Механизм принятия внешнеполитических решений и координации внешней политики Республики Беларусь

Большая роль в реализации механизма государственного управления внешнеполитической сферой отведена Президенту Республики Беларусь. Согласно 79-й ст. Конституции Республики Беларусь «Президент … гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти». Помимо этого, Президент, согласно ст. 84 Конституции: «обращается с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики; обращается с ежегодными посланиями к Парламенту, которые заслушиваются без обсуждения на заседаниях Палаты представителей и Совета Республики; имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением; ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств». Деятельность Президента Республики Беларусь в области управления внешнеполитической сферой обеспечивается Администрацией Президента Республики Беларусь. Основные вопросы в сфере внешней политики Республики Беларусь отнесены к ведению Управления внешней политики. В своей деятельности оно подчиняется Главе Администрации Президента Республики Беларусь, который, согласно п. 17.7. и 17.8 Положения «обеспечивает подготовку предложений Президенту Республики Беларусь по основополагающим вопросам внутренней и внешней политики» и «представляет Администрацию Президента Республики Беларусь в отношениях с внутригосударственными, зарубежными и международными организациями».

Правительство Республики Беларусь: руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти; разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации; … принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью; обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента; отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления …» Специализированным ведомством по реализации основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь является Министерство иностранных дел Республики Беларусь. МИД проводит государственную политику в сфере внешних связей, осуществляет координацию внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь. В соответствии с п. 5 Положения основными задачами МИД являются: 5.1. реализация единой внешней политики Республики Беларусь, в том числе координация политики в области внешнеэкономической деятельности; 5.2. обеспечение прав и интересов Республики Беларусь в международных отношениях; 5.3. представление Республики Беларусь в отношениях с иностранными государствами, международными организациями и межгосударственными образованиями; формирование, поддержание и укрепление позитивного имиджа Республики Беларусь за рубежом; 5.4. координация деятельности республиканских органов государственного управления по обеспечению единой политики Республики Беларусь в отношениях с иностранными государствами, международными организациями и межгосударственными образованиями; 5.5. защита прав и интересов физических и юридических лиц Республики Беларусь за рубежом; 5.6. создание благоприятных условий для продвижения экономических интересов Республики Беларусь за рубежом; 5.7. пла­нирование внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности; 5.8. сбор и анализ информации о факторах и тенденциях международного развития и внесение Президенту Республики Беларусь, в Правительство Республики Беларусь, Национальное собрание Республики Беларусь пред­ложений и рекомендаций по тактическому реагированию и стратегическим направлениям внешнеполитического и внешнеэкономического сотрудниче­ства в интересах Республики Беларусь; 5.9. обеспечение реализации решений Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, Национального собрания Республики Беларусь по вопросам внешнепо­литической и внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь; 5.10. координация деятельности государственных органов Республики Беларусь по формированию и совершенствованию договорно-правовой базы отношений Республики Беларусь с иностранными государствами, международными организациями и межгосударственными образованиями; 5.11. контроль за исполнением международных договоров Республики Бела­русь государственными органами Республики Беларусь и оказание содей­ствия в исполнении международных договоров Республики Беларусь; 5.12. координация работы по присоединению Республики Беларусь ко Всемирной торговой организации; 5.13. руководство работой загранучреждений Респуб­лики Беларусь; 5.14. представление информации по условиям осуществления внешнеэкономической деятельности государственным органам, иным юридическим и физическим лицам Республики Беларусь и зарубежным партнерам; 5.15. обеспечение развития инфраструктуры внешнеполитической деятельности Республики Беларусь и оказание содействия в развитии инфраструктуры внешнеэкономической деятельности республики; 5.16. координация работы по формированию режима внешней торговли товарами в отношениях с иностранными государствами; 5.17. содействие в привле­чении иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь; 5.18. содействие общественным объединениям Республики Беларусь в осуществлении связей с зарубежными партнерами и развитии сотрудни­чества с соотечественниками за рубежом.

Большое значение в механизме государственного управления внешнеполитической сферой принадлежит Национальному собранию Республики Беларусь. Согласно ст. 97 Конституции Республики Беларусь «Палата представителей: … рассматривает проекты законов, в том числе об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь; военной доктрины; ратификации и денонсации международных договоров; об основном содержании и принципах осущест­вления прав, свобод и обязанностей граждан; о гражданстве, статусе иностранцев и лиц без гражданства; об объявлении войны и о заключении мира…» Главной функцией второй палаты Парламента, Совета Республики, во внешнеполитической сфере является одобрение или отклонение принятых Палатой представителей проектов законов. Таким образом, в белорусском Парламенте разрабатываются и принимаются основные нормативные акты, касающиеся внешнеполитической сферы.

Важное значение также имеют межпарламентские комиссии и рабочие группы Национального собрания Республики Беларусь по сотрудничеству с парламентами иностранных государств.

Национальное собрание Республики Беларусь также принимает деятельное участие в межпарламентских организациях. Помимо этого, в обеих палатах функционируют специализированные комиссии по внешнеполитическим вопросам.

Важное место в механизме государственного управления внешнеполитической сферой отведено Конституционному Суду. Он согласно ст. 116 Конституции Республики Беларусь «по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Респуб­лики, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь дает заключения:

  • о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;
  • о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение закона Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам».

7. Сущность и особенности многовекторного характера внешней политики Республики Беларусь.


8. Белорусско-российское стратегическое сотрудничество.


9. Состояние и развитие белорусско-российского торгово-экономического сотрудничества.


10. Состояние и перспективы сотрудничества Республики Беларусь с Украиной.


11. Республика Беларусь и страны Кавказа и Закавказья.


12. Республика Беларусь и государства Центральной Азии.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: