС предполагает наличие строгого и действенного контроля не только за соблюдением экономических лимитов, но и за ценами. В противном случае, вся сумма таких штрафов будет переложена на плечи «жертвы» – потребителя продукции предприятия-загрязнителя.

Основным экономическим результатом и следствием правильного решения задачи рационального сочетания административно-правовых и рыночных, централизованных и рецентрализованных методов и механизмов управления природоохранной деятельностью является создание в стране таких условий, при которых нерациональное природопользование станет невыгодным, разорительным и непрестижным.

В процессе осуществления природоохранной деятельности должен достигаться определенный природоохранный результат, выражающийся либо в предотвращении негативного воздействия, либо в ликвидации его последствий. Поэтому при определении эффективности общественного производства необходимо осуществлять учет экономического фактора на основе предотвращенного ущерба. В целях снижения негативного воздействия на состояние окружающей среды предприятиями разрабатываются определенные организационно-технические мероприятия, требующие значительных капитальных вложений и текущих затрат.

Внедрение этих мероприятий на конкретном предприятии и объединении может привести как к повышению, так и снижению хозрасчетных технико-экономических показателей их работы. Например, внедрение мероприятий по снижению выбросов вредных веществ в атмосферу в отдельных случаях может способствовать увеличению прибыли предприятий за счет улавливания ценных компонентов, перерабатывающих сырье. Так, аппаратами газоочистки, электрическими, рукавными фильтрами ежегодно улавливается огромное количество обогащенных руд и черных металлов, обожженного цемента, золы. На цементных и глиноземных заводах с помощью установок пылеулавливания их превращают в полуобоженное сырье.

Однако зачастую промышленные предприятия экономически не заинтересованы во внедрении мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды. Каждое предприятие при планировании и осуществлении капитальных вложений предпочитают такие варианты, которые приведут к увеличению производственных мощностей, повышению производительности труда, что позволит получить дополнительную прибыль и повысить уровень рентабельности предприятия.

Внедрение газоочистных и пылеулавливающего оборудования, оборотных систем водоснабжения, очистных сооружений, прогрессивных методов очистки сточных вод и других мероприятий потребует от предприятия дополнительных затрат, не дающих экономического эффекта.

Однако в интересах охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов средства затрачиваются даже в том случае, если мероприятия не отвечают хозяйственным требованиям отдельных предприятий. Осуществление природоохранных мероприятий ведет не только к ухудшению хозяйственных технико-экономических показателей работы отдельных предприятий, но и позволяет улучшать показатели работы других звеньев народного хозяйства, что в конечном итоге приводит к повышению эффективного общественного производства. Мероприятия по охране воздушного бассейна от загрязнения вредными веществами:

– совершенствование технологических процессов и разработка новой технологии, способствующих уменьшению или исключению выбросов вредных веществ;

– разработка и внедрение новых систем пылеулавливающих и газоочистных установок;

– модернизация пылеулавливающих и газоочистных установок, увеличение их количества на действующих предприятий.

Организационно-технические мероприятия по рациональному использованию водных ресурсов можно разделить на следующие группы:

– совершенствование технологии и организации основного производства, оказывающих влияние на уровень и динамику водопотребления и водоотведения;

– совершенствование систем водоснабжения;

– совершенствование систем канализации и очистки сочных вод.

Затраты на указание природоохранных мероприятий должны учитываться при планировании хозрасчетных технико-экономических показателей работы предприятий.

Важнейшими направлениями обеспечения приоритета общегосударственных интересов в природопользовании является развитие системы соответствующих норм и нормативов и повышение экономической ответственности предприятий за выполнение требований к охране природы и рациональному использованию природных ресурсов. Конкретной формой и количественной мерой такой ответственности является экономические санкции к предприятиям, допускающим нарушения в сфере природопользования.

Главная задача экономических санкций за нерациональное природопользование заключается в создании условий, при которых нарушение природоохранных требований были бы во всех случаях невыгодны с позиции хозрасчетных интересов предприятия. Т.е. нерациональное природопользование, влекущее за собой применение санкции должно приводить к обязательному ухудшению показательных хозрасчетных предприятий.

Экономические санкции к предприятиям должны применяться совместно с лишением премий руководящих и других работников этих предприятий и взыманием штрафов с должностных лиц. Штрафные платежи за несоблюдение природоохранных норм должны выплачиваться автоматически самими предприятиями в случае допущения нарушений. В настоящее время предприятия-нарушители нередко затягивают принятие исков на возмещение убытков, что снижает действительность санкций.

Штрафные санкции выплачиваются предприятиями за счет прибыли, остающейся в их распоряжении.

Предприятия, не имеющие очистных сооружений и не проводящих природоохранных мероприятий должны вносить в бюджет плату за загрязнение окружающей среды в размере не менее планового уровня затрат при эксплуатации соответствующих установок очистки с тем, чтобы оно не имело хозрасчетных преимуществ перед предприятием.

Действительным экономическим стимулом природоохранной деятельности могут служить экологические налоги. Цель их – экономически стимулировать предприятие, конструировать и строить сооружения очистки, системы замкнутого водооборота, применять технологии, технические средства и материалы, наименее загрязняющие окружающую среду. Поэтому налог должен быть значительно высок, чтобы предприятию было выгодно охранять её.

Значительные суммы платежей за выбросы вредных веществ в окружающую среду могут значительно повлиять на интенсивность проведения природоохранных мероприятий. При этом предприятия будут стремиться к внедрению наиболее эффективных мер обеспечения значительных сокращений выбросов вредных веществ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: