/. Многообразие — условие динамики и устойчивости государственного
и муниципального управления. 2. Типичное и уникальное в государственном
и муниципальном управлении. 3. Управляемые объекты — основа специализации
управляющих воздействий. 4. Управление конфликтными ситуациями
Для понимания данной темы основополагающее значение имеют осознание и использование исторического опыта управления. Ибо, если мы не знаем прошлого, не разобрались в его истоках, содержании и результатах, то, как можем проектировать будущее - проводить реформы, преобразования, совершенствования, реорганизации и прочее. Опыт XX в. в этом отношении исключительно богат. Были новации С.Ю.Витте и П.А.Столыпина, к которым часто обращаются. Были три революции с кровью и разрушениями, НЭП, тоталитарная диктатура И.В.Сталина, попытки демократического обновления со стороны Н.С.Хрущева, застой поздних времен в период правления Л.И.Брежнева, разлом СССР М.С.Горбачевым и формирование новой России Б.Н.Ельциным. Во всех названных событиях Участвовало управление, которое было и их инициатором, и жертвой, которое вроде бы проводило преобразования, а затем, вследствие их (событий), само разрушалось. При внимательном анализе обнаруживается очень глубокая связанность состояния Управления, прежде всего государственного, и состояния, уровня развития общества.
|
|
170 Глава 8
Главный вывод, который можно сделать из истории страны, особенно последнего столетия, заключается в том, что наши власть имущие (разных идеологий; политических и экономических взглядов; при власти или в оппозиции к ней; революционно настроенные либо реформаторские и т.д.) не понимают многообразие проявлений частной и общественной жизнедеятельности людей. И, соответственно, не учитывают отражение этого многообразия в организации и функционировании государственного и муниципального управления. Взамен этого постоянно наблюдается стремление все унифицировать, шаблонизировать, формализовать, стандартизировать, подогнать под чье-то субъективистское «прокрустово ложе». Регуляция, допустимая и необходимая в производстве, качестве товаров и услуг, в ведении значимых дел, переносится в человеческие отношения, где каждый индивидуум единствен и неповторим. В результате смещены управленческие акценты: подгоняем под какие-то (часто сугубо идеологические) мерки людей, а не качество и количество их дел, производимых ими товаров и услуг. Даже в лексиконе у нас преобладают термины «оппонент», «противник», «враг», «инакомыслящий», «диссидент» и прочее в тех случаях, когда речь идет всего лишь о другой личности со своим мировосприятием. Ведь нет и не может быть двух одинаковых людей, все разнятся, следовательно, различие не может быть основанием для противопоставления, отчуждения, вражды. Речь идет, разумеется, не о каких-то экстремистских, агрессивных, асоциальных типах, а о большинстве нормальных людей.
|
|
Государственное и муниципальное управление формируется и осуществляется в реальном обществе, состоящем из тех людей, которые в нем живут и действуют. С ними приходится общаться, вести дела независимо от того, кто нам конкретно нравится, а кто вызывает неприязненные чувства. Общество разделено на множество классов, социальных слоев, сословий, этносов, религиозных общин, профессиональных групп, семей и родов, в нем действуют разные идеалы, ценности и цели жизнедеятельности людей, разные их поколения, у всех свои потребности и интересы, мотивы и установки поведения, в конце концов -своя уникальная жизнь (от начала и до конца). Данная посылка имеет огромное значение для всех видов управления, поскольку многообразие общества отражается на них и в них, но особенно для государственного и муниципального управления, которое
Типичное и уникальное в государственном и муниципальном управлении экономикой... 171
на подведомственной его управляющим воздействиям территории призвано видеть все многообразие жизни, схватывать его в своих решениях и действиях и способствовать сохранению его целостности и развитию. Тем более, когда признается диалектика, говорящая о всеобщности взаимосвязей всего и вся, о противоречиях как источниках развития, о переходе количества в качество, о постоянном отрицании отрицания, о неразрывности необходимости и случайности и других, вполне доказанных закономерностях.
В то же время общая посылка о многообразии жизнедеятельности людей — общества приобретает своеобразное и весьма специфическое применение в системе органов государственного и муниципального управления и в совокупности подлежащих его ведению управляемых объектов. Общество — юридически плоскостная система, где в принципе каждый человек определяет и регулирует свое взаимодействие с другими; система органов государственного и муниципального управления иерархична, субординирована и возглавляется верхней точкой в виде должности Президента РФ — главы государства. Это надо всегда иметь в виду, когда описываются управленческие явления, отношения и процессы. Субъект государственного и муниципального управления никогда не в состоянии воспринять все многообразие жизнедеятельности общества и даже собственных управляемых объектов. Ему поэтому приходится «работать» с обобщениями, тенденциями, абстракциями, массовыми проявлениями чего-то, в котором уже наличествуют элементы синергии (сложения). И чем выше уровень управления, тем более «уплотненной» выступает управленческая информация.
Проблема состоит в адекватности, достоверности и полноте отражения многообразия, значит в поиске и фиксации таких внешних контуров явлений, отношений и процессов и таких устойчивых их внутренних закономерностей, которые свидетельствуют об их состоянии, динамике, механизме гомеостазиса и развития. Отсюда пределы и содержание государственного и муниципального управления, которое, конечно, должно опираться на самодеятельность, самоорганизацию и самоуправление граждан и их коллективов и содействовать их развертыванию, и вместе с тем, зная контрольные параметры и критические точки в жизнедеятельности управляемых объектов, обеспечивать целостность, суверенитет, безопасность, упорядоченность и развитие
172 Глава 8
общества и его составных частей. Органы государственного и муниципального управления не есть и не могут быть сервисными конторами (как полагают российские суперлибералы, ибо таких на Западе что-то не видно), ожидающими, когда кто-то из общества обратится за их услугами. Если бы так стоял вопрос, то народ давно и с удовольствием бы их распустил. Этим органом отводится активная, инициативная, познавательная, эвристическая, влекущая за собой позиция.
|
|
Исходя из свободного многообразия в обществе и руководствуясь этим, органы государственного и муниципального управления призваны:
обладать точной информацией о внешних параметрах всех управляемых объектов, расположенных на территории их юрисдикции; это крайне необходимо, поскольку нужна картина жизни, в которой реализуются права и свободы человека и гражданина;
воздействуя на общественные процессы, явления и отношения, стремиться направлять их развитие в демократическом русле, привлекать население к ведению управленческих дел, осознавая, что при всех издержках демократия представляет собой действенный источник и фактор активизации человеческого потенциала;
ориентироваться в своих управляющих воздействиях прежде всего на социальные ресурсы, содержащиеся в науке, опыте, навыках, умении, желании людей, их нравственных и эстетических установках. Пора понять, что свобода есть простор для позитивной самореализации каждого человека, а не только «избранных»; история показала, что довольно часто «избранные» намного хуже неизбранных;
создавать посредством управляющих воздействий условия для творчества, при которых бы интеллект, работоспособность, знания, эвристический потенциал вводились в общественное развитие и реально в нем использовались.
Решение поставленных задач требует четкого представления о том, что такое типичное и уникальное и как их вводить в управление.
Типичное и уникальное в государственном и муниципальном управлении экономикой... 173
Универсального в жизни, т.е. везде действующего и повсюду применяемого, не так уж много, и оно чаше всего схватывается только через конкретное, доступное нашему пониманию, познанию и описанию. Более практичным и лучше поддающимся использованию является типичное — выделение в массе близких, совпадающих явлений, отношений и процессов, чего-то общего, определяющего, характерного для них, дающего возможность как «схватывать» в них самое существенное, так и отграничивать от других, классифицируемых по иным признакам. Типичное — это обобщенное качество множества элементов, в каждом из которых оно может содержаться в различных количественных параметрах. Можно полагать, что типичное олицетворяет «каркас», «арматуру», становой хребет системоорганизованных явлений, отношений, процессов. Сохраняя качество (целостность) определенной системы, оно внутри нее соединяет и воспроизводит многообразие ее элементов, но многообразие, системно организованное и системно функционирующее. Типичное не должно проявляться в равной мере повсеместно и подчинять себе все свойства элементов: тогда мы получаем унификацию, диктат, подавление нового, тоталитаризм. В большинстве случаев жизни оно обуславливает некое начало, служащее матрицей формирования системных взаимосвязей и устойчивых структур.
|
|
Для государственного и муниципального управления категория «типичного» (как и уникального — о чем чуть ниже) порождает очень важные следствия, которые необходимо знать и учитывать при анализе и оценке, правовом регулировании и совершенствовании как соответствующих органов, так и управляемых объектов.
Для управления актуально прежде всего определение типичного в управляемых объектах и их территориальной и функциональной структурах. Ведь существует типичное: как общее для всех них, как зависящее от сфер их действия, от видов общественных отношений, видов реализуемой деятельности, видов исполняемых социальных ролей и других причин. В выделении такого типичного нельзя ошибаться, поскольку именно оно обусловливает диапазоны, виды и меру управляющих воздействий.
174 Глава 8
По модели государственного и муниципального управления, обосновываемой в учебнике, все, что содержится и присуще управляемым объектам, воспроизводится («схватывается») в преломленном виде в системе органов государственного и муниципального управления. Здесь тоже во всем проявляется типичное, хотя надо видеть его иерархический, пирамидальный характер.
В современном обществе, где широко представлены свобода, частная собственность, рынок, предпринимательство, на типичное в системе органов государственного и муниципального управления накладываются существенные ограничения. Не всегда мы их знаем и понимаем, из-за чего одни требуют сузить, уменьшить данные виды управления, а другие — расширить и усилить. Но редко кто свои суждения соотносит с реальной управляемостью общественной жизнедеятельности. Поэтому для обоснованного подхода стоило бы сначала:
уяснить, что по объему и характеру из жизнедеятельности людей и их коллективов подлежит государственному и муниципальному управлению, а что может находиться за его пределами;
выявить и оценить реальные механизмы, в том числе и стихийные, которые сказываются в поведении управляемых объектов;
проанализировать направленность и результативность форм и методов самоуправления в самих управляемых объектах;
измерить эффективность управления со стороны субъектов его других видов, в том числе в сравнении с государственным и муниципальным;
отнестись самокритически к возможностям и потенциалу органов государственного и муниципального управления.
Далее, когда речь идет о взаимосвязях общества, а в нем — об управляемых объектах и органах государственного и муниципального управления, то не всегда учитывается, что первые образуют плоскостную, свободно взаимодействующую систему, а вторые — иерархическую систему со связями субординации (административного подчинения). Одно типичное переносят в другое, где действуют иные основания и зависимости.
Во-первых, многообразие и типичное в управляемых объектах отражаются и охватываются всей системой органов государственного и муниципального управления, а не каким-либо одним его уровнем или подсистемой.
Типичное и уникальное в государственном и муниципальном управлении экономикой... 175
Во-вторых, многообразие и типичное по мере движения по иерархии «вверх» все более «уплотняются» и обобщаются, становятся абстрактными.
В-третьих, в целях сохранения качеств типичного в богатстве его проявлений необходимо управляющие воздействия, идущие сверху вниз, постоянно дифференцировать и конкретизировать, а информацию, отражающую управляемые процессы и исполня-емость управленческих решений, наоборот — концентрировать, обобщать, абстрагировать. Эта тонкая интеллектуальная работа требует высокого профессионализма, напряжения и добросовестности. Проще управлять вообще, по настроению и наугад.
Типичное в системе органов (субъектов) государственного и муниципального управления должно содержаться (в равной мере, но обязательно) в следующих ее проявлениях:
в построении самой системы государственного и муниципального управления и адекватной ей системы органов государственного и муниципального управления. При сравнивании между собой систем органов государственного и муниципального управления разных стран (и разных цивилизаций) в них обнаруживают немало типичного, которое порой отличается лишь другим наименованием, отражающим образы национального менталитета;
в создании и использовании форм и процедур информационного обеспечения государственного и муниципального управления, поскольку информация есть «ткань» управления, связующая людей и их коллективы как в обществе, так и в системе государственного и муниципального управления; необходимы тождественность информации, единство ее смыслов, понятность и усвояемость;
в правовом регулировании статусов органов государственного и муниципального управления и управляемых объектов; здесь особое значение имеют отделение государственной власти от частной собственности, разделение власти (по горизонтали и по вертикали), определение ответственности; для органов — месторасположение в системе органов и предназначение, компетенция, внутренняя организация; для управляемых объектов (статус юридического лица) — миссия, ресурсы, результаты, стимулирование, подконтрольность, ответственность;
в кадровом обеспечении органов государственного и муниципального управления: а) в характеристике их потенциала —
176 Глава 8
общекультурное развитие, профессиональная подготовка, личностные качества; б) в организации работы с кадрами — их развитие — использование — продвижение — стимулирование — ответственность; персонал органов — это условие и фактор эффективности, и им следует заниматься постоянно и активно, по общепринятым процедурам;
в организации управленческой деятельности, в которой многое должно соотноситься друг с другом и осуществляться по определенным моделям, обладать системностью, устойчивостью, последовательностью, прозрачностью, демократичностью, рациональностью и эффективностью, подлежать постоянному анализу, измерению и оценке; в управленческой деятельности всегда должно быть представлено определенное общее для нее нормативное начало.
Вместе с тем типичное всегда связано с уникальным. Уникальное характеризует единичное, самобытное, неповторимое, продукт производства отдельного человека. Это — всегда момент возникновения нового, момент развития, прорыва стереотипов. Тем самым типичное как обязательное, необходимое, сохраняющее целостность любой системы, дополняется и усиливается уникальностью, поскольку в управление вовлечены многообразные люди и ресурсы, создающие предпосылки для многовариантности решения тех или иных проблем.
Уникальное инициируется известной свободой и творчеством в государственном и муниципальном управлении. Даже использование типичного не может идти по шаблону или осуществляться сугубо формально. В подобном случае управление превращается в мнимое, призрачное, отталкивающее людей. Типичное для того чтобы «привиться», упрочиться и дать положительные результаты, должно учитывать всю совокупность конкретных обстоятельств и движущих сил. Иными словами, в нем необходимо содержится момент уникальности.
Надо отметить, что возможность и необходимость уникального в управлении выводят нас на управленческий эксперимент, а значит, и на развитие управления. По сравнению с типичным новое обычно является уникальным, оно возникает в единичном варианте и только постепенно отвоевывает себе «место под солнцем», доказывая шаг за шагом свою рациональность и превращаясь в типичное. Такова диалектика развития, перехода из одного качества в другое любого общественного явления. Думается, что
Типичное и уникальное в государственном и муниципальном управлении экономикой... 177
необходимо менять отношение к уникальному в мировоззрении и психологии управляющих и управляемых, в организационных и нормативных подсистемах управления, открывать простор управленческому творчеству, поддерживать и стимулировать его.
Уникальное особо активно проявляется при направлении управляющих воздействий на управляемые объекты. Здесь важно ориентироваться на их черты и свойства.
Специализация управляемых процессов:
по видам общественных отношений;
по видам воспроизводственной деятельности;
по социальным ролям отдельных личностей.
Объемы управляемых процессов:
общности: территориальные, социальные, профессиональные;
коллективы с разнообразной структурой;
личности.
Состояние управляемых процессов:
нормальное, ритмичное, устойчивое;
разлаженное, вероятностное;
кризисное, конфликтное;
экстремальное, чрезвычайное.
Поведение людей в управляемых процессах:
придерживаются морально-этических принципов;
вписываются в положительное психологическое поле;
реагируют на стимулирование разных видов;
соблюдают отношения ответственности;
либо все делаю наоборот, ведут себя асоциально.
В общем надо отчетливо представлять реальные сложности в государственном и муниципальном управлении и, исходя из них, определять содержание, пределы, места действия типичного и уникального, т.е. управлять системно, дифференцированно и конкретно.
По поводу общего (общесистемного), особенного и единичного в государственном и муниципальном управлении, в том числе и в их управляющих воздействиях, сломано множество
178 Глава 8
дискуссионных копий. А в результате на практике, в прошлом и настоящем, мы имеем низкий уровень управляемости общественных процессов. И все, если обобщить, идет от недопонимания вопросов дифференциации и конкретизации видов, меры и диапазона управляющих воздействий применительно к специфике управляемых процессов, а в них — к уникальности их отдельных участников. Дошли до того, что в ряде документов высокого уровня стала мелькать цифра, что федеральные органы исполнительной власти (министерства и ведомства) выполняют более 5000 функций управления. Стоит по такой «методе» подсчитать функции управления в органах исполнительной власти субъектов Федерации и органах местного самоуправления, то, наверное, цифра выйдет за пределы 30 000. Никто не усомнился в основаниях подобной статистики.
Между тем, как было убедительно показано ранее, причем на основе мировой научной литературы и практики, функций управления — общих и специфических — можно назвать не более 12—15. Другое дело — вариации содержания функций управления в зависимости от того, на какие процессы они направляются. Скажем, планирование экономических, социальных и духовных процессов — разные явления, поскольку все определяется теми объективными условиями, технологиями деятельности, организационными формами, самоуправленческими механизмами, в которых и посредством которых действуют конкретные управляемые объекты. Ведь само разделение органов государственной власти на законодательные, исполнительные и судебные, распределение на федеральные, субъектов Федерации и местного самоуправления, не говоря уже о более дробной специализации внутри них (по целям, функциям, отраслям, программам и т.п.), свидетельствует о том, что необходим учет целей и содержания различных видов человеческой деятельности, приводящих к получению различных продуктов — капиталов, товаров, услуг, информации и удовлетворению различных общественных и частных потребностей.
