Управление конфликтными ситуациями

/. Многообразиеусловие динамики и устойчивости государственного

и муниципального управления. 2. Типичное и уникальное в государственном

и муниципальном управлении. 3. Управляемые объекты — основа специализации

управляющих воздействий. 4. Управление конфликтными ситуациями

Для понимания данной темы основополагающее значение имеют осознание и использование исторического опыта управ­ления. Ибо, если мы не знаем прошлого, не разобрались в его истоках, содержании и результатах, то, как можем проектиро­вать будущее - проводить реформы, преобразования, соверше­нствования, реорганизации и прочее. Опыт XX в. в этом отно­шении исключительно богат. Были новации С.Ю.Витте и П.А.Столыпина, к которым часто обращаются. Были три рево­люции с кровью и разрушениями, НЭП, тоталитарная диктату­ра И.В.Сталина, попытки демократического обновления со сто­роны Н.С.Хрущева, застой поздних времен в период правления Л.И.Брежнева, разлом СССР М.С.Горбачевым и формирование новой России Б.Н.Ельциным. Во всех названных событиях Участвовало управление, которое было и их инициатором, и жертвой, которое вроде бы проводило преобразования, а затем, вследствие их (событий), само разрушалось. При внимательном анализе обнаруживается очень глубокая связанность состояния Управления, прежде всего государственного, и состояния, уров­ня развития общества.


170 Глава 8

Главный вывод, который можно сделать из истории страны, особенно последнего столетия, заключается в том, что наши власть имущие (разных идеологий; политических и экономи­ческих взглядов; при власти или в оппозиции к ней; революци­онно настроенные либо реформаторские и т.д.) не понимают многообразие проявлений частной и общественной жизнедея­тельности людей. И, соответственно, не учитывают отражение этого многообразия в организации и функционировании госу­дарственного и муниципального управления. Взамен этого по­стоянно наблюдается стремление все унифицировать, шабло­низировать, формализовать, стандартизировать, подогнать под чье-то субъективистское «прокрустово ложе». Регуляция, допус­тимая и необходимая в производстве, качестве товаров и услуг, в ведении значимых дел, переносится в человеческие отношения, где каждый индивидуум единствен и неповторим. В результате смещены управленческие акценты: подгоняем под какие-то (час­то сугубо идеологические) мерки людей, а не качество и количе­ство их дел, производимых ими товаров и услуг. Даже в лексико­не у нас преобладают термины «оппонент», «противник», «враг», «инакомыслящий», «диссидент» и прочее в тех случаях, когда речь идет всего лишь о другой личности со своим миро­восприятием. Ведь нет и не может быть двух одинаковых людей, все разнятся, следовательно, различие не может быть основани­ем для противопоставления, отчуждения, вражды. Речь идет, ра­зумеется, не о каких-то экстремистских, агрессивных, асоци­альных типах, а о большинстве нормальных людей.

Государственное и муниципальное управление формируется и осуществляется в реальном обществе, состоящем из тех людей, которые в нем живут и действуют. С ними приходится общать­ся, вести дела независимо от того, кто нам конкретно нравится, а кто вызывает неприязненные чувства. Общество разделено на множество классов, социальных слоев, сословий, этносов, ре­лигиозных общин, профессиональных групп, семей и родов, в нем действуют разные идеалы, ценности и цели жизнедеятель­ности людей, разные их поколения, у всех свои потребности и интересы, мотивы и установки поведения, в конце концов -своя уникальная жизнь (от начала и до конца). Данная посылка имеет огромное значение для всех видов управления, поскольку многообразие общества отражается на них и в них, но особенно для государственного и муниципального управления, которое


Типичное и уникальное в государственном и муниципальном управлении экономикой... 171

на подведомственной его управляющим воздействиям террито­рии призвано видеть все многообразие жизни, схватывать его в своих решениях и действиях и способствовать сохранению его целостности и развитию. Тем более, когда признается диалекти­ка, говорящая о всеобщности взаимосвязей всего и вся, о проти­воречиях как источниках развития, о переходе количества в ка­чество, о постоянном отрицании отрицания, о неразрывности необходимости и случайности и других, вполне доказанных за­кономерностях.

В то же время общая посылка о многообразии жизнедея­тельности людей — общества приобретает своеобразное и весьма специфическое применение в системе органов государственного и муниципального управления и в совокупности подлежащих его ведению управляемых объектов. Общество — юридически плос­костная система, где в принципе каждый человек определяет и регулирует свое взаимодействие с другими; система органов го­сударственного и муниципального управления иерархична, су­бординирована и возглавляется верхней точкой в виде должнос­ти Президента РФ — главы государства. Это надо всегда иметь в виду, когда описываются управленческие явления, отношения и процессы. Субъект государственного и муниципального управ­ления никогда не в состоянии воспринять все многообразие жизнедеятельности общества и даже собственных управляемых объектов. Ему поэтому приходится «работать» с обобщениями, тенденциями, абстракциями, массовыми проявлениями чего-то, в котором уже наличествуют элементы синергии (сложения). И чем выше уровень управления, тем более «уплотненной» высту­пает управленческая информация.

