/. Социальная эффективность управления: понятие, критерии,
показатели. 2. Уровни социальной эффективности государственного управления.
3. Социальная эффективность местного самоуправления. 4. Оценка эффективности управления и общественные институты ее
применения.
5. Сравнительно-социологический и исторический анализ социальной эффективности управления
В течение своей истории люди научились измерять очень многое: пространство, время, объемы, массы, полезность продуктов природы и собственного труда, затраты производства, прочность и качество изделий, знания и уровень своей подготовки и т.д. и т.п. Но нельзя сказать, что они умеют, хотя бы удовлетворительно, измерять актуальность и результативность управления, причем всех видов, а в них государственного и муниципального, от которых в обществе и судьбе отдельного человека зависят весьма большой объем отношений, явлений, процессов, событий и состояний. Это кажется странным, но остается объективным фактом, иначе люди по-другому бы относились к своим руководителям (большим и малым), да и ко всем тем, кто находится в субъектах управления: интересовались бы их делами, спрашивали бы о способах их ведения, требовали ответственности за последствия.
|
|
Между тем, как было показано в учебнике, управление — явление измеряемое. Да, сложно измеряемое, поскольку оно по затратам интеллектуально, информативно, психологично и т.Д-
Измерение эффективности государственного и муниципа.\ъного управления 435
Задача науки и практики — найти и ввести в жизнь такие критерии, показатели и процедуры анализа и оценки управленческих процессов, посредством использования которых такое измерение было бы достоверным, своевременным и полезным в развитии общества.
Для измерения любых явлений, отношений и процессов всегда нужны критерии и показатели (их меры). Критерии представляют собой стороны, грани, состав явлений, отношений и процессов, которые отражают и характеризуют их качества, свойства и особенности, отличающие их друг от друга. К примеру: рост и вес человека, его кровяное давление и пульс. Имеются критерии высоты, длины, широты, объема, прочности и т.д. Показатели — есть мера данных качеств, свойств, параметров с принятой и понятной для людей градацией. Для веса: грамм, килограмм, тонна; для длины — сантиметр, метр, километр. Думаю понятно, о чем идет речь.
Поскольку в управлении используются интеллектуальные и физические усилия людей, а также большие материально-финансовые, правовые, организационные и другие ресурсы, то, очевидно, и здесь должны быть критерии и показатели, по которым бы оно измерялось и оценивалось. Нельзя что-то делать и не знать, что из этого получится, даст ли оно пользу, удовлетворяющую потребности общества, его коллективов и отдельных лиц.
|
|
В данном контексте следует вспомнить первые темы учебника, в которых раскрывалось понятие «управление». Если считается (очень широко принятое), что управление есть деятельность, значит надо измерять эту деятельность: по времени пребывания в кабинетах, по количеству принятых и изданных «бумаг», числу проведенных оргмероприятий и иным элементам управленческой деятельности. Если управление — отношение, тогда в поле зрения должны находиться вертикальные взаимосвязи (их прочность), исполнительность подчиненных, их дисциплинированность и т.п. Но если управление является целеполагающим, организующим и регулирующим (управляющим) воздействием на общественные процессы, сознание, поведение и деятельность людей (как прошло красной нитью через учебник), то в центре анализа встают вопросы о том, как управление повлияло, изменило, преобразовало, активизировало, обновило и прочее управляемые объекты. Другими словами, акцент переносится на организа-
436 Глава 20
цию и функционирование управляемых объектов, а уже от них, по принципу обратной связи, на то, что и как делал или делает субъект управления.
Управление — общественный институт (социальное явление), формируемый и реализуемый людьми в рамках субъективного фактора, но порождающий объективные результаты в виде состояния и развития общества. Логично, что и критериями, по которым его можно измерять и оценивать, выступают разные грани, стороны, аспекты общественных процессов, сознания, поведения и деятельности людей. Это — не наличие производственных фондов, промышленного и сельскохозяйственного потенциала, не масса добываемых ресурсов, не объем знаний в библиотеках, дискетах либо умах отдельных людей, не количество сооружений, музеев или храмов и т.д. и т.п., а именно отношение людей ко всему этому, использование всего этого в целях собственного благополучия, обеспечения целостности, суверенитета, безопасности, упорядоченности и развития своего общества и государства. Так, в принципе, должны измеряться все виды управления, ибо в них мало смысла, если кто-то обогащается за счет разрушения людей и природы.
Но в государственном и муниципальном управлении названные критерии приобретают особый характер. Это управление институциональное (осуществляется через строго определенные структуры и в правовых формах), привязано к территории жизнедеятельности людей, комплексно и имеет исторический масштаб своего существования. Образно говоря: поколения приходят и уходят, а оно обязано в любых условиях обеспечивать сохранение и воспроизводство жизни. А тем самым для него все важно: и воздух, и вода, и земля, и здоровье людей, и инфраструктура поселений, и коммуникации, и образование, и все иное, без чего население страны и отдельных ее территорий с соответствующими материальными и духовными ресурсами, просто не может состояться и развиваться.
Для измерения и оценки государственного и муниципального управления нужны, поэтому, критерии социальной эффективности, т. е. такие грани, стороны, аспекты жизнедеятельности людей, которые показывают, как функционирует система взаимодействий «человек — техника — технологии — производство — обращение — потребление — общество — природа» и какую она приносит пользу (вклад) для последующего исторического раз-
Измерение эффективности государственного и муниципального управления 437
вития. Здесь преодолеваются эгоизм и горизонт отдельного человека и утверждается благо всех (нас самих и наших наследников). По замыслу социальная эффективность признана характеризовать содержание и общественные результаты человеческого сознания, поведения и деятельности, наши знания, опыт и реальные возможности по рационализации общественных взаимосвязей и структур. Мы все вместе через социальную эффективность должны видеть, понимать и измерять то, как природный ресурс, произведенный продукт (материальный и духовный), знания и информация, идеи и ценности служат людям (обществу), что они приносят им в течение жизненного цикла их создания и потребления. В таком случае мы действительно становимся культурными (цивилизованными) людьми, так как осознанием свое место в системе «человек — общество — природа» и, исходя из этого, оптимизируем свое сознание, поведение и деятельность.
|
|
Следует отметить, что наука и практика (как национальная, так и мировая) выработали и реально используют немало критериев (и по каждому из них показателей), по которым можно измерять социальную эффективность государственного и муниципального управления в нашей стране.
Так довольно легко прослеживаются такие критерии:
уровень производительности труда, соотносимый с мировыми параметрами по его соответствующим видам;
темпы и масштабы прироста национального богатства, исчисляемые по методике ООН;
уровень благосостояния жизни людей в расчете надушу населения и с разбивкой доходов различных категорий, а также в сравнении со стандартами развитых стран;
упорядоченность, безопасность и надежность общественных отношений, их воспроизводство с нарастающим позитивным результатом.
Существует методика Всемирного банка (стандартные индикаторы, критерии, показатели), по которой определяется развитие разных стран и их сравнение между собой:
1. Картина мира: основные экономические показатели, каче
ство жизни (долголетие, образованность и уровень жизни).
2. Население: народонаселение и трудовые ресурсы; бед
ность; распределение доходов и потребления; образование;
здравоохранение.
|
|
438 Глава 20
3. Окружающая среда: землепользование и сельскохозяй
ственное производство; водные ресурсы, облесение и заповед
ные зоны; энергопотребление и выбросы.
4. Экономика: динамика экономического роста; структура
производства; структура спроса; бюджет центрального прави
тельства; платежный баланс, счета текущих операций и валют
ные резервы.
5. Государство и рынок: финансирование в частном секторе;
роль государства в экономике; энергетика и транспорт; связь,
информатика; научно-техническое развитие.
6. Глобальные связи: международная торговля; финансовая
помощь и потоки капитала1.
Естественно, что все это развёрстывается по территориям и свидетельствует об их жизнеспособности. Кроме того, в каждой стране имеются дополнительные (свои) критерии, которые связаны с их природоклиматическими условиями, национальной спецификой и иными особенностями, в том числе и с характером потребностей людей. Необходимо также принимать во внимание, что, несмотря на связанность, между государственным управлением и местным самоуправлением существует различие, определяемое как масштабами и структурой жизнедеятельности на определенной территории (общее, особенное, единичное), так и отношением людей к функционированию самих органов государственного и муниципального управления. В связи с этим три уровня социальной эффективности государственного управления рассматриваются в качестве типичных (общих), а отдельно описана социальная эффективность местного самоуправления.
Социальную эффективность государственного управления (в этих рамках и местного самоуправления) можно разделить на три уровня.
Общая социальная эффективность государственного управления, характеризующая результаты функционирования систе-
1 См.: На пороге 21 века // Доклад о мировом развитии 1999—2000 гг. М, 2000. С. 209-255.
Измерение эффективности государственного и муниципального управления 439
мы государственного управления, т. е. всех его органов и их управляемых объектов; она выражается в состоянии общества, его отдельных частей и конкретных в них людей.
Специальная социальная эффективность государственного управления, раскрывающая качество организации и формирования субъекта (системы) органов государственной власти и местного самоуправления.
Конкретная социальная эффективность государственного управления, показывающая управленческую результативность деятельности отдельных государственных и муниципальных органов и их должностных лиц.
Критериями общей социальной эффективности для страны в целом, ее составных частей (субъектов федерации), муниципальных образований выступают производственные, социально-экономические и духовно-культурные процессы на соответствующей территории: их состояние, развитость, рациональность и производительность с точки зрения удовлетворения потребностей населения. Важнейшим служит качество производительных сил (в их трех ипостасях), ибо только на их основе можно выстраивать благополучие людей.
Однако у нас сложилось почему-то немало субъектов Федерации и муниципальных образований, жизнедеятельность которых находится на дотации. Вроде, с одной стороны, есть работоспособные люди, земля, вода, определенный производственный потенциал и т.д., а с другой, аппарат управления — президенты, губернаторы, главы администраций с большим числом своих подчиненных, которые не могут наладить хотя бы «самокормление». Обычно ссылаются на нехватку ресурсов, тогда как стоило бы сначала внимательно разобраться с тем, а что же происходит на своей территории. Нередко ресурсы вывозятся, разбазариваются, что является прямым упущением управления, зато руководители таких территорий все выбивают и выбивают себе всякие льготы, субсидии и иные формы безвозмездной помощи.
На любой самой маленькой территории осуществляется весь комплекс жизнедеятельности, и надо всегда знать и измерять, как он себя воспроизводит, и что для этого делает управление. До сих пор главными источниками жизнедеятельности такого комплекса рассматривались природные ресурсы, теперь наступает время перехода на интеллектуальные (и, добавлю, нравственные) ресурсы. В этом направлении и должны сегодня смещаться кри-
440 Глава 20
терпи общей социальной эффективности государственного управления (а в его рамках и местного самоуправления).
Критериями специальной социальной эффективности государственного управления являются различные проявления организации и функционирования системы органов государственной власти и местного самоуправления. Их — немало, поскольку субъект государственного управления исключительно сложен, многогранен, и в нем каждый элемент и взаимосвязь представляют собой интерес для анализа и оценки. Выделим пять наиболее значимых критериев, измерение по которым способно показывать качество субъекта государственного и муниципального управления.
Прежде всего, это целеориентированность (иными словами, целесообразность, целевая обоснованность) организации и функционирования государственно-управляющей системы, ее крупных подсистем и других организационных структур, которая определяется через степень соответствия их управляющих воздействий целям, объективно исходящим из их положения и роли в обществе. Реально проявляющаяся, ощутимая, воспринимаемая и оцениваемая обществом через соответствующие результаты цель функционирования государственно-управляющей системы или ее отдельных частей имеет принципиальное значение при анализе и оценке поведения и действий субъекта государственного управления.
Причем речь идет не только и не столько о целях, зафиксированных в правовых статусах управляющих структур, других политических документах либо законодательных актах, сколько о целях, которые практически реализуются в жизни.
Целеориентированность организации и функционирования управляющих систем (подсистем) определяются путем изучения и оценки их организационной, нормативной и другой деятельности с точки зрения соответствия ее целевой направленности, установленной для них. Таким способом можно не только познавать смысл активности любой структуры государственного и муниципального управления, но и избегать дублирования, параллелизма, а также тех положений, при которых какие-нибудь участки общественной жизнедеятельности остаются вне необходимых управляющих воздействий.
Ко второму критерию относятся затраты времени на решение управленческих вопросов и осуществление управленческих
Измерение эффективности государственного и муниципального управления 441
действий. Это время, которое тратится на внутреннюю управленческую деятельность, т.е. на обработку и прохождение управленческой информации от «входа» до «выхода» в государственно-управляющей системе в целом (в аппарате управления), соответствующих подсистемах и организационных структурах. Исторически давно выведен закон экономии времени, характеризующий очень многое в жизни людей и созданного ими общества. Ведь чем меньше затраты времени на выполнение единицы;той или иной работы, тем выше ее производительность. А для этого, что вполне понятно, должны быть введены в соответствующий процесс работы знания, опыт, организация, дисциплина, стимулы, санкции и другие социальные элементы. Экономия времени есть слагаемое многих условий и факторов, и во всем мире идет постоянный поиск путей движения в данном направлении.
Учитывая иерархический характер (многоуровневость) государственного и муниципального управления, его широкую горизонтальную специализацию, актуальность комплексного подхода с его стороны к общественным процессам и другие особенности, параметры затрат времени на собственно управленческую жизнедеятельность самого его субъекта имеют для общества исключительное значение. Дело в том, что любое управленческое решение свою актуальность и рациональность сохраняет лишь в течение весьма короткого времени, до тех пор, пока оно соответствует «схваченным» условиям и факторам, так сказать, моменту дня. Такое решение, тем более принятое на высшем или центральном уровнях, необходимо как можно быстрее «пропустить» и дифференцировать по соответствующей иерархии и довести до исполнителей, в том числе находящихся в управляемых объектах. Здесь задержка или промедление с движением управленческой информации каждый день уменьшают значение управленческого решения, сужают его потенциал, постепенно низводят на нет его цели и ресурсы.
Сложность, динамизм и переменчивость общественной жизнедеятельности усиливают значимость затрат времени на решения и действия органов государственной власти и местного самоуправления, требуют сохранения, уплотнения, решительной экономии времени. В государственном аппарате должны быть установлены жесткие нормативы затрат времени на выработку и прохождение любой управленческой информации,
442 Глава 20
основанные на современных технических средствах и строго соблюдаемые.
В качестве третьего критерия специальной социальной эффективности государственного управления следует назвать стиль функционирования государственно-управляющей системы, ее подсистем и других организационных структур. Речь идет не о нормативно установленных правовых, организационных формах, а также методах осуществления соответствующей компетенции тех или иных органов, а о реальной практике управленческого поведения конкретных органов и их должностных лиц. Эффективность всегда измеряется по действительности, а не по тому, что должно быть или вменено кому-то в обязанность. Можно иметь много прекрасно описанных обязанностей, в том числе в конституциях и иных нормативных правовых актах, но не исполнять их либо исполнять не лучшим образом.
На стиль, как уже отмечалось, влияют возможности личности (государственных деятелей, руководителей, государственных служащих и т.д.). Одновременно он зависит от уровня организации и функционирования соответствующей управляющей структуры. Тем самым понять и оценить стиль формирования отдельной структуры, не говоря уже конкретного управленца, можно не путем «снятия» индивидуального или группового психологического портрета, а только на основе всего многообразия фактов, действующих в данной системе (подсистеме) управления и влияющих на конкретный стиль исполнения государственных должностей. Здесь особенно актуален комплексный подход, который и способствует раскрытию эффективности государственного управления по данному критерию.
Четвертый критерий отражает сложность организации субъекта государственного и муниципального управления, его подсистем и звеньев. На первый взгляд (и многим) кажется, что сложность не имеет непосредственного отношения к социально-экономическим и функционально-организационным характеристикам управления. Но это большое заблуждение, ибо сложность той или иной организационной структуры непосредственно влияет на ее внутреннюю жизнедеятельность (реализацию внутренних функций) и формирование управляющих воздействий (осуществление внешних функций).
Важное общественное значение принадлежит пятому критерию, отражающему общие (совокупные) — экономические, соии-
Измерение эффективности государственного и муниципального управления 443
альные, технические, кадровые и другие — издержки на содержание и обеспечение функционирования государственно-управля-юшей системы, ее подсистем и иных организационных структур. При их анализе и оценке следует учитывать взаимозависимость между стоимостью управления и социальными результатами деятельности управляемых объектов, затраты на протяженность коммуникаций, объективное усложнение управленческих проблем и иные моменты, определяющие управленческие издержки. Сюда логично входят расходы на содержание персонала управления, командировочные расходы, расходы на оргтехнику и компьютеры и т.д., которые тоже надо соотносить с реальным влиянием соответствующих управляющих воздействий на общественное развитие. В последние годы, в связи с упорядочением бюджетного процесса, управленческие расходы стали фиксироваться в бюджетах, но они слабо контролируются, и к тому же остались лазейки для их внебюджетного финансирования. Здесь еще предстоит работа.
Среди критериев конкретной социальной эффективности государственного управления (деятельности органов государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц) можно выделить:
1. Степень соответствия направлений, содержания и резуль
татов управленческой деятельности органов и должностных лиц
тем ее параметрам, которые обозначены в правовом статусе ор
гана и государственной должности. Из такого критерия следует,
что любое отклонение от компетенции органа, функций и право
мочий должностного лица или проявление активности в другом
направлении либо в иной сфере не должно признаваться раци
ональным и эффективным. В системе органов государственного
управления каждый должен заниматься своим делом.
2. Законность решений и действий органов государственной
власти и местного самоуправления, а также их должностных
лиц. Соблюдение законности придает государственному управ
лению определенную целенаправленность и упорядоченность.
Тем самым всякие нарушения принципов законности, чем бы
они ни объяснялись и ни оправдывались (сиюминутной эконо
мической выгодой, стремлением решить проблему, необходи
мостью удовлетворения чьих-то интересов и т.д.), с точки зрения
общества и самого государственного и муниципального управ
ления не могут признаваться эффективными.
444 Глава 20
3. Реальность, действительность влияния управленческих ре
шений и действий на управляемые процессы, поведение и дея
тельность людей.
4. Содержание управленческих актов (решений, поступков,
действий и т.д.) с точки зрения отражения в них запросов и нужд
людей, направленности на их благополучие и развитие, соответ
ствия потребностям, интересам и целям их жизнедеятельности.
5. Демократизм управленческой деятельности, состоящий в
характере и объеме взаимосвязей соответствующих органов и их
должностных лиц с гражданами и их коллективами.
6. Обеспечение в решениях и действиях органов и их должно
стных лиц государственного престижа власти.
7. Правдивость и актуальность управленческой информации,
выдаваемой органами и их должностными лицами при любых
анализах, оценках и решениях.
8. Нравственность влияния управленческой деятельности,
поведения должностных лиц на «внешнюю» среду, на людей, с
которыми органы и должностные лица соприкасаются.
Разумеется, в каждом уровне социальной эффективности государственного управления можно выделить и другие критерии для ее измерения. Тем более, что такие критерии зависят от специфики управляемых объектов (явлений, отношений, процессов), качественные параметры которых своеобразны. Но хотя бы использование названных критериев на практике, причем систематически и с приданием публичности полученным результатам (показателям), сослужило бы хорошую пользу для общества, способствовало росту эффективности государственного и муниципального управления.
Местное самоуправление по своим проявлениям во многом связано с государственным управлением, им определяется и регулируется, реализует его решения и т.д. Логично, что его социальная эффективность может и должна измеряться по тем же критериям, что и у государственного управления. Любое муниципальное образование (местное сообщество) также представляет собой управленческую систему, в которой действуют субъ-
Измерение эффективности государственного и муниципального управления 445
ект управления (органы местного самоуправления), управляемые объекты (местная жизнедеятельность людей, привязанная ( к поселениям либо административным территориям), взаимодействующие между собой (прямые и обратные связи). По структуре такая система аналогична любой государственной управленческой системе (в субъекте Федерации, в государстве в целом), и в ней вполне обнаруживаются критерии общей, специальной и конкретной социальной эффективности управления.
В то же время местное самоуправление имеет ряд самобытных свойств, которые также подлежат измерению и оценке.
Главное свойство местного самоуправления выражается в его праве и возможности непосредственно вовлекать жителей (население) муниципальных образований в ведение местных дел, в организацию и совершенствование своей социальной инфраструктуры, в развитие и повышение благополучия всех, проживающих на их территории. По удельному весу (или проценту) реального участия жителей в облагораживании своих домов (квартир), в обустройстве и сохранности подъездов, прилегающих скверов, улиц и кварталов, в выборах и работе органов местного самоуправления (представительных и исполнительных), в организации детских и школьных площадок, в поддержании общественного порядка и в других направлениях можно судить о том, как местное самоуправление реализует свою сущность. С данных проявлений оно фактически и начинается, ибо распределение дополнительных ресурсов есть скорее дело того, кто эти ресурсы выделяет.
Последствия иерархической структуры общества с противоречиями, порождаемыми этим, наиболее глубоко и масштабно отражаются в жизнедеятельности муниципальных образований. Именно здесь человек чаше всего остается со своей бедой и идет за помощью в органы местного самоуправления. Инвалиды и сироты, бездомные и беспризорные, престарелые и больные и иные обездоленные граждане ищут поддержки и защиты в пределах своего местожительства. Гражданин со своими проблема-Ми и власть со своими возможностями встречаются больше и Чаще всего на уровне местного самоуправления. Поэтому для Последнего очень актуален такой критерий социальной эффективности, как милосердие, не только внимание к человеку, но и Реальное решение вопросов, негативно повлиявших на его
446 Глава 20
жизнь. Речь идет не о пресловутом патернализме, опеке, «корм-лении» бездельников, а о таком отношении к людям, в результате которого они бы сами становились на «ноги» и обеспечивали собственное существование.
Как показывает вековой зарубежный опыт, социальная стратификация существует во всех странах и везде она усиливается вследствие не только причин социально-экономических, но и демографических, которые весьма неблагоприятны. Милосердие есть длительная перспектива организации и функционирования местного самоуправления.
Почти все население страны проживает на территории муниципальных образований. На их территориях находятся структуры всех форм собственности и видов производств, вплоть до объектов обороны со своим персоналом. Последние пользуются всеми элементами социальной инфраструктуры, которые находятся на этой территории и часто в ведении органов местного самоуправления.
Следует заметить, что элементы социальной инфраструктуры не взаимозаменяемы, поскольку каждый из них выполняет строго определенную функцию обслуживания: школа, поликлиника, магазин, дом быта, спортзал, коммунальное хозяйство, пассажирский автотранспорт, нотариус, газета, радио, телевидение и т.д. и т.п. Для удовлетворения реальных жизненных потребностей человеку нужно все — от родильного дома через многообразие обеспечивающих структур до кладбища. Тем самым важнейшим критерием измерения социальной эффективности местного самоуправления является комплексность состояния и развития структур социальной инфраструктуры на территории муниципального образования. Причем, такая комплексность не означает, что все элементы социальной инфраструктуры должны принадлежать к муниципальной собственности. Они могут быть разных форм собственности, главное, чтобы они наличествовали и удовлетворяли потребности жителей муниципальных образований.
Однако нередко данный критерий не принимается должным образом во внимание ни при создании муниципальных образований, ни при определении их материально-финансовой основы, ни при их финансировании со стороны федерального и субъектных бюджетов. Вследствие этого довольно значительная их часть получилась ущербной в смысле комплексности элемеН-
Измерение эффективности государственного и муниципального управления 447
тов социальной инфраструктуры на соответствующей территории. Отсюда и немалый поток жалоб граждан на слабое обеспечение их социальных потребностей. Здесь имеется много проблем, которые следует проанализировать и оценить и которые являются предметом для программирования и планирования развития муниципальных образований.
Особо хотелось бы акцентировать внимание на таком критерии, приобретающем все большее общественное значение, как уровень соблюдения норм социального общежития и правопорядка. Он наиболее проявляется в муниципальных образованиях, в которых люди обычно знают друг друга, соседствуют, сообща пользуются элементами социальной инфраструктуры. Они болезненно реагируют на аморальные проступки, бескультурье, гражданско-правовые, административные и уголовные правонарушения, да и просто на извращения русского и иных национальных языков, на поругания религиозных обычаев, этнических традиций. Жаль, что такой критерий как-то ушел из поля зрения, и взамен его появились вседозволенность, разгул наркомании и пьянства, преступность. И это в то время, когда отражаемые этим критерием стороны жизни выступают основным фактором преодоления трудностей и выхода на устойчивый путь развития.
В последние годы, при отрицании прошлого, в массовом потреблении получил распространение ложный стереотип — свобода, мол, сама сформирует достойного человека, надо только не мешать этому. Под его влиянием уже почти не ставится вопрос о том, какие актуальны для людей идеалы, ценности и цели, кто является их носителем и субъектом утверждения, как они могут поддерживаться, приобретать авторитет, входить в сознание и поведение людей. Совсем забыто, что человек с рождения нуждается в воспитании, а воспитывает его все, что окружает, т.е. реальная жизнедеятельность семьи, дома, улицы, социальной инфраструктуры по месту жительства. К сожалению, сегодня нет общественных структур, озабоченных состоянием нравственности, культуры поведения, профилактикой правонарушений. В таких условиях именно органы местного самоуправления призваны взять в свои руки дело формирования в городах и де-Ревнях (поселках) нужной людям нравственно-психологической обстановки, стать борцами за утверждение норм социального общежития и правомерного поведения. Больше заниматься
448 Глава 20
этим некому. Состояние данных процессов, динамика и направления их развития должны стать, может быть, самыми основными критериями анализа и оценки развития местного самоуправления.
Множество событий и происшествий, которые имеют место в России и на планете вообще, свидетельствуют о нарастании кризиса в отношениях человека и общества, с одной стороны, и природы, с другой. Загрязнение рек и водоемов, вырубка лесов и насаждений, уменьшение гумуса в почве, опустынивание многих плодородных площадей, ухудшение качества воды, воздуха, продуктов растениеводства и многое другое происходят по вине людей, их коллективов и при попустительстве органов государственной власти и местного самоуправления. Часто подобные негативные процессы с далеко идущими последствиями возникают вследствие прямых решений властных структур, живущих порой «одним днем».
Большинство муниципальных образований непосредственно взаимодействуют с природой: либо ее берегут, либо разрушают. Следовательно, одним из критериев измерения их социальной эффективности должен быть критерий экологический, показывающий, что жители делают для сохранения и воспроизводства природы.
Результаты государственного и муниципального управления наглядно видны в экономике и благосостоянии людей, в социальной и духовной сферах, в общественной безопасности (правопорядке), в международном сотрудничестве и в других сторонах жизни. Все общество в целом и каждый человек в отдельности имеют свое мнение относительно рациональности и эффективности соответствующего управления. Однако подобное субъективное отношение людей к управлению не заменяет специальной, т.е. квалифицированной и общественно значимой оценки качества государственного и муниципального управления или их отдельных проявлений в тот или иной исторический момент.
Оценка есть обоснованный (по соответствующим критериям и показателям) акт определения проделанной работы (изготов-
Измерение эффективности государственного и муниципального управления 449
ленного продукта) с точки зрения полезности и соответствия принятым образцам (стандартам, параметрам и т.д.). Главное — познать степень реального удовлетворения общественных запросов g государственно-правовом целеполагании, организации и регулировании.
Оценку государственному и муниципальному управлению дают разные общественные институты: гражданин, семья, трудовые коллективы, общественные объединения, государственные структуры. Существуют и определенные процедуры, в соответствии с которыми такая аналитическая деятельность осуществляется и приводит к тем или иным последствиям. Выделим пять способов анализа и оценки государственного и муниципального управления.
О многом прежде всего свидетельствуют отчеты органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц. Конституцией РФ, другими законодательными органами предусмотрены различные формы отчетов управленческих структур о характере и результатах своей деятельности. Это — ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию, отчеты Председателя и членов Правительства РФ перед Федеральным Собранием (Советом Федерации и Государственной Думой), отчеты палат Федерального Собрания перед обществом, а депутатов — перед избирателями. То же предписано и на других уровнях. В принципе все управленческие структуры должны отчитываться о своих делах с тем, чтобы люди знали, что и как они решают и что из этого получается.
Главное здесь — придание соответствующим отчетам и оценкам официального характера. С одной стороны, они должны выражать мнение тех, перед кем отчитываются, а значит, приниматься голосованием, а с другой — учитываться управленческими органами и их должностными лицами.
Большие возможности анализа и оценки эффективности государственного и муниципального управления содержатся в Массовых обсуждениях и голосованиях (референдумах) по различным вопросам жизни страны, ее регионов, территориальных и трудовых коллективов. Однако не всегда обсуждения и голосования связаны с оценкой управления, нередко они «затуманиваются» в политических интересах. А для понимания существа Вопросов и способов их разрешения важно знать, чем и какими обстоятельствами они вызваны. Поэтому и данную форму де-
450 Глава 20
мократии следует тщательно институализировать, оговорив в необходимых законах все детали и нюансы проведения обсуждений и голосований (референдумов) и сделав последние весомой процедурой оценки обществом состояния государственного и муниципального управления.
Разумеется, важным средством анализа и оценки эффективности государственного и муниципального управления всегда выступает общественное мнение. Будучи совокупностью свободно выраженных суждений, взглядов, позиций, точек зрения множества людей, общественное мнение характеризует управление как бы в «снятом» виде, отраженном и преломленном через их сознание и волю. В нем практически постоянно происходят соотнесение, соизмерение уровня и результатов управления с потребностями и интересами, делами и ожиданиями людей. И хотя общественное мнение по своей природе субъективно, оно из-за своей массовости обладает свойством объективно «видеть» эффективность государственного и муниципального управления.
Заслуживающими внимания в данном аспекте представляются:
систематичность выявления общественного мнения, причем при использовании разнообразных методов сбора и анализа соответствующей информации;
применение таких способов, средств и процедур социологических исследований, которые обеспечивали бы и гарантировали адекватность выводов и оценок по поводу характера и уровня управления;
поддержание должного авторитета общественного мнения путем принятия актуальных нормативных и практических мер по тем или иным его требованиям.
Надо отличать общественное мнение, выступающее обобщенным, интегрированным мнением в арсенале всего общества по тем или иным вопросам, от той информации, которая добывается всевозможными фондами, ассоциациями, учреждениями путем анкетирования, опроса, взятия интервью на улицах и т.д. и выдается за общественное мнение. Здесь могут быть и совпадения, достижение адекватности, и существенные противоречия. Ведь опытные социологи и политологи знают соответствующую методику и способны получать заранее запланированную (на потребу дня) информацию. Для государственного и муниципального
Измерение эффективности государственного и муниципального управления 451
управления первостепенное значение имеет общественное мнение в подлинном смысле, от чего понятна целесообразность выработки и нормативного закрепления форм и методов изучения обшественного мнения, ведущих к правде о нем.
Многогранную аналитическую и оценочную работу по отношению к государственному и муниципальному управлению способны выполнять средства массовой информации (телевидение, радио, печать). В свободном обществе средства массовой информации (СМИ) должны быть (по идее) самостоятельными и служить обществу, «работать» на историческую перспективу. Достоинства СМИ состоят в объективности (независимости) их взгляда, позиции, анализа и оценки. По самой своей природе СМИ обязаны бороться за правду жизни. Именно утверждение такого подхода позволяет надеяться, что будет возрастать влияние СМИ на управленческие процессы. Но для этого следует еще четче и устойчивее определять правовой и социально-экономический статус СМИ, усиливать в них качество объективной формы мышления общества.
Важное значение принадлежит и такому каналу анализа и оценки государственного управления, как обращения граждан1. Структура и содержание, предмет и адресность обращений весьма точно отражают жизнь людей. Если каждое обращение несет информацию о конкретном интересе, нарушении прав, факте, событии, то система обращений дает картину глубинных взаимосвязей и процессов, выявляющих механизмы их воспроизводства. В контексте рассматриваемого вопроса можно:
активнее использовать сами обращения граждан и работу с ними для обнаружения недостатков, упущений, слабых мест в управлении и, соответственно, их устранения;
полнее анализировать потоки однотипных, одноисточнико-вых, совпадающих по предмету и содержанию обращения граждан с тем, чтобы своевременно принимать управленческие меры по недопущению разрастания негативных явлений и процессов;
управленческим органам шире вступать посредством обращений в прямой диалог с гражданами.
В общем, научная мысль (да и практика) предлагает немало Критериев социальной эффективности государственного и му-
1 См.: Миронов МЛ. Обращения граждан как элемент системы защиты прав человека и основных свобод: право и практика. М., 2001.
452 Глава 20
ниципального управления и процедур их применения. Важно чтобы общество, люди, их институты (организации) знали их и хотели ими реально пользоваться.
Раскрытие сущности социальной эффективности государственного и муниципального управления, ее общих и особенных критериев логично подводит к вопросу о том, а по какой «шкале» измерять эти критерии, какие их показатели можно признавать удовлетворительными или отрицательными, с какими «эталонами» их соотносить. Все это весьма принципиально для реальной жизнедеятельности людей, поскольку всегда можно выбирать точки отсчета, которые, скажем, выгодны для органов управления и их руководителей, представляют их в благовидном свете либо, наоборот, отражают лишь завышенные, порой надуманные, претензии граждан, их экономических и политических структур. Тем более что обычно каждая из сторон (субъекты и объекты управления) старается возложить на другую ответственность за те или иные упущения, недостатки и провалы. Это, как в известной притче: «города берут генералы, а оставляют солдаты». На самом деле, и берут, и оставляют города вместе как генералы, так и солдаты. Здесь связь глубока, хотя у каждого есть свои функции и полномочия, информация и ресурсы.
Многим кажется, что и в современном масштабе времени (сегодня и вокруг нас), и в историческом срезе сравнивать что-то, в частности управление, не так уж сложно. Несколько примеров. Мы часто слышим почти по всем источникам информации: вот в развитых странах те или иные интересующие нас явления имеют какие-то параметры (то ли автомобили, заработная плата, благоустройство, обслуживание, то ли технологические процессы, урожайность растений, продуктивность животноводства, то ли еще что-то, вплоть до удельного веса преступности), которые для нас являются ориентиром.
Но редко кто говорит о конкретных развитых странах, у которых эти самые параметры весьма различны. И уже никто не считается с тем, как такие (может быть и очень хорошие) парамет-
Измерение эффективности государственного и муниципального управления 453
ры соотносятся с нашими почвенно-климатическими условиями, национальными традициями, культурой, менталитетом, просто вкусами. Ведь мы все-таки россияне (независимо от того, как это воспринимается, — возвышенно или уничижительно), а не жители США, не французы и т.п. Измеряя процессы исторически, тоже выбирают не всегда лучшую исходную позицию. В последние годы отсчет ведут чаще всего от 1998 г. — года дефолта, когда почти вся социально-экономическая структура рухнула, и убеждают нас о наступлении экономического роста на 4—5% и более ежегодно, а на Западе, мол, стагнация (застой). При этом забывают, что так вообще нельзя сравнивать.
С социологической точки зрения, т.е. с позиции уровня и состояния благополучия общества, а в нем — человека, в каждый данный момент времени есть показатели (по любым критериям, параметрам и стандартам), которые отчетливо свидетельствуют о том, что определенные народы (их субъекты и объекты управления) нашли удачные способы решения волнующих их проблем и добились существенных успехов на этом пути. Значит, надо сравнивать именно с такими образцами, ибо уже само сравнение нацеливает нас на мобилизацию своих ресурсов, заставляет думать, искать. Актуальны лучшие образцы, причем по каждому критерию, что позволяет видеть качество и количество своих усилий, затрачиваемых на решение тех или иных вопросов.
Мир устроен очень иерархически. Многие страны существенно продвинулись в своем социально-экономическом развитии, на высоком уровне решили свои продовольственные, жизненные и коммуникационные проблемы. Россия в этом аспекте давно и устойчиво отстала, несмотря на свои природные, интеллектуальные и чисто человеческие ресурсы. Вся беда в том, что наши власть предержащие — политические, экономические, культурные — больше заняты обустройством своего благополучия на Западе, в других странах, нежели в своей собственной. Отсюда традиционный вывоз капитала, талантливых людей, произведений литературы и искусства и всего иного, что создается за счет и благодаря труду и низкому уровню жизни массы наших простых людей. Данная тенденция должна быть переломлена, и здесь для нас примером могут и должны послужить страны, в которых все являются искренними патриотами и озабочены прежде всего состоянием и развитием своей страны. Подражать следует не только материальным, но нравственно-духов-
454 Глава 20
ным элементам жизнедеятельности множества индустриально-развитых демократий.
Мудрость состоит не только в способностях созидать (строить, открывать, рационализировать и т.п.), но и в отношении к созданному — в его сохранении и использовании. Мало толку в том, что мы строим дом, помпезно в него вселяемся и тут на новоселье его сжигаем. А подобного у нас много на каждом шагу: в этом году построили дорогу, а на следующий по ней уже не проехать; огородили цветники и тут же сломали палисадники; собрали зерно и половину сгноили — перечень бесконечный. Мы фиксируем часто только моменты создания чего-то, а не его разрушения. Потом, естественно, поражаемся, как же так: столько делаем, а накоплений национального богатства мало. На Западе вроде меньше трудятся, а живут намного лучше. Там, конечно, качественнее многое производят, но почему же все наши «ездоки» по этим странам вроде не замечают, что они также очень рационально и экономно все потребляют.
Значит, для правильной оценки собственного поведения и деятельности надо бы научиться учитывать «сухой остаток», т.е. тот объем товаров и услуг, которые реально потребляются — поддерживают и воспроизводят нашу жизнь. Ведь разница между произведенным и приобретенным продуктом сама по себе многое характеризует в системе государственного и муниципального управления. А если ее еще соотносят с тем, какую эта разница приносит пользу, на какие цели направляется, что решает, то многие выверты нашего сознания и практические действия предстанут в довольно негативном виде.
Поэтому, при сравнивании уровня жизни в России и на Западе, стоит более внимательно изучать весь образ жизни и систему действующих там идеалов, ценностей и целей. А выборочное выхватывание тех или иных параметров не дает необходимого знания, часто вообще искажает картину жизни. Сравнивать явления в социологическом анализе надо уметь и к тому же еще быть честным и мужественным, ибо правда всегда слишком режет душу.
Нельзя сказать, что у нас благополучно обстоят дела и с историческим анализом социальной эффективности государственного и муниципального управления. Здесь утвердился субъективистский произвол. Вместо объективной оценки результатов управления за тот или иной период все сводится к конъюнктурно-политическому, а то и чисто идеологическому отношению к
Измерение эффективности государственного и муниципального управления 455
тем лицам, которые принадлежали к субъектам управления. Они могут управляемые ими процессы довести до развала, нанести огромный экономический ущерб, погубить напрасно сотни людей, отбросить состояние далеко назад (или вниз), но по чьим-то представлениям быть вознесены на пьедестал поклонения. И наоборот, те, которые делали дело, развивали производительные силы, закладывали основы стратегической мощи, могут быть низвергнуты в пучину критики, шельмования, бездоказательного осуждения. Какой-либо признанной «шкалы координат» для анализа и оценки исторического вклада тех или иных действовавших управленцев, а также соответствующих институтов, в развитие страны не существует. Никто даже не хочет о ней говорить: оно ведь сподручней — как автору нравится, так он и судит.
Отдельные попытки обосновать научные критерии для анализа истории, ее результатов, в том числе и управленческих, не получают публичной поддержки и практического применения.
В этом контексте хотелось бы привлечь внимание изучающих курс «Система государственного и муниципального управления» к фундаментальному труду академика Н.П.Федоренко1, в котором он проследил развитие России в XX в. (по годам, десятилетиям и периодам правления первых лиц) по таким параметрам: национальное богатство; национальное имущество; человеческий потенциала; производственные фонды; внутренний валовый продукт. Получены исключительно интересные данные, которые надо бы знать каждому управленцу, тем более руководителю. Ведь для людей, страны важны итоги управления, состоящие в развитии производительных сил. Иначе любые ресурсы можно истратить на неизвестно что. Процитирую лишь один из выводов автора: «При таких режимах, которые господствовали в России, за исключением, пожалуй, режимов Сталина, Хрущева и отчасти Брежнева, никакие несметные объемы национального богатства не могли быть достаточными, чтобы удовлетворить расточительные аппетиты бездарных схем управления и безмерную жадность коррумпированных вороватых чиновников и бессовестной циничной правящей элиты»2.
Дело не в жесткости или красочности приговоров прошлому, а в выяснении причин конкретных управленческих и в целом об-
1 См.: Федоренко Н.П. Россия: уроки прошлого и лики будущего. М., 2001.
2 См. там же. С. 57.
456 Глава 20
щественных механизмов, которые сделали их такими, какими они состоялись. Конечно, всегда были альтернативы, но что-то все-таки предопределило именно такое развитие событий. Что? Это — самое главное и покрытое тайной в истории. Мы часто видимы лишь внешние факты и действия, слышим слова тех или иных лиц, а не глубинные основания. Кто и почему поддержал этих лиц, даже пошел драться за их идеи. И если мы не изучаем своего прошлого (своей истории), не оцениваем его объективно, то кто и что убедительного может сказать по поводу сегодняшних концепций, предложений, реформ и конкретных управленческих решений. И почему им вообще можно верить, где гарантии их обоснованности и рациональности? Из фактов истории пока нельзя сказать, какая — правая или левая -альтернатива общественного развития является оптимальной для России и способна принести ей искомое благо. Только реальное улучшение состояния производительных сил страны — благосостояния человека, научно-производственного потенциала, среды обитания — природы — могут в течение времени показать, что найден наконец-то эффективный вариант управления и самоуправления. Прошедший день сразу становится историей, которую можно забыть, не вспоминать, отбросить, но можно и проанализировать, сделав нужные выводы. Важна наша позиция.
К определению социальной эффективности государственного и муниципального управления следует подходить ответственно, с желанием выявить истину и в соответствии с ней управлять в будущем. Выбор всегда за нами.
Контрольные вопросы и задания
1. Что такое социальная эффективность управления: поня
тие и измерители?
2. Назовите уровни социальной эффективности государ
ственного управления.
3. Социальная эффективность местного самоуправления:
общее и особенное.
4. Как можно оценить эффективность управления и проце
дуру ее применения?
5. Социологический и исторический подход к определению
социальной эффективности управления.
Измерение эффективности государственного и муниципального управления 457
Рекомендуемая литература
Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. М., 1997 (гл. 19).
Федоренко Н.П. Россия: уроки прошлого и лики будущего. М., 2000.
Шамхалов Ф. Теория государственного управления. М., 2002 (гл. 9).
Эффективность государственного управления / Пер. с англ. М., 1998.
© Атаманчук Г.В.
Глава 21
Факторы и источники рациональности
и эффективности государственного
и муниципального управления.
Зарубежный опыт
/. Управление перед вызовами общественного развития. 2. «Опережающее состояние» управления.
3. Обеспечение «опережающего состояния» управления.
4. Источники и факторы повышения уровня управления.
5. Процесс совершенствования государственного и муниципального
управления
Самонадеянность, беспечность и наивность современных людей, в том числе многих управляющих, потрясают. Абсолютное большинство из них погрузилось в виртуальный мир, создаваемый средствами массовой информации, литературы и искусства, а порой и некоторыми представителями науки, и не хочет видеть и знать того, что происходит в реальности: как и куда идут природные процессы; каково качество и последствия нынешнего производства и потребления; чем характерны и к чему ведут господствующие идеалы, ценности и цели; почему появилось столько рисков, опасностей, чрезвычайных происшествий; что доминирует во взаимоотношениях между людьми и порождает массовые установки и мотивы их поведения, и многое другое, что, казалось бы, мы все наблюдаем вокруг себя каждый день. Продолжают действовать старые, чуть ли не допотопные стереотипы агрессии, разрушения, стяжательства, ненависти, обмана и прочие, которые абсолютно противоречат условиям, тенденциям и объективным требованиям постиндустриального (информационного) периода в истории человечества. Но если непонимание извинительно обывателю, мещанину, человеку ограниченного кругозора, то этого уже нельзя считать по отношению к тем управленцам, тем более высокого уровня, от знаний, опыта и мышления которых зависит весьма многое в нашей жизни.
Факторы и источники рациональности и эффективности государственного... 459
Сурок вправе ограничиваться своей норкой и ее окрестностями, орел же всего лишь в целях собственного выживания должен видеть многое, далеко и масштабно. По природе управляющий есть орел, хотя бы для тех, кто ему подчинен. И кто взялся управлять другими, тот просто обязан формировать у себя видение, мышление и расчет орла.
Все это говорится для того, чтобы отчетливо акцентировать: когда речь идет об управлении (любого вида), то к нему нельзя подходить с мерками, применяемыми для любых иных видов человеческой деятельности. Здесь действуют другие интеллектушть-ные, эмоциональные, эвристические, нравственные, информационные и профессиональные требования. И когда возникает вопрос об его совершенствовании (часто употребляют синонимы, хотя с разным оттенком, — модернизация, реформирование, обновление и т.д.), то прежде всего необходимо определять условия, факторы, источники и ресурсы, в которых мы находимся и которыми располагаем для каких-либо серьезных преобразований. Иначе все превращается в схоластику, блажь, намерения, пустословие концепций, какие-то структурные пертурбации, которые на практике (в ощутимой отдаче) приносят мало реапьной пользы.
Прежде всего следует учитывать, что наступивший XXI в. перед всеми видами управления ставит повышенные и жесткие вызовы, к которым давно уже нужно готовиться и не ждать, пока гром грянет.
Имеются все основания утверждать, что общество встретится с условиями, которые будут характеризоваться, с одной стороны, ограничением ресурсов планеты Земля, необходимых для человеческого существования, а с другой — ростом спроса на них вследствие расширения цивилизационных потребностей людей. Свидетельством этого являются следующие тенденции:
сужение, а по некоторым видам, и истощение возможностей добычи минерального сырья желаемого качества и объема;
обострение, а кое-где и кризисное состояние, природной среды обитания человечества;
усложнение, а в ряде мест и выход за равновесные пределы демографических процессов, усиливающих антропогенное давление на планету;
снижение темпов и одновременно углубление географической неравномерности развития производства с соответствующими социальными последствиями;
460 Глава 21
обеднение человеческой культуры по причине чрезмерной унификации и подражательности распространяемой и массово используемой социальной информации.
Разумеется, сказанным не исчерпываются «вызовы» будущего, диктующие новые парадигмы мышления и поведения. Их намного больше, причем как глобального, так и локальных масштабов. Но и названные убедительно говорят о большой сложности тех проблем, которые стоят перед человечеством и каждым отдельно взятым народом. Они имеют иное свойство, чем даже те проблемы, которые волновали людей в течение всего XX в. И, соответственно, требуют иного подхода к государственному и муниципальному управлению. Прежде всего сам характер проблем, их структура, масштабы и вовлекаемые в их решение ресурсы таковы, что лишь свободному предпринимательству, игре рыночных стихий, конкурентной борьбе, динамике спроса и предложения, сугубо общественным силам и регуляторам их не осуществить.
Необходимо будет сильное межгосударственное сотрудничество в рамках мирового сообщества с продуманным, согласованным и рациональным государственным и муниципальным управлением в каждой стране. Речь идет не о замене или подмене других видов управления (менеджмента, общественного управления и общественного самоуправления, групповой саморегуляции, свободного поведения человека), ибо каждый из них призван получить свое объективное развитие, а об исполнении государственным и муниципальным управлением функций координации и интеграции управленческих процессов на территории страны, в пределах регионов и муниципальных образований.
Все страны имеют неодинаковый уровень и структуру развития, решают и будут решать разные проблемы. Независимо от того, в каком обществе они живут или какое созидают — аграрное, индустриальное, постиндустриальное, информационное, капиталистическое, социалистическое или какое-либо еще (названий немало и, наверное, будут придуманы новые) — всегда и везде необходимы общие цели деятельности, организация взаимодействия всех, согласованные и исполняемые всеми правила (нормы) поведения, механизмы обеспечения, практического осуществления всего этого. Короче, актуально государство и управление с его стороны. Тем самым, видимо, не стоит противопоставлять государство и общество, власть и свободу, государствен-
Факторы и источники рациональности и эффективности государственного... 461
ное управление и другие виды управления. Продолжение спора между этатистами и либерааами вряд ли целесообразно, гораздо продуктивнее сочетание различных явлений с тем, чтобы позитивное в них от «суммирования» возрастало, укреплялось, а негативное в каждом нейтрал изовшюсь другим и снималось.
Сущность управления определяется, конечно, его субъектом, но во многом она зависит также от целей и технологий их осуществления. Власть собственника может быть не менее диктаторской, чем власть государства, как и власть государства она способна быть демократической, либеральной, гуманной. Все