В основе человеческой активности всегда находятся интересы и свобода. Весь вопрос в том, в чем состоят интересы и как понимается и используется свобода. В экономических интересах, осуществляемых в рамках частной собственности, предпринимательства, рыночных отношений, обычно взаимодействуют производитель и потребитель, собственник ресурсов и наемный
Типичное и уника./ьное в государственном и муниципальном управлении экономикой... 179
работник, информация (знания плюс опыт) и материальные технологии, другие компоненты, у каждого из которых свои интересы и представления о свободе. Не всегда они совпадают, часто противоречивы и конфликтны. Все это органы государственного и муниципального управления должны понимать, изучать и, исходя из реального состояния того или иного управляемого объекта, вырабатывать и направлять на него свои адекватные управляющие воздействия. Нельзя полагаться только на стихийное действие конкуренции, кооперации, сотрудничества, обобществления капитшга и проявления других экономических тенденций и взаимосвязей, на что порой уповают. Ведь тенденции и взаимосвязи проявляются на широком экономическом пространстве, в рамках национального, а то и мирового рынка, а конкретные экономические управляемые объекты находятся и действуют на определенной территории города, района, субъекта федерации, страны и вовлекают в свое функционирование соответствующее население. Последствия сказываются на благосостоянии этого населения и налоговых (и бюджетных) возможностях органов государственной власти и местного самоуправления. Экономические процессы, несмотря на некоторые типичные проявления — товары, услуги, доход, прибыль, капитал, налоги, тарифы, инвестиции и т.д., по своей природе и предназначению, внутренней организации и внешним параметрам, особенно по технологии деятельности и ее результатам (продуктам), весьма многообразны, часто вообще уникальны. Промышленность и сельское хозяйство, транспорт и строительство, торговля и коммунальное обслуживание, научно-конструкторская деятельность и коммуникации и т.д. и т.п. — все требуют дифференцированного и конкретного подхода, обоснованного движения от типичного к уникальному. Поэтому и система органов государственного и муниципального управления является иерархической. Она исходит из того, что экономические процессы в масштабах страны — один уровень управления, те же процессы на территории субъектов Федерации представляют собой более конкретизированный второй уровень управления, а процессы в муниципальных образованиях предполагают чуть ли не Уникальный, привязанный именно к данному управляемому объекту, третий уровень управления. Следовательно, те же самые Функции управления на каждом уровне отличаются своими характеристиками, что и выступает условием их эффективности.
180 Глава 8
Сложную проблему для органов государственного и муниципального управления образуют социальные процессы (управляемые объекты), происходящие на территории их юрисдикции. Дело в том, что если экономические процессы имеют широкую горизонтальную (плоскостную) динамику (свобода передвижения товаров, услуг, капитала, информации, отдельных людей), то социальные процессы более привязаны к местожительству и труду людей, локализованы в рамках поселений. В тоже время все они специализированы, выполняют строго очерченные функции обеспечения жизнедеятельности людей — образование, охрана здоровья, культура, жилье, социальная поддержка и т.д. и т.п., являются в равной мере необходимыми и в то же время невзаимозаменяемыми. Здесь конкретика управляющих воздействий часто приобретает адресный характер. Надо, чтобы функционировали конкретные — школа, поликлиника, коммунальная служба, спортзал, пассажирское сообщение и многое другое, что обозначается понятием «социальная инфраструктура».
Здесь важно учитывать, что социальные процессы зависят от географических и почвенно-климатических условий; потребности на них у людей в течение всей их жизни естественно (объективно) необходимы, без их удовлетворения человек попросту гибнет; на их протекание активно влияют этнические и религиозные особенности людей — их участников и потребителей. При управлении социальными процессами приходится различать материальную (овеществленную) часть социальных объектов и содержание их функционирования — духовную составляющую. Ведь в школе, больнице, другом социальном объекте для человека на первое место ставят обучение, лечение, другие социальные блага, в которых он нуждается, а не сами по себе социальные объекты.
Вместе с тем, как следует из нашего исторического опыта, нельзя сказать, что субъекты бизнеса (собственники) понимают взаимозависимости между экономическими и социальными процессами (управляемыми социальными объектами). Из того факта, что во время и после революции они потеряли свою собственность, выводов практически не сделано. Не учитывается даже собственная выгода — от образования и здоровья своих менеджеров и иных наемных работников, от уровня их благосостояния, дисциплинированности и нравственности и т.д. напрямую зависят производительность труда, качество товаров и
Типичное и уникальное в государственном и муниципальном управлении экономикой... 181
услуг и, соответственно, рациональность использования капи-. Все, по остаточному подходу, остается на плечах органов
государственного и муниципального управления, которые не в состоянии надлежаще организовывать и регулировать социальные процессы.
Много вопросов сегодня существует в духовной (или духовно-культурной) сфере. В ней объективно свобода и индивидуальный спрос получают наибольший простор. Тем более, что духовное производство (творчество) всегда персонифицировано, привязано к духу и душе конкретного человека. Массовость, с известной оговоркой, больше присуща духовному потреблению. Но немало здесь навязывается рекламой, пропагандой, модой, информацией, которые действуют в соответствии с их интересами. Вообще в духовной сфере накопилось много проблем. Оказалось, что свобода в духовности не всегда способствует нравственности, высоким и чистым мыслям, красоте и добру. Часто она используется в угоду корысти, наживы, низкопробным вкусам, разложению личности, ибо такими людьми легче манипулировать. Почему-то забывается, что бездуховность есть основная причина преступности и любых негативизмов, происходящих в обществе.
Поэтому, с учетом свободной индивидуализации в духовном производстве и потреблении органам государственного и муниципального управления надо видеть происходящие здесь процессы, понимать их глубинный смысл, знать последствия и пытаться влиять на них в позитивном направлении. Не все сводится к административным методам воздействий, существует и немало других, которым следует учиться пользоваться.
Таким образом, структуру управляющих воздействий со стороны системы органов государственного и муниципального управления на экономические, социальные и духовные процессы можно представить в виде треугольника, один угол которого своим «острием» непосредственно обращен на конкретный управляемый объект. В верхней стороне фиксируется типичное, в Углу и «острии» — уникальное. А между ними переход от типичного к уникальному через дифференциацию и конкретизацию первого. Если использовать данную логическую схему, то можно на деле добиваться того положения, при котором бы посредством управления сохранялись и укреплялись целостность и системность общества, обеспечивались и поддерживались ела-
182 Глава 8
женность и иерархичность в системе органов государственного и муниципального управления и в то же время каждый управляемый объект действовал бы в режиме свободы и получал адекватный его запросам объем и содержание государственно-властных управляющих воздействий. Главное в управлении в том, чтобы посредством и благодаря многообразным и разноуровневым управляющим воздействиям органов государственного и муниципального управления управляемые объекты (процессы, явления, отношения) функционировали в оптимальном режиме и приносили обществу возможно большую пользу.
Управляющие воздействия всегда ориентируются на определенные состояния и ситуации, в которых находятся управляемые объекты и которые требуют для своего поддержания, сохранения или преобразования вмешательства органов государственной власти и местного самоуправления. Эти состояние и ситуации многообразны, в чем-то поддаются типологизации, часто — вообще уникальны. Перепад состояний большой: от устойчивых, надежных, позитивно развивающихся до переменчивых, кризисных, разрушающихся. Логично, что каждое конкретное состояние требует от органов государственного и муниципального управления адекватных ему управляющих воздействий. Это — аксиома управления.
При исследовании ситуаций, которые приходится разрешать органам государственного и муниципального управления, обычно выделяют:
простые, рутинные, для решения которых требуется выбор из «да» или «нет»;
проблемные, проявляющиеся в том, что в управляемых объектах наблюдаются напряжение, отклонения от заданных параметров, крупные недостатки, теряются качество и динамика их функционирования; решения здесь, как правило, многовариантные, альтернативные;
чрезвычайные (экстремальные), вызываемые действием природной стихии, технологических аварий и катастроф, иными факторами техногенных и социальных сил;
Типичное и уникальное в государственном и муниципальном управлении экономикой... 183
конфликтные, связанные с противоречиями, разногласиями, столкновениями противоположных потребностей, интересов, целей, идеалов, ценностей, мотивов разных людей и их социальных и профессиональных групп.
Ситуации и способы их анализа, оценки и разрешения раскладываются в других темах учебника. В данном сюжете речь идет только о конфликтных ситуациях.
В качестве исходной посылки следует признать, что конфликты, как бы их конкретно не характеризовали, представляют собой реальность общественной жизнедеятельности людей, вызываемую различиями между цивилизациями, уровнями развития разных стран, религиями (конфессиями), нациями (этносами), социальными слоями и группами, видами и объемами собственности, культурами, языками, менталитетом, образованностью, профессиями и другими явлениями, из которых состоит современное общество (внутри каждого государства) и вообще мир (совокупное человечество).
Как ни странно, но процессы демократизации обществ и государств, утверждения рыночной экономики, борьбы за права и свободы человека, информатизации, глобализации и другие, характерные для современности, расширяют поле конфликтных ситуаций. Поэтому надо не бояться конфликтов, не драматизировать их значение, а учиться «работать» с конфликтами, вовремя их обнаруживать и разрешать.
В научной литературе приводится много определений социальных, т.е. между людьми, конфликтов, но суть их сводится к тому, что это обострение социальных противоречий, столкновение интересов, состояние соперничества, противоборства, резкое противодействие определенным явлениям, непримиримое восприятие чего-то или кого-то другого и т.д. С управленческой точки зрения конфликт — это такое столкновение сторон — субъектов интересов, при котором они сами, самостоятельно, путем контактов, согласований и договоренностей не могут разрешить возникшие противоречия, противоположные позиции, идеи, цели и другие актуальные для них ценности. Для разрешения конфликта в позитивном направлении требуется, как правило, вмешательство третьей стороны — ее «арбитраж». Причем такая сторона должна быть авторитетной, властной, способной Повлиять на стороны и заставить признать и исполнить ее волю. В разрешении социальных конфликтов огромная роль отводит-
184 Глава <У
ся органам государственного и муниципального управления.
Главное в условиях конфликтных ситуаций сводится к их определению, локализации и преодолению.
Прежде всего необходимо уметь отграничить конфликтную ситуацию от других управленческих ситуаций и дать ей адекватное определение, т.е. описать ее содержательно и юридически. Скажем, следует уяснить: причину конфликта, его стороны (субъекты), предмет, мотивы, масштабы, инициаторов (лидеров) и их личные интересы в конфликте, интенсивность и возможности эскалации конфликта и т.д. На первый взгляд такие элементы вроде бы очевидны для участников и наблюдателей конфликта: они видимы, фиксируются, сопоставляются, просчитываются. Однако, как показывает опыт, даже простой конфликт порой трудно описать. А приходится идти дальше — к сущностным характеристикам конфликта — его основаниям, объективным и субъективным аспектам, функциям, стадиальности, системной связи с другими явлениями, внутренним и внешним «подпиткам», схемам развития, фоновым обстоятельствам, ре-цидивности, видимым и латентным (скрытым) течениям, альтернативам завершения и многим иным моментам, знание которых только и позволяет его понимать и изыскивать способы и ресурсы разрешения. Часто именно ошибки, заблуждения, поверхностность, недооценка при определении конфликтов приводят к тому, что они разрастаются, приобретают большую остроту и напряженность, ведут к разрушениям общественных связей, материальных и духовных ценностей, а то и элементов производительных сил.
Когда конфликт возник, стал очевиден, и мы описали его, возникает проблема его локализации. Органы государственной власти и местного самоуправления не должны позволить любому конфликту разрастись, превратиться в мощную стихию. Истории известны случаи, при которых небольшие, на первый взгляд, конфликты приводили к разрушению государств и огромным общественным потерям. Локализация — это насущная потребность в «работе» с социальными конфликтами.
Локализация предполагает следующие управленческие действия. Руководители или исполнительно-распорядительный персонал органов государственного и муниципального управления, на территории юрисдикции которых возник конфликт, сразу же должны вступить в контакт с его участниками. Ибо толь-
Типичное и уникшыюе в государственном и муниципальном управлении экономикой... 185
ко прямой контакт позволяет получить информацию для принятия соответствующих решений. В процессах контакта, общения и анализа важно выявить слабые стороны данной конфликтной ситуации: надуманность требований, незаконность поведения, тожность причин, искусственность нагнетания страстей и т.д. Целесообразно быстро организовать переговоры как со сторонами отдельно, так и между ними. Любые переговоры всегда снимают напряженность конфликта, отвлекают от него внимание, порождают надежду на удовлетворение требований сторон и возможность иного (не конфликтного) варианта их удовлетворения. Положительное влияние на локализацию конфликта часто оказывает привлечение к его анализу и разрешению третьих сторон, в частности тех, которые по роду своего статуса или деятельности связаны с кем-либо из конфликтующих, являются для них авторитетом или структурой, в сотрудничестве с которой они заинтересованы. В локализацию конфликта следует вводить все возможные ресурсы, которыми располагают органы государственной власти и местного самоуправления: информационные, психологические, организационные, педагогические, правовые и иные. Здесь актуален комплексный подход.