Проблема состоит в адекватности, достоверности и полноте отражения многообразия, значит в поиске и фиксации таких внешних контуров явлений, отношений и процессов и таких ус­тойчивых их внутренних закономерностей, которые свидетель­ствуют об их состоянии, динамике, механизме гомеостазиса и развития. Отсюда пределы и содержание государственного и му­ниципального управления, которое, конечно, должно опирать­ся на самодеятельность, самоорганизацию и самоуправление граждан и их коллективов и содействовать их развертыванию, и вместе с тем, зная контрольные параметры и критические точки в жизнедеятельности управляемых объектов, обеспечивать це­лостность, суверенитет, безопасность, упорядоченность и развитие


172 Глава 8

общества и его составных частей. Органы государственного и муниципального управления не есть и не могут быть сервисны­ми конторами (как полагают российские суперлибералы, ибо таких на Западе что-то не видно), ожидающими, когда кто-то из общества обратится за их услугами. Если бы так стоял вопрос, то народ давно и с удовольствием бы их распустил. Этим органом отводится активная, инициативная, познавательная, эвристи­ческая, влекущая за собой позиция.

Исходя из свободного многообразия в обществе и руковод­ствуясь этим, органы государственного и муниципального уп­равления призваны:

обладать точной информацией о внешних параметрах всех управляемых объектов, расположенных на территории их юрис­дикции; это крайне необходимо, поскольку нужна картина жиз­ни, в которой реализуются права и свободы человека и гражда­нина;

воздействуя на общественные процессы, явления и отноше­ния, стремиться направлять их развитие в демократическом рус­ле, привлекать население к ведению управленческих дел, осоз­навая, что при всех издержках демократия представляет собой действенный источник и фактор активизации человеческого потенциала;

ориентироваться в своих управляющих воздействиях преж­де всего на социальные ресурсы, содержащиеся в науке, опыте, навыках, умении, желании людей, их нравственных и эстетиче­ских установках. Пора понять, что свобода есть простор для по­зитивной самореализации каждого человека, а не только «из­бранных»; история показала, что довольно часто «избранные» намного хуже неизбранных;

создавать посредством управляющих воздействий условия для творчества, при которых бы интеллект, работоспособность, знания, эвристический потенциал вводились в общественное развитие и реально в нем использовались.

Решение поставленных задач требует четкого представления о том, что такое типичное и уникальное и как их вводить в управление.


Типичное и уникальное в государственном и муниципальном управлении экономикой... 173

Универсального в жизни, т.е. везде действующего и повсюду применяемого, не так уж много, и оно чаше всего схватывается только через конкретное, доступное нашему пониманию, позна­нию и описанию. Более практичным и лучше поддающимся ис­пользованию является типичное — выделение в массе близких, совпадающих явлений, отношений и процессов, чего-то общего, определяющего, характерного для них, дающего возможность как «схватывать» в них самое существенное, так и отграничивать от других, классифицируемых по иным признакам. Типичное — это обобщенное качество множества элементов, в каждом из кото­рых оно может содержаться в различных количественных пара­метрах. Можно полагать, что типичное олицетворяет «каркас», «арматуру», становой хребет системоорганизованных явлений, отношений, процессов. Сохраняя качество (целостность) опре­деленной системы, оно внутри нее соединяет и воспроизводит многообразие ее элементов, но многообразие, системно органи­зованное и системно функционирующее. Типичное не должно проявляться в равной мере повсеместно и подчинять себе все свойства элементов: тогда мы получаем унификацию, диктат, подавление нового, тоталитаризм. В большинстве случаев жизни оно обуславливает некое начало, служащее матрицей формиро­вания системных взаимосвязей и устойчивых структур.

Для государственного и муниципального управления катего­рия «типичного» (как и уникального — о чем чуть ниже) порожда­ет очень важные следствия, которые необходимо знать и учиты­вать при анализе и оценке, правовом регулировании и совершен­ствовании как соответствующих органов, так и управляемых объектов.

Для управления актуально прежде всего определение типич­ного в управляемых объектах и их территориальной и функцио­нальной структурах. Ведь существует типичное: как общее для всех них, как зависящее от сфер их действия, от видов обществен­ных отношений, видов реализуемой деятельности, видов испол­няемых социальных ролей и других причин. В выделении такого типичного нельзя ошибаться, поскольку именно оно обусловли­вает диапазоны, виды и меру управляющих воздействий.


174 Глава 8

По модели государственного и муниципального управления, обосновываемой в учебнике, все, что содержится и присуще уп­равляемым объектам, воспроизводится («схватывается») в пре­ломленном виде в системе органов государственного и муници­пального управления. Здесь тоже во всем проявляется типичное, хотя надо видеть его иерархический, пирамидальный характер.

В современном обществе, где широко представлены свобода, частная собственность, рынок, предпринимательство, на типич­ное в системе органов государственного и муниципального уп­равления накладываются существенные ограничения. Не всегда мы их знаем и понимаем, из-за чего одни требуют сузить, умень­шить данные виды управления, а другие — расширить и усилить. Но редко кто свои суждения соотносит с реальной управляе­мостью общественной жизнедеятельности. Поэтому для обосно­ванного подхода стоило бы сначала:

уяснить, что по объему и характеру из жизнедеятельности людей и их коллективов подлежит государственному и муни­ципальному управлению, а что может находиться за его преде­лами;

выявить и оценить реальные механизмы, в том числе и сти­хийные, которые сказываются в поведении управляемых объ­ектов;

проанализировать направленность и результативность форм и методов самоуправления в самих управляемых объектах;

измерить эффективность управления со стороны субъектов его других видов, в том числе в сравнении с государственным и муниципальным;

отнестись самокритически к возможностям и потенциалу ор­ганов государственного и муниципального управления.

Далее, когда речь идет о взаимосвязях общества, а в нем — об управляемых объектах и органах государственного и муници­пального управления, то не всегда учитывается, что первые об­разуют плоскостную, свободно взаимодействующую систему, а вторые — иерархическую систему со связями субординации (ад­министративного подчинения). Одно типичное переносят в другое, где действуют иные основания и зависимости.

Во-первых, многообразие и типичное в управляемых объек­тах отражаются и охватываются всей системой органов государ­ственного и муниципального управления, а не каким-либо од­ним его уровнем или подсистемой.


Типичное и уникальное в государственном и муниципальном управлении экономикой... 175

Во-вторых, многообразие и типичное по мере движения по иерархии «вверх» все более «уплотняются» и обобщаются, стано­вятся абстрактными.

В-третьих, в целях сохранения качеств типичного в богатстве его проявлений необходимо управляющие воздействия, идущие сверху вниз, постоянно дифференцировать и конкретизировать, а информацию, отражающую управляемые процессы и исполня-емость управленческих решений, наоборот — концентрировать, обобщать, абстрагировать. Эта тонкая интеллектуальная работа требует высокого профессионализма, напряжения и добросове­стности. Проще управлять вообще, по настроению и наугад.

Типичное в системе органов (субъектов) государственного и муниципального управления должно содержаться (в равной ме­ре, но обязательно) в следующих ее проявлениях:

в построении самой системы государственного и муниципаль­ного управления и адекватной ей системы органов государствен­ного и муниципального управления. При сравнивании между собой систем органов государственного и муниципального управления разных стран (и разных цивилизаций) в них обнару­живают немало типичного, которое порой отличается лишь дру­гим наименованием, отражающим образы национального мен­талитета;

в создании и использовании форм и процедур информацион­ного обеспечения государственного и муниципального управле­ния, поскольку информация есть «ткань» управления, связую­щая людей и их коллективы как в обществе, так и в системе го­сударственного и муниципального управления; необходимы тождественность информации, единство ее смыслов, понят­ность и усвояемость;

в правовом регулировании статусов органов государственного и муниципального управления и управляемых объектов; здесь особое значение имеют отделение государственной власти от частной собственности, разделение власти (по горизонтали и по вертикали), определение ответственности; для органов — мес­торасположение в системе органов и предназначение, компе­тенция, внутренняя организация; для управляемых объектов (статус юридического лица) — миссия, ресурсы, результаты, стимулирование, подконтрольность, ответственность;

в кадровом обеспечении органов государственного и муници­пального управления: а) в характеристике их потенциала —


176 Глава 8

общекультурное развитие, профессиональная подготовка, лич­ностные качества; б) в организации работы с кадрами — их раз­витие — использование — продвижение — стимулирование — ответственность; персонал органов — это условие и фактор эф­фективности, и им следует заниматься постоянно и активно, по общепринятым процедурам;

в организации управленческой деятельности, в которой мно­гое должно соотноситься друг с другом и осуществляться по оп­ределенным моделям, обладать системностью, устойчивостью, последовательностью, прозрачностью, демократичностью, ра­циональностью и эффективностью, подлежать постоянному ана­лизу, измерению и оценке; в управленческой деятельности всегда должно быть представлено определенное общее для нее норма­тивное начало.

Вместе с тем типичное всегда связано с уникальным. Уникаль­ное характеризует единичное, самобытное, неповторимое, про­дукт производства отдельного человека. Это — всегда момент возникновения нового, момент развития, прорыва стереотипов. Тем самым типичное как обязательное, необходимое, сохраняю­щее целостность любой системы, дополняется и усиливается уникальностью, поскольку в управление вовлечены многооб­разные люди и ресурсы, создающие предпосылки для многова­риантности решения тех или иных проблем.

Уникальное инициируется известной свободой и творчеством в государственном и муниципальном управлении. Даже исполь­зование типичного не может идти по шаблону или осуществлять­ся сугубо формально. В подобном случае управление превраща­ется в мнимое, призрачное, отталкивающее людей. Типичное для того чтобы «привиться», упрочиться и дать положительные ре­зультаты, должно учитывать всю совокупность конкретных об­стоятельств и движущих сил. Иными словами, в нем необходи­мо содержится момент уникальности.

Надо отметить, что возможность и необходимость уникаль­ного в управлении выводят нас на управленческий эксперимент, а значит, и на развитие управления. По сравнению с типичным но­вое обычно является уникальным, оно возникает в единичном варианте и только постепенно отвоевывает себе «место под солн­цем», доказывая шаг за шагом свою рациональность и превраща­ясь в типичное. Такова диалектика развития, перехода из одного качества в другое любого общественного явления. Думается, что


Типичное и уникальное в государственном и муниципальном управлении экономикой... 177

необходимо менять отношение к уникальному в мировоззрении и психологии управляющих и управляемых, в организационных и нормативных подсистемах управления, открывать простор управленческому творчеству, поддерживать и стимулировать его.

Уникальное особо активно проявляется при направлении уп­равляющих воздействий на управляемые объекты. Здесь важно ориентироваться на их черты и свойства.

Специализация управляемых процессов:

по видам общественных отношений;

по видам воспроизводственной деятельности;

по социальным ролям отдельных личностей.

Объемы управляемых процессов:

общности: территориальные, социальные, профессиональ­ные;

коллективы с разнообразной структурой;

личности.

Состояние управляемых процессов:

нормальное, ритмичное, устойчивое;

разлаженное, вероятностное;

кризисное, конфликтное;

экстремальное, чрезвычайное.

Поведение людей в управляемых процессах:

придерживаются морально-этических принципов;

вписываются в положительное психологическое поле;

реагируют на стимулирование разных видов;

соблюдают отношения ответственности;

либо все делаю наоборот, ведут себя асоциально.

В общем надо отчетливо представлять реальные сложности в государственном и муниципальном управлении и, исходя из них, определять содержание, пределы, места действия типично­го и уникального, т.е. управлять системно, дифференцированно и конкретно.

По поводу общего (общесистемного), особенного и единич­ного в государственном и муниципальном управлении, в том числе и в их управляющих воздействиях, сломано множество


178 Глава 8

дискуссионных копий. А в результате на практике, в прошлом и настоящем, мы имеем низкий уровень управляемости общест­венных процессов. И все, если обобщить, идет от недопонимания вопросов дифференциации и конкретизации видов, меры и диа­пазона управляющих воздействий применительно к специфике управляемых процессов, а в них — к уникальности их отдельных участников. Дошли до того, что в ряде документов высокого уровня стала мелькать цифра, что федеральные органы испол­нительной власти (министерства и ведомства) выполняют более 5000 функций управления. Стоит по такой «методе» подсчитать функции управления в органах исполнительной власти субъек­тов Федерации и органах местного самоуправления, то, навер­ное, цифра выйдет за пределы 30 000. Никто не усомнился в ос­нованиях подобной статистики.

Между тем, как было убедительно показано ранее, причем на основе мировой научной литературы и практики, функций уп­равления — общих и специфических — можно назвать не более 12—15. Другое дело — вариации содержания функций управления в зависимости от того, на какие процессы они направляются. Скажем, планирование экономических, социальных и духов­ных процессов — разные явления, поскольку все определяется теми объективными условиями, технологиями деятельности, организационными формами, самоуправленческими механиз­мами, в которых и посредством которых действуют конкретные управляемые объекты. Ведь само разделение органов государ­ственной власти на законодательные, исполнительные и судеб­ные, распределение на федеральные, субъектов Федерации и местного самоуправления, не говоря уже о более дробной спе­циализации внутри них (по целям, функциям, отраслям, прог­раммам и т.п.), свидетельствует о том, что необходим учет целей и содержания различных видов человеческой деятельности, приводящих к получению различных продуктов — капиталов, товаров, услуг, информации и удовлетворению различных об­щественных и частных потребностей.

В основе человеческой активности всегда находятся интере­сы и свобода. Весь вопрос в том, в чем состоят интересы и как понимается и используется свобода. В экономических интере­сах, осуществляемых в рамках частной собственности, предпри­нимательства, рыночных отношений, обычно взаимодействуют производитель и потребитель, собственник ресурсов и наемный


Типичное и уника./ьное в государственном и муниципальном управлении экономикой... 179

работник, информация (знания плюс опыт) и материальные технологии, другие компоненты, у каждого из которых свои ин­тересы и представления о свободе. Не всегда они совпадают, час­то противоречивы и конфликтны. Все это органы государствен­ного и муниципального управления должны понимать, изучать и, исходя из реального состояния того или иного управляемого объекта, вырабатывать и направлять на него свои адекватные управляющие воздействия. Нельзя полагаться только на сти­хийное действие конкуренции, кооперации, сотрудничества, обобществления капитшга и проявления других экономических тенденций и взаимосвязей, на что порой уповают. Ведь тенден­ции и взаимосвязи проявляются на широком экономическом пространстве, в рамках национального, а то и мирового рынка, а конкретные экономические управляемые объекты находятся и действуют на определенной территории города, района, субъекта федерации, страны и вовлекают в свое функционирование соот­ветствующее население. Последствия сказываются на благосо­стоянии этого населения и налоговых (и бюджетных) возможно­стях органов государственной власти и местного самоуправления. Экономические процессы, несмотря на некоторые типич­ные проявления — товары, услуги, доход, прибыль, капитал, налоги, тарифы, инвестиции и т.д., по своей природе и пред­назначению, внутренней организации и внешним параметрам, особенно по технологии деятельности и ее результатам (про­дуктам), весьма многообразны, часто вообще уникальны. Про­мышленность и сельское хозяйство, транспорт и строительство, торговля и коммунальное обслуживание, научно-конструктор­ская деятельность и коммуникации и т.д. и т.п. — все требуют дифференцированного и конкретного подхода, обоснованного движения от типичного к уникальному. Поэтому и система орга­нов государственного и муниципального управления является иерархической. Она исходит из того, что экономические процес­сы в масштабах страны — один уровень управления, те же про­цессы на территории субъектов Федерации представляют собой более конкретизированный второй уровень управления, а про­цессы в муниципальных образованиях предполагают чуть ли не Уникальный, привязанный именно к данному управляемому объекту, третий уровень управления. Следовательно, те же самые Функции управления на каждом уровне отличаются своими ха­рактеристиками, что и выступает условием их эффективности.


180 Глава 8

Сложную проблему для органов государственного и муници­пального управления образуют социальные процессы (управляе­мые объекты), происходящие на территории их юрисдикции. Дело в том, что если экономические процессы имеют широкую горизонтальную (плоскостную) динамику (свобода передвиже­ния товаров, услуг, капитала, информации, отдельных людей), то социальные процессы более привязаны к местожительству и труду людей, локализованы в рамках поселений. В тоже время все они специализированы, выполняют строго очерченные функции обеспечения жизнедеятельности людей — образова­ние, охрана здоровья, культура, жилье, социальная поддержка и т.д. и т.п., являются в равной мере необходимыми и в то же время невзаимозаменяемыми. Здесь конкретика управляющих воздей­ствий часто приобретает адресный характер. Надо, чтобы функ­ционировали конкретные — школа, поликлиника, коммуналь­ная служба, спортзал, пассажирское сообщение и многое дру­гое, что обозначается понятием «социальная инфраструктура».

Здесь важно учитывать, что социальные процессы зависят от географических и почвенно-климатических условий; потреб­ности на них у людей в течение всей их жизни естественно (объ­ективно) необходимы, без их удовлетворения человек попросту гибнет; на их протекание активно влияют этнические и религи­озные особенности людей — их участников и потребителей. При управлении социальными процессами приходится разли­чать материальную (овеществленную) часть социальных объек­тов и содержание их функционирования — духовную составляю­щую. Ведь в школе, больнице, другом социальном объекте для человека на первое место ставят обучение, лечение, другие со­циальные блага, в которых он нуждается, а не сами по себе со­циальные объекты.

Вместе с тем, как следует из нашего исторического опыта, нельзя сказать, что субъекты бизнеса (собственники) понимают взаимозависимости между экономическими и социальными процессами (управляемыми социальными объектами). Из того факта, что во время и после революции они потеряли свою собственность, выводов практически не сделано. Не учитывает­ся даже собственная выгода — от образования и здоровья своих менеджеров и иных наемных работников, от уровня их благо­состояния, дисциплинированности и нравственности и т.д. нап­рямую зависят производительность труда, качество товаров и


Типичное и уникальное в государственном и муниципальном управлении экономикой... 181

услуг и, соответственно, рациональность использования капи-. Все, по остаточному подходу, остается на плечах органов

государственного и муниципального управления, которые не в состоянии надлежаще организовывать и регулировать социаль­ные процессы.

Много вопросов сегодня существует в духовной (или духов­но-культурной) сфере. В ней объективно свобода и индивиду­альный спрос получают наибольший простор. Тем более, что ду­ховное производство (творчество) всегда персонифицировано, привязано к духу и душе конкретного человека. Массовость, с известной оговоркой, больше присуща духовному потреблению. Но немало здесь навязывается рекламой, пропагандой, модой, информацией, которые действуют в соответствии с их интере­сами. Вообще в духовной сфере накопилось много проблем. Оказалось, что свобода в духовности не всегда способствует нравственности, высоким и чистым мыслям, красоте и добру. Часто она используется в угоду корысти, наживы, низкопроб­ным вкусам, разложению личности, ибо такими людьми легче манипулировать. Почему-то забывается, что бездуховность есть основная причина преступности и любых негативизмов, проис­ходящих в обществе.

Поэтому, с учетом свободной индивидуализации в духовном производстве и потреблении органам государственного и му­ниципального управления надо видеть происходящие здесь процессы, понимать их глубинный смысл, знать последствия и пытаться влиять на них в позитивном направлении. Не все сво­дится к административным методам воздействий, существует и немало других, которым следует учиться пользоваться.

Таким образом, структуру управляющих воздействий со сто­роны системы органов государственного и муниципального управления на экономические, социальные и духовные процес­сы можно представить в виде треугольника, один угол которого своим «острием» непосредственно обращен на конкретный уп­равляемый объект. В верхней стороне фиксируется типичное, в Углу и «острии» — уникальное. А между ними переход от типич­ного к уникальному через дифференциацию и конкретизацию первого. Если использовать данную логическую схему, то можно на деле добиваться того положения, при котором бы посред­ством управления сохранялись и укреплялись целостность и системность общества, обеспечивались и поддерживались ела-


182 Глава 8

женность и иерархичность в системе органов государственного и муниципального управления и в то же время каждый управля­емый объект действовал бы в режиме свободы и получал адек­ватный его запросам объем и содержание государственно-власт­ных управляющих воздействий. Главное в управлении в том, чтобы посредством и благодаря многообразным и разноуровне­вым управляющим воздействиям органов государственного и му­ниципального управления управляемые объекты (процессы, яв­ления, отношения) функционировали в оптимальном режиме и приносили обществу возможно большую пользу.



Управляющие воздействия всегда ориентируются на опреде­ленные состояния и ситуации, в которых находятся управляемые объекты и которые требуют для своего поддержания, сохранения или преобразования вмешательства органов государственной власти и местного самоуправления. Эти состояние и ситуации многообразны, в чем-то поддаются типологизации, часто — во­обще уникальны. Перепад состояний большой: от устойчивых, надежных, позитивно развивающихся до переменчивых, кри­зисных, разрушающихся. Логично, что каждое конкретное со­стояние требует от органов государственного и муниципального управления адекватных ему управляющих воздействий. Это — аксиома управления.

При исследовании ситуаций, которые приходится разрешать органам государственного и муниципального управления, обычно выделяют:

простые, рутинные, для решения которых требуется выбор из «да» или «нет»;

проблемные, проявляющиеся в том, что в управляемых объ­ектах наблюдаются напряжение, отклонения от заданных пара­метров, крупные недостатки, теряются качество и динамика их функционирования; решения здесь, как правило, многовариант­ные, альтернативные;

чрезвычайные (экстремальные), вызываемые действием при­родной стихии, технологических аварий и катастроф, иными факторами техногенных и социальных сил;


Типичное и уникальное в государственном и муниципальном управлении экономикой... 183

конфликтные, связанные с противоречиями, разногласиями, столкновениями противоположных потребностей, интересов, целей, идеалов, ценностей, мотивов разных людей и их соци­альных и профессиональных групп.

Ситуации и способы их анализа, оценки и разрешения рас­кладываются в других темах учебника. В данном сюжете речь идет только о конфликтных ситуациях.

В качестве исходной посылки следует признать, что конф­ликты, как бы их конкретно не характеризовали, представляют собой реальность общественной жизнедеятельности людей, вы­зываемую различиями между цивилизациями, уровнями разви­тия разных стран, религиями (конфессиями), нациями (этноса­ми), социальными слоями и группами, видами и объемами собственности, культурами, языками, менталитетом, образован­ностью, профессиями и другими явлениями, из которых состоит современное общество (внутри каждого государства) и вообще мир (совокупное человечество).

Как ни странно, но процессы демократизации обществ и го­сударств, утверждения рыночной экономики, борьбы за права и свободы человека, информатизации, глобализации и другие, ха­рактерные для современности, расширяют поле конфликтных ситуаций. Поэтому надо не бояться конфликтов, не драматизи­ровать их значение, а учиться «работать» с конфликтами, вовре­мя их обнаруживать и разрешать.

В научной литературе приводится много определений соци­альных, т.е. между людьми, конфликтов, но суть их сводится к тому, что это обострение социальных противоречий, столкнове­ние интересов, состояние соперничества, противоборства, рез­кое противодействие определенным явлениям, непримиримое восприятие чего-то или кого-то другого и т.д. С управленческой точки зрения конфликт — это такое столкновение сторон — субъектов интересов, при котором они сами, самостоятельно, путем контактов, согласований и договоренностей не могут раз­решить возникшие противоречия, противоположные позиции, идеи, цели и другие актуальные для них ценности. Для разреше­ния конфликта в позитивном направлении требуется, как пра­вило, вмешательство третьей стороны — ее «арбитраж». Причем такая сторона должна быть авторитетной, властной, способной Повлиять на стороны и заставить признать и исполнить ее волю. В разрешении социальных конфликтов огромная роль отводит-


184 Глава

ся органам государственного и муниципального управления.

Главное в условиях конфликтных ситуаций сводится к их оп­ределению, локализации и преодолению.

Прежде всего необходимо уметь отграничить конфликтную ситуацию от других управленческих ситуаций и дать ей адекват­ное определение, т.е. описать ее содержательно и юридически. Скажем, следует уяснить: причину конфликта, его стороны (субъекты), предмет, мотивы, масштабы, инициаторов (лидеров) и их личные интересы в конфликте, интенсивность и возмож­ности эскалации конфликта и т.д. На первый взгляд такие эле­менты вроде бы очевидны для участников и наблюдателей конф­ликта: они видимы, фиксируются, сопоставляются, просчиты­ваются. Однако, как показывает опыт, даже простой конфликт порой трудно описать. А приходится идти дальше — к сущност­ным характеристикам конфликта — его основаниям, объектив­ным и субъективным аспектам, функциям, стадиальности, сис­темной связи с другими явлениями, внутренним и внешним «подпиткам», схемам развития, фоновым обстоятельствам, ре-цидивности, видимым и латентным (скрытым) течениям, аль­тернативам завершения и многим иным моментам, знание ко­торых только и позволяет его понимать и изыскивать способы и ресурсы разрешения. Часто именно ошибки, заблуждения, по­верхностность, недооценка при определении конфликтов при­водят к тому, что они разрастаются, приобретают большую ост­роту и напряженность, ведут к разрушениям общественных связей, материальных и духовных ценностей, а то и элементов производительных сил.

Когда конфликт возник, стал очевиден, и мы описали его, возникает проблема его локализации. Органы государственной власти и местного самоуправления не должны позволить любо­му конфликту разрастись, превратиться в мощную стихию. Ис­тории известны случаи, при которых небольшие, на первый взгляд, конфликты приводили к разрушению государств и ог­ромным общественным потерям. Локализация — это насущная потребность в «работе» с социальными конфликтами.

Локализация предполагает следующие управленческие действия. Руководители или исполнительно-распорядительный персонал органов государственного и муниципального управле­ния, на территории юрисдикции которых возник конфликт, сразу же должны вступить в контакт с его участниками. Ибо толь-


Типичное и уникшыюе в государственном и муниципальном управлении экономикой... 185

ко прямой контакт позволяет получить информацию для приня­тия соответствующих решений. В процессах контакта, общения и анализа важно выявить слабые стороны данной конфликтной си­туации: надуманность требований, незаконность поведения, тожность причин, искусственность нагнетания страстей и т.д. Целесообразно быстро организовать переговоры как со сторона­ми отдельно, так и между ними. Любые переговоры всегда сни­мают напряженность конфликта, отвлекают от него внимание, порождают надежду на удовлетворение требований сторон и возможность иного (не конфликтного) варианта их удовлетво­рения. Положительное влияние на локализацию конфликта час­то оказывает привлечение к его анализу и разрешению третьих сторон, в частности тех, которые по роду своего статуса или дея­тельности связаны с кем-либо из конфликтующих, являются для них авторитетом или структурой, в сотрудничестве с которой они заинтересованы. В локализацию конфликта следует вводить все возможные ресурсы, которыми располагают органы государ­ственной власти и местного самоуправления: информационные, психологические, организационные, педагогические, правовые и иные. Здесь актуален комплексный подход.

Разумеется, управление конфликтными ситуациями имеет конечной целью их преодоление и создание условий для недопу­щения в будущем. К этому ведет прежде всего устранение при­чин, породивших конкретный конфликт. Вопрос непростой, поскольку надо объективно видеть причину и широту ее распро­странения. Ведь устранение причины всего одного конфликта может породить аналогичные конфликты в других местах, по­рой даже их спровоцировать. Надо все взвешивать и просчиты­вать. В преодолении конфликта большое значение имеют юри­дические решения и действия (в том числе судебные), которые-вводят ситуацию в правовое поле. Приходится обычно идти на определенную меру удовлетворения требований той стороны, ко­торая их достаточно обосновывает. Чаще всего лишь незначи­тельное удовлетворение требований ведет к затуханию конф­ликта. Приносят пользу вовлечение в управление конфликтной ситуацией лидеров сторон, которые инициировали и возглавили Данное столкновение. У нас в большинстве случаев стараются отстранить лидеров от разрешения конфликта. Между тем ра­зумнее привлекать их к государственному и муниципальному Управлению, используя их потенциал.


186 Глава 8

Наконец, для недопущения конфликта в будущем надо вво­дить в действие стимулы, которые превращали бы конфликт в источник развития, переводили состояние или ситуацию на ка­чественно новый уровень.

Управленческие решения в конфликтных ситуациях по свое­му характеру и содержанию отличаются актуальной рефлексией и приспособляемостью. Они должны, как бы это нам не нравилось, отражать суть конфликта и соответствовать его проявлениям. В та­ком случае конфликты займут свое место в общественной жиз­недеятельности людей и не станут приводить ни к революциям, ни к контрреволюциям, ни к «глубоким» реформам и антире­формам.

И в завершение несколько суждений о соотношении конфлик­тов и управления. Хотя возникновение конфликтов есть естест­венность человеческого бытия, это не значит, что они должны быть постоянными, непрерывными, острыми, периодически сотрясать общество и наносить ему значительные потери. Фак­ты конфликтов, их количество и интенсивность свидетельству­ют о слабости управления, главным образом государственного, которое плохо отслеживает общественные процессы, не умеет их анализировать и оценивать, не способно прогнозировать их развитие и не вырабатывает должные управляющие воздей­ствия. В большинстве фиксируемых конфликтов органы государ­ственного и муниципального управления запаздывают с их пре­дупреждением, относятся к их предпосылкам безответственно, полагаются на российское «авось». Все устали от стенаний по поводу того, что зима пришла «неожиданно» и к ней оказались неподготовленными. В нашей географической зоне все времена года с небольшими колебаниями приходят тогда, когда им поло­жено. Заработную плату людям надо платить после выполнения работы, не откладывая до «греческих календ».

И так на каждом шагу халатные, злокорыстные, противоза­конные решения и действия органов (и их руководителей) раз­ных видов управления реально создают конфликтные ситуации, но затем их начинают списывать на объективные закономернос­ти общественной жизнедеятельности. Объективность, безуслов­но, всегда существует, но для ее познания и использования лю­дям даны разум, знания, опыт, наука, талант, и пора бы ими действительно пользоваться. К тому же большинство конфлик­тов имеют субъективную основу, порождаются конкретными


Типичное и уникальное в государственном и муниципальном управлении экономикой... 187

людьми, их идеалами, ценностями и целями, их уровнем благо­получия. Несправедливое общественное расслоение представ­ляет собой перманентный источник социальных конфликтов. Но посредством законодательства и практического управления несправедливое вполне возможно превращать в справедливое — было бы желание.

Состояние современного российского общества по множест­ву оснований, условий и факторов чревато конфликтами, при­чем во всех его сферах. Следовательно, органы государственного и муниципального управления обязаны овладевать формирую­щейся теорией и практикой конфликтологии, постоянно изу­чать общественные процессы и их внутренние импульсы.

Контрольные вопросы и задания

1. Что понимается под многообразием жизнедеятельности
людей и каково его значение для управления?

2. Каково соотношение между типичным и уникальным в го­
сударственном и муниципальном управлении?

3. Что является основой специализации управляющих воз­
действий?

4. Раскройте особенности и технологии управления конфликт­
ными ситуациями.

Рекомендуемая литература

Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. М., 1997. С. 92-110.

Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. Россия на путях преодоления кризиса: Учебное пособие. М., 1995.

Литвинцев М.Г. Правовые конфликты и пути их разрешения в Российской Федерации. М., 1996. С. 9—58.

Теория управления. Учебник. М., 2003. С. 84-96; 382-397.

© Атаманчук Г. В.


Глава 9


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: