Республика Беларусь в СНГ

8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще руководители трех восточнославянских республик СССР – Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины – заключили Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ), что фактически означало их выход из СССР. Учитывая, что совокупное население трех республик превышало две трети от всего населения СССР, создание СНГ означало также фактическое обречение СССР на уничтожение. 21 декабря к этому решению, помимо участвовавших в Беловежской пуще лидеров трех стран, присоединились еще восемь республик СССР (Армения, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан), заключив Алматинское соглашение. 25–26 декабря 1991 г. СССР исчез с геополитической карты мира. Из оставшихся четырех ранее входивших в СССР республик три – Литва, Латвия, Эстония – категорически отказались присоединяться к СНГ, а Грузия вошла в СНГ в 1993 г. (в 2009 г. вышла из СНГ).

Отметим, что роль Беларуси в СНГ достаточно значима, хотя бы уже в силу того, что Минск является местом нахождения исполнительных и координационных органов СНГ. Помимо этого, именно от Беларуси исходит много инициатив по развитию СНГ. Беларусь принимает активное участие в деятельности основных органов СНГ – Совете глав государств; Совете глав правительств; Совете министров иностранных дел; Совете министров обороны; Совете командующих пограничными войсками; Межпарламентской Ассамблее; Экономическом суде; Экономическом совете; Совете постоянных полномочных представителей государств–участников Содружества при уставных и других органах Содружества; Исполнительном комитете. Представители Беларуси участвуют и в деятельности таких отраслевых органов СНГ, как Антитеррористический Центр; Консультативный совет по труду, миграции и социальной защите населения; Координационный совет государств–участников СНГ по информатизации при Региональном содружестве в области связи; Межгосударственный банк; Межгосударственный статистический комитет; Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации; Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера; Межгосударственный совет по антимонопольной политике; Электроэнергетический совет; Межгосударственный совет по авиации и использованию воздушного пространства; Совет руководителей статистических служб государств–участников Содружества; Совет руководителей таможенных служб государств–участников Содружества и др.

Из уст двух глав государств – Беларуси и России – прозвучали достаточно одинаковые отзывы о сути и роли СНГ на современном этапе. Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко отметил: «Да, СНГ малоэффективно. Но очень важно, что мы собираемся – главы государств, премьер-министры, руководители ведущих министерств – и вместе на одном языке за круглым или квадратным столом обсуждаем проблемы, которые у нас есть. Это очень важно. Для сознания глав государств это важно, не говоря уже о других. Но самое главное, что мы – «зонтик» для руководителей ведомств и служб. Когда они собираются в своем кругу, то во время этих встреч решают больше проблем и стоящих перед ними общих задач». Еще будучи Президентом Российской Федерации, действующий премьер-министр В. В. Путин был солидарен по этому вопросу, полагая, что СНГ – «это весьма полезный клуб для взаимной информации, для выяснения проблемных вопросов общего характера».

С системной точки зрения СНГ по своему характеру представляет собой дискретную, корпускулярную систему, которая может быть описана как система взаимонезависимых и в той или иной мере взаимозаменяемых единиц. Центральным пунктом этой системы является преобладание координационных связей над субординационными. Такая организация связей позволяет обеспечить оптимальное регулирование в системе, в то же время не уменьшая количество организации. Критика многих политиков, журналистов и аналитиков в отношении СНГ, в которой эта организация обвиняется в неэффективности и аморфности, не учитывает дискретный характер этой системы. Как раз в силу того, что многие решения в СНГ не выполняются, эта организация является эффективно функционирующей. При попытке заменить координационные связи субординационными, т. е. жестко настаивать на обязательности всех принимаемых решений, СНГ давно бы исчезло, поскольку цели и задачи составляющих его стран неоднозначны и приоритеты различны, что не позволяет им всем состоять в одной системе с жестким подчинением.

У лидеров Беларуси и Российской Федерации нет разногласий по поводу необходимости сохранения СНГ как интеграционного объединения. Как отмечает Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, «Содружество Независимых Государств свой интеграционный потенциал не исчерпало. СНГ может и должно способствовать сближению и всестороннему сотрудничеству наших стран, укреплению их позиций в мировом сообществе». В. В. Путин указывал: «Мы не должны превращать это пространство (СНГ) в поле боя, соперничества, а должны превратить его в поле сотрудничества и сделать все возможное, чтобы помочь этим странам (Содружества) в развитии демократии и экономики». В то же самое время В. В. Путин в большей степени стремится реформировать СНГ: «спор вокруг целесообразности и дальнейшей судьбы Содружества не утихает до сих пор, и мы заинтересованно работаем над вопросами реформирования СНГ». Президент Республики Беларусь высоко оценивает уже достигнутый уровень работы Содружества и высказывает точку зрения, согласно которой многие проекты реформ «направлены на урезание уже урезанного СНГ». «Практика показывает, что наиболее рациональный подход – поддерживать сохранение и развитие «широкого» СНГ в формате 12 государств и одновременно укреплять региональные интеграционные объединения».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: