Понятие и виды управленческих решений, принимаемых в органах внутренних дел. Условия эффективности управленческих решений в органах внутренних дел

В органах внутренних дел принимается большое количество решений, как по вопросам внутриорганизационной деятельности, так и направленных во внешнюю среду функционирования. Управленческие решения, принимаемые в органах внутренних дел, во многом имеют властный характер, несут высокую социальную нагрузку, формируют общественное мнение о деятельности органов власти. Они являются важным организационным фактором, обеспечивающим эффективное использование сил и средств органов внутренних дел в борьбе с преступностью, обеспечении общественного порядка и общественной безопасности.

Управленческое решение можно представить как осознанный акт субъекта управления, связанный с выбором цели действия, а также путей и средств ее достижения. Основаниями принятия управленческих решений могут быть: либо управленческая проблема (проблемная ситуация), когда сохранение существующего состояния системы мешает нормальному ее функционированию, совершенствования, развитию, что вызывает необходимость достижения другого состояния системы; либо указания вышестоящих органов; истечение срока действия предыдущего решения; необходимость корректировки ранее принятого решения; новое состояние управляемого объекта, др.

Характерными чертами управленческого решения являются:

- сердцевиной управленческого решения является новая цель либо задача с обязательным указанием средств их достижения;

- решение обладает властным, директивным характером и обязательно должно исполняться теми, кому адресовано. Исполнение решения гарантируется, а при необходимости обеспечивается мерами принуждения;

- управленческое решение принимается людьми и носит субъективный характер. Но качество решений повышается, если при его выработке учитываются объективно существующие закономерности общественного развития, связи в обществе, знание среды функционирования и состояния управляющей и управляемой систем, особенности конкретной ситуации;

- управленческие решения принимаются соответствующими субъектами управления. Правом принимать решения в пределах своей компетенции наделены практически все органы социального управления: органы государства, общественные объединения и др.

Так, в органах внутренних дел субъектами подготовки и принятия решений являются руководители (начальники и их заместители) органов внутренних дел, аппаратов, служб и подразделений, штабные подразделения, уполномоченные на то работники (инспектора) отраслевых служб и подразделений. Компетенция органов внутренних дел и их работников по принятию решений определяется соответствующими положениями об органах, уставами, должностными инструкциями и другими актами;

- управленческие решения разрабатываются и принимаются на основе вариантного анализа и оценки необходимой информации, субъект управления выбирает оптимальный вариант решения, наиболее приемлемый в данной ситуации в данное время. Таким образом, можно говорить о волевом, творческом характере процесса принятия решения, затрагивающего интересы большого круга лиц. Поэтому от субъекта управления требуются творческий научный подход, целеполагание, учет и глубокий анализ фактических данных;

- управленческое решение принимается в установленном порядке. Процедура принятия решений регламентируется соответствующими нормативными актами. Нарушение процедуры принятия решения ведет к его недействительности;

- управленческое решение влечет возникновение, изменение или прекращение управленческих отношений.

Управленческое решение в органах внутренних дел - это основанный на законах и подзаконных актах, анализе и оценке оперативной обстановки волевой властный акт субъекта управления, определяющий цели, пути и средства их достижения, обеспечивающий реализацию целей управления, принимаемый в определенном порядке и направленный на реализацию всего комплекса задач и функций системы (органа).

Виды управленческих решений

Управленческие решения, так же как разрешаемые ими вопросы и проблемы, весьма многообразны.

Они могут быть классифицированы по ряду критериев:

- по целям управления;

- по субъекту или объекту управления;

- по уровню управления;

- по кругу разрешаемых вопросов;

- по юридическим свойствам;

- по временному критерию;

- по наименованию;

- по форме выражения;

- и др.

Рассмотрим классификацию управленческих решений более подробно.

По целям управления управленческие решения подразделяются на: стратегические и тактические. Стратегические управленческие решения нацелены на реализацию цели развития систем и процессов управления и касаются узловых, генеральных проблем (программы, концепции, директивы, установочные приказы и др.). Они действуют в течение длительного времени, принимаются для разрешения перспективных задач. Тактические управленческие решения нацелены на реализацию такой цели управления, как стабилизация системы и связаны с осуществлением текущих (оперативных) задач. К ним относятся планы на квартал, месяц, планы проведения конкретных операций и др.

В зависимости от субъекта управления, принявшего решение, управленческие решения подразделяются на решения органов государственной власти (различных ее ветвей и уровней), решения общественных организаций, и др.

В зависимости от объекта управления различают всеобщие, особенные, единичные.

Классификация решений по уровням управления позволяет определить их масштабность, степень обобщения и абстрагирования от частных вопросов, глубину влияния на сферу управления. Решения в органах внутренних дел принимаются на уровнях: МВД России, Главных управлений МВД России по федеральным округам, МВД субъектов РФ (республик, входящих в состав Российской Федерации, УВД (ГУВД) краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга), территориальных органов внутренних дел, а также на уровне соответствующих служб и подразделений. Уровень принятия управленческого решения определяет масштабность его действия.

В зависимости от круга (объема) разрешаемых проблем и вопросов управления различают общие, частные и локальные управленческие решения. Общие (глобальные) - охватывают всю управляющую или управляемую систему или обе сразу. Частные - относятся к отдельным направлениям деятельности системы органов внутренних дел. Локальные - касаются деятельности отдельных элементов системы - подразделений, групп, отдельных работников органов внутренних дел.

По юридическим свойствам управленческие решения подразделяются на: нормативные и индивидуальные.

Нормативными являются управленческие решения, которые содержат в себе нормы права. Эти решения принимаются с целью регулирования однотипных управленческих отношений. Нормотворческая компетенция органов внутренних дел неодинакова, ее объем устанавливается в зависимости от места, которое занимает в иерархической системе орган внутренних дел, его функций. Так, федеральный орган внутренних дел (МВД России), обладает более широкими правами по принятию нормативных решений, нежели территориальные органы внутренних дел.

МВД России определяет компетенцию структурных подразделений министерства (управлений, отделов и др.), компетенцию отдельных служб, (например, ГИБДД, патрульно-постовой службы), а также компетенцию отдельных категорий должностных лиц и др. Нормотворческими решениями МВД России регламентируется порядок организации и деятельности органов внутренних дел по отдельным направлениям работы, например, по осуществлению разрешительной системы и др. МВД республик в составе Российской Федерации в пределах своей компетенции принимают нормативные решения, руководствуясь актами законодательной и исполнительной власти России, соответствующих республик и актами МВД России. Формой их выражения являются: приказы, уставы, инструкции, наставления, правила и т.д.

Индивидуальные управленческие решения разрешают конкретный вопрос управления. Они принимаются на основе нормативных решений и являются актами применения норм права. Индивидуальные решения - наиболее распространенный вид решений. Субъекты управления различных органов внутренних дел, в том или ином объеме обладают правом принятия индивидуальных решений. Эти решения могут быть регулятивными и правоохранительными.

Регулятивные решения регулируют конкретные общественные отношения, устанавливают субъективные права и обязанности участников управленческих отношений.

Правоохранительные индивидуальные решения органов внутренних дел нацелены также на охрану урегулированных юридическими нормами общественных отношений, призваны обеспечивать их неприкосновенность. Они принимаются в связи с защитой прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций.

Они могут быть представлены в виде требований о прекращении правонарушения, в виде постановления о пресечении правонарушения, привлечения правонарушителя к юридической ответственности, наложения административного взыскания и др. Указанные решения, как правило, нацелены во внешнюю среду функционирования. Форма выражения - приказы (например, по личному составу), указания, распоряжения и другие акты, издаваемые руководителями органов, служб, подразделений и учреждений

По временному критерию управленческие решения делятся на: решения, рассчитанные на определенный период (например, план работы органа на 0,5 года, на 1 год и т.д.), решения, срок действия которых заранее не устанавливается (например, Инструкция по организации работы…), решения, прекращающие свое действие по мере их исполнения (разовые).

По способу выражения управленческие решения подразделяются на: устные и письменные. В теории управления письменное решение рассматривается как надлежащим образом оформленный письменный документ (акт). Устные управленческие решения (приказы, указания, распоряжения, команды и т.п.) принимаются в процессе оперативного решения вопросов управления, они не являются актами "второго сорта", имеют обязательную силу, их исполнение гарантируется принудительной силой государства. Отказ от выполнения, невыполнение или ненадлежащее выполнение устного решения могут повлечь юридическую ответственность.

По целенаправленности (целям использования) управленческие решения органов внутренних дел можно подразделить на: внутренние и внешние. Внутриуправленческие решения используются для разрешения организационно-штатных вопросов, налаживания делопроизводства, руководства сотрудниками и работниками, структурными подразделениями внутри самого органа и управления нижестоящими по подчиненности органами и подразделениями. Внешние управленческие решения используются в целях обеспечения выполнения возложенных на органы внутренних дел основных задач и функций.

Приведенная классификация управленческих решений не является исчерпывающей. Решения можно дифференцировать по их содержанию (предписывающие, уполномочивающие, запрещающие, разрешающие), по характеру инициативы принятия (принимаемые по инициативе органа, должностного лица, от которого они исходят, и решения, принимаемые по указанию, предложению или просьбе заинтересованных органов, должностных лиц, организаций, объединений, граждан), по функциям управления (плановые (планы работы), финансовые, хозяйственные, контрольные и др.) и иным основаниям.

Практическая значимость классификации управленческих решений состоит в том, что она позволяет на научной основе подходить к выбору и принятию того или иного решения, посредством которого предоставляется возможность наиболее целесообразно разрешить конкретный вопрос управления.

В настоящее время в органах внутренних дел принимается большое количество управленческих решений.

Для повышения эффективности управленческих решений при их выработке и принятии необходимо соблюдать ряд требований:

1. Требование обоснованности. Решение может быть эффективным, если оно всесторонне и научно обосновано, когда оно как бы предвидит и учитывает всевозможные варианты развития событий и принимается на основе знания объективных законов функционирования и развития управляемой и управляющей подсистем, объективного и всестороннего анализа достоверной и полной информации, достижениях науки и техники с учетом наиболее вероятного исхода.

2. Требование информационного обеспечения. Надлежащее информационное обеспечение также является условием повышения эффективности решений, своевременности выявления проблем, установления причин их возникновения. Решение качественно, если оно содержит оптимальный объем информации.

3. Требование законности. Эффективное решение отвечает требованиям законности, оно не противоречит действующим государственным и ведомственным нормативным актам, приказам, инструкциям, нормативам. Оно должно соответствовать не только букве закона, но и духу законодательства и права.

4. Требование соответствия полномочиям субъекта. Решение должно приниматься полномочным органом или должностным лицом в пределах его компетенции, что является и правом и обязанностью.

5. Требование соблюдения установленного порядка принятия. Решение принимается в установленном порядке.

6. Требование соблюдения установленной формы. Решение должно быть издано по установленной форме и подписано надлежащими должностными лицами.

7. Требование своевременности. Означает, что момент принятия решения должен соответствовать нужному этапу развития проблемы. Правильное и обоснованное решение, но принятое с опозданием, равносильно ошибке. Важнейшими факторами в достижении требования своевременности выступают оперативность принятия решения и гибкость реакции на меняющиеся события.

8. Требование конкретности. Управленческое решение должно быть конкретным, что зависит от определенности, конкретности сформулированных в нем целей, задач, правомочий, предписаний, разрешений, запретов, сроков исполнения, адресованных исполнителям.

9. Управленческое решение должно быть логичным, непротиворечивым, доступным для быстрого и правильного восприятия теми, кому оно адресуется.

10. Требование системности решения предполагает рассмотрение его в совокупности с другими решениями, принятыми ранее вышестоящими органами или самим органом внутренних дел, оно не должно им противоречить.

11. Решение эффективно, если исчерпывает проблему полностью или на длительный срок, что зависит от оценки обстановки, анализа причин, породивших проблемную ситуацию, определения путей их искоренения.

12. Требование наличия общественной мотивации. Решение будет эффективным при условии, если оно имеет общественную мотивацию и соответствует общим целям ОВД. Сотрудники всегда должны знать, какими мотивами руководствовался руководитель, принимая решение и какие цели будут достигнуты при его выполнении.

При нарушении требований, предъявляемых к решениям, может возникнуть вопрос об их действительности и эффективности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: