Распространенной классификацией информации в органах внутренних дел является ее деление на блоки, характеризующие оперативную обстановку:
- о состоянии правопорядка в республике, крае, области, городе, районе, т.е. информация, характеризующая объект непосредственного воздействия органа внутренних дел;
- об элементах внешней среды, т.е информация, характеризующая явления, факторы, оказывающие прямое или косвенное влияние на состояние правопорядка и деятельность органов внутренних дел;
- о состоянии организации органа внутренних дел, т.е. информация, характеризующая орган как систему, предназначенную для решения конкретных социальных задач;
- о функционировании органа внутренних дел, т.е. информация, характеризующая эффективность решения задач, стоящих перед органом внутренних дел.
Следовательно, под оперативной обстановкой понимаются внешние и внутренние условия, в которых органы внутренних дел выполняют задачи борьбы с преступностью, обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, т.е. реализуют правоохранительную и правоприменительную функции.
|
|
Оперативная обстановка является основным объектом аналитической деятельности аппаратов управления, служб и подразделений органов внутренних дел и каждого из сотрудников.
В широком смысле под оперативной обстановкой понимается совокупность условий, как внешних, так и внутренних, в которых органы внутренних дел реализуют функции по борьбе с преступностью, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Очевидно, что внешние и внутренние условия взаимосвязаны.
Так, например:
- экономическая ситуация в стране диктует внутренние условия работы сотрудников органов внутренних дел:
- организационно-штатную структуру, численность, качественный состав личного состава, материально-техническую оснащенность системы и т.д.;
- социальная среда оказывает влияние на внутренний мир сотрудников;
- очевидно, что органы внутренних дел влияют на преступность, но и преступность как часть внешней среды, в свою очередь воздействует на органы внутренних дел.
Внешние и внутренние условия не только взаимосвязаны, но и взаимообусловлены: так, от структуры преступности прямо зависит организационная структура системы органов внутренних дел и т.д.
Несмотря на взаимосвязь и обусловленность условий, внешние являются определяющими, формируют основу управления, определяют характер и направленность деятельности органов внутренних дел.
Условия, характеризующие органы внутренних дел, осуществляющие деятельность по поддержанию и укреплению правопорядка, в свою очередь, влияют на внешние условия посредством правоохранительной и правоприменительной деятельности. Внешние и внутренние условия, в которых органы внутренних дел осуществляют свою деятельность, отличаются сложностью и динамизмом, поэтому целесообразно рассматривать оперативную обстановку как систему, состоящую из множества постоянно изменяющихся элементов на (или за) определенный момент времени.
|
|
Изучение оперативной обстановки осуществляется на основе поступающей из различных источников разнообразной информации, поэтому можно сказать, что оперативная обстановка – это «совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих внешних и внутренних по отношению к субъекту управления в системах МВД и территориальных органах условий (факторов), определяющих состояние правопорядка на обслуживаемой территории, анализ и оценка информационной модели которых является основой целенаправленных воздействий аппаратов управления на систему подчиненных органов и подразделений внутренних дел субъекта РФ» при решении задач правоохраны.
Исходя из выше сказанного, при анализе оперативной обстановки необходимо изучить два блока факторов, определяющих состояние правопорядка на обслуживаемой территории: внешних и внутренних.
К внешним факторам (условиям) в первую очередь необходимо отнести объект воздействия органов внутренних дел: преступность и правонарушения; туда же следует отнести условия концептуальной (установки органов государственной власти, нормативные документы МВД России, определяющие цели, задачи, основные направления деятельности и др.) и ситуационной внешней среды функционирования органов внутренних дел (к которой относятся территориально-административные, природно-географические, экономические, демографические, духовные, социально-культурные, национальные и другие независящие от ОВД особенности территории и населения, влияющие на обстановку в регионе в целом и на обслуживаемой территории в частности).
Внутренние факторы (условия) характеризуют саму систему органов внутренних дел – это результаты деятельности по борьбе с преступностью, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в целом органа внутренних дел и отдельных его служб и подразделений; организационная структура ОВД, характеристика сил и средств, их распределение по территории, укомплектованность, качественный состав, нагрузка сотрудников, техническая оснащенность и др. Наконец, к внутренним факторам следует отнести и состояние организаторской работы.
Таким образом, компонентами оперативной обстановки являются:
- преступность;
- внешняя среда функционирования (концептуальная и ситуационная);
- результаты деятельности органа внутренних дел;
- характеристика сил и средств ОВД;
- состояние управленческой работы.
Виды оперативной обстановки можно классифицировать по различным основаниям. Так, в зависимости от полноты изучаемой информации о факторах (условиях) функционирования органа внутренних дел можно выделить общую (комплексную) и частную (специализированную) оперативную обстановку. Общая оперативная обстановка предполагает изучение всех внешних и внутренних условий применительно ко всем линиям работы ОВД. Частная оперативная обстановка связана с анализом отдельных блоков оперативной обстановки.
По сложности оперативной обстановки можно выделить три ее вида: стабильная, сложная, экстремальная.
Возможна квалификация оперативной обстановки по временному признаку (за сутки, неделю, декаду, месяц, квартал, полугодие, девять месяцев, год), а так же по территориальному признаку.
Изучение и оценка оперативной обстановки являются составной частью управленческой деятельности МВД России, а так же территориальных органов внутренних дел, в ходе которой применяются различные виды анализов.