Разумеется, управление конфликтными ситуациями имеет конечной целью их преодоление и создание условий для недопущения в будущем. К этому ведет прежде всего устранение причин, породивших конкретный конфликт. Вопрос непростой, поскольку надо объективно видеть причину и широту ее распространения. Ведь устранение причины всего одного конфликта может породить аналогичные конфликты в других местах, порой даже их спровоцировать. Надо все взвешивать и просчитывать. В преодолении конфликта большое значение имеют юридические решения и действия (в том числе судебные), которые-вводят ситуацию в правовое поле. Приходится обычно идти на определенную меру удовлетворения требований той стороны, которая их достаточно обосновывает. Чаще всего лишь незначительное удовлетворение требований ведет к затуханию конфликта. Приносят пользу вовлечение в управление конфликтной ситуацией лидеров сторон, которые инициировали и возглавили Данное столкновение. У нас в большинстве случаев стараются отстранить лидеров от разрешения конфликта. Между тем разумнее привлекать их к государственному и муниципальному Управлению, используя их потенциал.
186 Глава 8
Наконец, для недопущения конфликта в будущем надо вводить в действие стимулы, которые превращали бы конфликт в источник развития, переводили состояние или ситуацию на качественно новый уровень.
Управленческие решения в конфликтных ситуациях по своему характеру и содержанию отличаются актуальной рефлексией и приспособляемостью. Они должны, как бы это нам не нравилось, отражать суть конфликта и соответствовать его проявлениям. В таком случае конфликты займут свое место в общественной жизнедеятельности людей и не станут приводить ни к революциям, ни к контрреволюциям, ни к «глубоким» реформам и антиреформам.
И в завершение несколько суждений о соотношении конфликтов и управления. Хотя возникновение конфликтов есть естественность человеческого бытия, это не значит, что они должны быть постоянными, непрерывными, острыми, периодически сотрясать общество и наносить ему значительные потери. Факты конфликтов, их количество и интенсивность свидетельствуют о слабости управления, главным образом государственного, которое плохо отслеживает общественные процессы, не умеет их анализировать и оценивать, не способно прогнозировать их развитие и не вырабатывает должные управляющие воздействия. В большинстве фиксируемых конфликтов органы государственного и муниципального управления запаздывают с их предупреждением, относятся к их предпосылкам безответственно, полагаются на российское «авось». Все устали от стенаний по поводу того, что зима пришла «неожиданно» и к ней оказались неподготовленными. В нашей географической зоне все времена года с небольшими колебаниями приходят тогда, когда им положено. Заработную плату людям надо платить после выполнения работы, не откладывая до «греческих календ».
И так на каждом шагу халатные, злокорыстные, противозаконные решения и действия органов (и их руководителей) разных видов управления реально создают конфликтные ситуации, но затем их начинают списывать на объективные закономерности общественной жизнедеятельности. Объективность, безусловно, всегда существует, но для ее познания и использования людям даны разум, знания, опыт, наука, талант, и пора бы ими действительно пользоваться. К тому же большинство конфликтов имеют субъективную основу, порождаются конкретными
Типичное и уникальное в государственном и муниципальном управлении экономикой... 187
людьми, их идеалами, ценностями и целями, их уровнем благополучия. Несправедливое общественное расслоение представляет собой перманентный источник социальных конфликтов. Но посредством законодательства и практического управления несправедливое вполне возможно превращать в справедливое — было бы желание.
Состояние современного российского общества по множеству оснований, условий и факторов чревато конфликтами, причем во всех его сферах. Следовательно, органы государственного и муниципального управления обязаны овладевать формирующейся теорией и практикой конфликтологии, постоянно изучать общественные процессы и их внутренние импульсы.
Контрольные вопросы и задания
1. Что понимается под многообразием жизнедеятельности
людей и каково его значение для управления?
2. Каково соотношение между типичным и уникальным в го
сударственном и муниципальном управлении?
3. Что является основой специализации управляющих воз
действий?
4. Раскройте особенности и технологии управления конфликт
ными ситуациями.
Рекомендуемая литература
Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. М., 1997. С. 92-110.
Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. Россия на путях преодоления кризиса: Учебное пособие. М., 1995.
Литвинцев М.Г. Правовые конфликты и пути их разрешения в Российской Федерации. М., 1996. С. 9—58.
Теория управления. Учебник. М., 2003. С. 84-96; 382-397.
© Атаманчук Г. В.
Глава 9