Рабочая тормозная система АТС должна обеспечивать выполнение нормативов эффективности торможения.
Таблица 1
Нормативы эффективности торможения АТС рабочей тормозной системой при проверках на стендах
| АТС | Категория АТС | Усилие на органе управления РП , Н, не более | Удельная тормозная сила γТ, не менее |
| Пассажирские и грузопассажирские автомобили | Ml | 0,59 | |
| М2, МЗ | 0,51 | ||
| Грузовые автомобили | N1, N2, N3 | 0,51 |
При проверках на стендах допускается относительная разность тормозных сил колес оси (в процентах от наибольшего значения) для АТС категорий M1, M2,МЗ и передних осей автомобилей и прицепов категорий Nl, N2, N3, не более 20%, а для полуприцепов и последующих осей автомобилей и прицепов категорий N1, N2, N3, - 25%.
Таблица2
Нормативы эффективности торможения АТС рабочей тормозной системой при проверках в дорожных условиях.
| АТС | Категория АТС (тягача в составе автопоезда) | Усилие на органе управления РП, Н, не более | Тормозной путь АТС SТ, не более |
| Пассажирские и грузопассажирские автомобили | Ml | 14,7 | |
| М2, МЗ | 18,3 | ||
| Легковые автомобили с прицепом | Ml | 14,7 | |
| Грузовые автомобили | N1, N2, N3 | 18,3 | |
| Грузовые автомобили с прицепом (полуприцепом) | N1, N2, N3 | 19,5 |
При проверках на стендах рабочей тормозной системы прицепов и полуприцепов (за исключением прицепов-роспусков и полуприцепов с числом осей более трех) удельная тормозная сила должна быть не менее 0,5 для прицепов с двумя и более осями и не менее 0,45 — для прицепов с одной (центральной) осью и полуприцепов.
Стояночная тормозная система для АТС разрешенной максимальной массы должна обеспечивать удельную тормозную силу не менее 0,16 или неподвижное состояние АТС на опорной поверхности с уклоном не менее 16%. Для АТС в снаряженном состоянии стояночная тормозная система должна обеспечивать расчетную удельную тормозную силу, равную 0,6 отношения снаряженной массы, приходящейся на оси, на которые воздействует стояночная тормозная система, к снаряженной массе, или неподвижное состояние АТС на поверхности с уклоном не менее 23 % для АТС категорий М1-МЗ и не менее 31% для категорий N1-N3.
Таблица 3
Нормативы эффективности торможения АТС рабочей тормозной системой при проверках в дорожных условиях (продолжение).
| АТС | Категория АТС | Усилие на органе управления Н, не более | Установившееся замедление м/с2, не менее | Время срабатывания тормозной системы с, не более |
| Пассажирские и грузопассажирские автомобили | Ml | 5,8 | 0,6 | |
| М2,МЗ | 5,0 | 0,8 (1,0) | ||
| Легковые автомобили с прицепом | Ml | 5.8 | 0,6 | |
| Грузовые автомобили | N1,N2,N3 | 5,0 | 0,8 (1,0) | |
| Грузовые автомобили с прицепом (полуприцепом) | N1,N2,N3 | 5,0 | 0,9 (1,3) |
Усиление, прикладываемое к органу управления стояночной тормозной системы для приведения ее в действие, должно быть не более 392 Н для АТС категории Ml и 588 Н - для АТС остальных категорий.
Вспомогательная тормозная система, за исключением моторного замедлителя, при проверках в дорожных условиях в диапазоне скоростей 25-35 км/ч должна обеспечивать установившееся замедление не менее 0,5 м/с2- для АТС разрешенной максимальной массы и 0,8 м/с2- для АТС в снаряженном состоянии с учетом массы водителя. Моторный замедлитель должен быть работоспособен.
Запасная тормозная система, снабженная независимым от других тормозных систем органом управления, должна обеспечивать соответствие нормативам показателей эффективности торможения АТС.
Таблица 4
Нормативы эффективности торможения АТС запасной тормозной системой при проверках на стендах.
| АТС | Категория АТС | Усилие на органе управления, Н, не более | Удельная тормозная сила, не менее |
| Пассажирские и грузопассажирские автомобили | Ml | 490 (392*) | 0,295 |
| М2,МЗ | 686 (589*) | 0,255 | |
| Грузовые автомобили | N1.N2.N3 | 686 (589*) | 0,220 |
| * Для АТС с ручным управлением запасной тормозной системой. |
Таблица 5
Нормативы эффективности торможения АТС запасной тормозной системой при проверках в дорожных условиях.
| АТС | Категория АТС | Усилие на органе управления,Н, не более | Тормозной путь АТС м, не более |
| Пассажирские и грузопассажирские автомобили | Ml | 490 (392*) | 25,3 |
| М2,МЗ | 686 (589*) | 30,6 | |
| Легковые автомобили с прицепом | Ml | 490 (392*) | 25,3 |
| Грузовые автомобили | N1, N2, N3 | 686 (589*) | 33,8 |
| Грузовые автомобили с прицепом (полуприцепом) | N1, N2, N3 | 686 (589*) | 35,0 |
| *Для АТС с ручным управлением запасной тормозной системой. |
Для АТС давление на контрольных выводах ресиверов пневматического тормозного привода при работающем двигателе допускается от 0,65 до 0,85 МПа, а для прицепов (полуприцепов) - не менее 0,48 МПа при подсоединении к тягачу по однопроводному приводу и не менее 0,63 МПа – при подсоединении по двухпроводному приводу.
Допускается падение давления воздуха в пневматическом или пневмогидравлическом тормозном приводе при неработающем двигателе не более чем на 0,05 МПа от значения нижнего предела регулирования регулятором давления в течение:
30 мин — при свободном положении органа управления тормозной системы;
15 мин — после полного приведения в действие органа управления тормозной системы.
Таблица 6
Нормативы эффективности торможения АТС запасной тормозной системой при проверках в дорожных условиях.
| АТС | Категория АТС | Усилие на органе управления,Н. не более | Установившееся замедление, м/с2, не менее | Время срабатывания тормозной системы, с, не более |
| Пассажирские и грузопассажирские автомобили | Ml | 490 (392*) | 2,9 | 0,6 |
| М2,МЗ | 686 (589*) | 2,5 | 0,8(1,0**) | |
| Легковые автомобили с прицепом | Ml | 490 (392*) | 2,9 | 0,6 |
| Грузовые автомобили | N1,N2,N3 | 686 (589*) | 2,2 | 0,8(1,0**) |
| Грузовые автомобили с прицепом (полуприцепом) | N1,N2,N3 | 686 (589*) | 2,2 | 0,9(1,3**) |
| * Для АТС с ручным управлением запасной тормозной системой. ** Для АТС, изготовленных до 01.01.81 |
Утечки сжатого воздуха из колесных тормозных камер не допускаются.
Наличие видимых мест перетирания, коррозии, механических повреждений, перегибов или нарушения герметичности трубопроводов или соединений в тормозном приводе, подтекания тормозной жидкости, деталей в тормозном приводе с трещинами и остаточной деформацией не допускаются.
Система сигнализации и контроля тормозных систем, манометры пневматического и пневмогидравлического тормозного привода, устройство фиксации органа управления стояночной тормозной системы должны быть работоспособны.
Гибкие тормозные шланги, передающие давление сжатого воздуха или тормозной жидкости колесным тормозным механизмам, должны соединяться друг с другом без дополнительных переходных элементов (для АТС, изготовленных после 01.01.81). Расположение и длина гибких тормозных шлангов должны обеспечивать герметичность соединений с учетом максимальных деформаций упругих элементов подвески и углов поворота колес АТС. Набухание шлангов под давлением, трещины и наличие на них видимых мест перетирания не допускаются.
Расположение и длина соединительных шлангов пневматического тормозного привода автопоездов должны исключать их повреждения при взаимных перемещениях тягача и прицепа (полуприцепа).
Действие рабочей и запасной тормозных систем должно быть регулируемым:
уменьшение или увеличение силы торможения должно обеспечиваться путем воздействия на орган управления тормозной системы во всем диапазоне регулирования силы торможения;
сила торможения должна изменяться в том же направлении, что и воздействие на орган управления;
сила торможения должна регулироваться плавно и без затруднений.