Принимаемых в органах внутренних дел

На пути к достижению целей управления постоянно возникают проблемы, ситуации, которые требуют разрешения. Одной из стадий этого процесса является принятие системой управления управленческих решений. От того, насколько управленческие решения, принимаемые руководителями всех звеньев и всех уровней управления системы органов внутренних дел, соответствуют интересам общества, складывающейся оперативной обстановке, в значительной мере зависит успех правоохранительной деятельности, реальная защита личных и имущественных прав граждан, обеспечение общественного порядка и общественной безопасности.

Поэтому рассмотрение сущности управленческого решения, его видов и процесса принятия является важным моментом при изучении основ управления в органах внутренних дел. В этой связи, хотелось бы более подробно остановиться на понятии управленческого решения.

В общих чертах решение можно определить как обязательное к исполнению общественно необходимых действий установление, сознательный акт субъекта управления, связанный с выбором цели и путей ее достижения.

Управленческое решение представляет собой программу действий, выраженную в форме предписания (директивы), содержащей постановку целей, определяющую трудовые и материальные ресурсы, пути и средства достижения этих целей, а также формы организующей деятельности субъектов и объектов управления в реализации решения [212].

Часто решение рассматривается как кульминационная точка управленческой деятельности, как действие, как документ, как программа разрешения противоречий в системе управления, являющаяся результатом выбора между возможными вариантами на основе соединения знания и воли.

Вместе с тем, выработка решения - есть творческий процесс, требующий от руководителя глубоких профессиональных знаний, исключения стереотипов мышления и ограниченного видения проблем, правильного использования разносторонней информации и опыта организатора, умения сочетать коллегиальность и единоначалие при выработке решений.

Применительно к управленческой деятельности в системе органов внутренних дел решение можно определить как основанный на законах и подзаконных актах, анализе и оценке оперативной обстановки волевой акт соответствующего руководителя, содержащий постановку целей, обоснование путей и средств их осуществления, имеющий директивный (властный) характер, принятый в установленном порядке, обеспечивающий организационную устойчивость и совершенствование деятельности органов внутренних дел при решении возлагаемых на них задач.

Основаниями принятия решений являются указания вышестоящих органов; сбои (неполадки) в управляемой системе; истечение срока действия предыдущего решения; необходимость корректировки ранее принятого решения; новое состояние управляемого объекта; изменение состояния внешней среды и др.

Необходимо отметить, что процесс выработки и принятия управленческого решения всегда целесообразен и связан с анализом соответствия реального состояния системы управления состоянию, заданному либо какой-то целью, либо целевой функцией системы. Процесс "зарождения" цели управленческого решения представлен на рисунке 11.

На основе анализа и выяснения потребности в принятии решения и определения его цели осуществляется процесс разработки и принятия управленческого решения. В ходе него разрабатываются возможные варианты организации и деятельности органов и подразделений в конкретных условиях, оцениваются возможные состояния, результаты деятельности, которых можно достичь в итоге реализации того или иного варианта решения. Далее осуществляется анализ в соответствии с приведенной ниже схемой процесса разработки управленческого решения. Если анализ выявляет соответствие модели (вариант состояния объекта управления) требуемому состоянию, альтернатива принимается как управленческое решение. В ином случае требуется разработка новой альтернативы и ее последующий анализ[213] (Рис. 12).

 
 

Рис. 11. Процесс выработки цели управленческого решения.

 
 

Рис. 12. Процесс принятия управленческого решения.

Необходимо отметить, что управленческое решение всегда связано с определением цели по достижению определенного результата. Поэтому цели конкретных управленческих решений органов внутренних дел должны рассматриваться в контексте целей общегосударственной политики в области борьбы с преступностью и охраны общественного порядка, т.к. органы внутренних дел призваны обеспечить проведение в жизнь этой политики.

Однако, руководящие установки вышестоящих органов государственной власти и управления в области борьбы с преступностью и охраны общественного порядка являются лишь исходной, хотя и основополагающей информацией. Для творческой их реализации с учетом особенностей организации и деятельности каждого конкретного органа внутренних дел необходимо:

во-первых, хорошо знать и учитывать специфику оперативной обстановки, сложившейся на обслуживаемой территории;

во-вторых, знать и использовать имеющийся передовой опыт, рекомендации науки по применению тех или иных форм, методов и средств борьбы с преступностью и охраны общественного порядка;

в-третьих, широко применять профессиональные знания, умения и навыки руководителей в области организации управления.

Как следует из определения, управленческие решения органов внутренних дел, с одной стороны, следует рассматривать как средство претворения в жизнь директивных установок в области борьбы с преступностью и охраны правопорядка, а с другой, как средство организации деятельности органов и подразделений с целью реализации этих установок. Более того, управленческое решение призвано обеспечить организационную устойчивость и развитие системы органов внутренних дел.

Сложность и разнообразие функций и задач обуславливают необходимость принятия в органах внутренних дел множества самых различных решений. Чем больше задач приходится решать одновременно, тем настоятельнее потребность решать их во взаимной увязке. В системе решений находит отражение органическая связь организационных, правовых, тактических, методических и других аспектов деятельности органов внутренних дел по борьбе с преступностью и охране общественного порядка.

В этой связи для всех субъектов управления, в той или иной мере участвующих в разработке управленческих решений, важным научно-практическим положением является системное видение управленческих решений. Оно позволяет:

- оценивать приоритеты целей в условиях конкретной оперативной обстановки уже на начальных стадиях разработки решения, т.е. действовать целеустремленно, обеспечивать цикличность, преемственность решений, ритмичность и планомерность процесса их разработки и принятия;

- рассматривать каждое из них как звено в общей цепи постановки и реализации целей деятельности органов внутренних дел.

Важно, чтобы руководитель, принимающий управленческое решение, видел его назначение, место и роль в системе решений, оценивал степень его влияния на выполнение стоящих перед органом внутренних дел задач.

В условиях большого количества разнохарактерных управленческих решений, действующих и периодически разрабатываемых в органах внутренних дел, большое практическое значение имеет их классификация. Важность разработки научно обоснованной классификации управленческих решений огромна. Она дает возможность:

1) выделить основные виды решений;

2) описать и упорядочить их комплекс;

3) ввести более четкую их систематизацию и каталогизацию;

4) обеспечить быстроту поиска и принятия новых решений с учетом действующих, а также контроль их исполнения;

5) исключить повторное (дублирующее) принятие решений по одним и тем же вопросам, тем самым добиваясь сокращения управленческой документации и переписки;

6) систематизировать информацию и процессы, связанные с разработкой различных видов решений, а также характеризующие их управленческие ситуации;

7) определить пути устранения недостатков и дальнейшего совершенствования разработки и принятия решений.

Чтобы осуществить классификацию управленческих решений, необходимо составить их перечень, а затем на основании определенных классификационных признаков сгруппировать их по видам. Так, применительно к аппаратам управления органов внутренних дел целесообразно выделить следующие виды управленческих решений.

По целевому назначению можно выделить стратегические и оперативные (тактические) решения. Определение целей является основой рассмотрения любых систем, в том числе и систем решений. Независимо от специфики социальной системы ее цели управления всегда относятся к двум категориям:

- развития и совершенствования;

- стабилизации (обеспечения организационной устойчивости).

Целевое назначение стратегических управленческих решений связано с реализацией целей развития, преобразования ОВД. К ним относятся:годовые (в т.ч. на несколько лет) планы работы; установочные приказы о задачах органов внутренних дел на очередной год; комплексные программы совершенствования деятельности органов внутренних дел на очередной год; комплексные программы совершенствования деятельности органов внутренних дел по отдельным проблемам борьбы с преступностью и охраны общественного порядка.

Оперативные (тактические) решения призваны стабилизировать деятельность органов и подразделений путем своевременного внесения корректив в работу и устранения отклонений от целей стратегических решений. Условно их можно назвать ситуационными. К ним относятся многочисленные приказы, указания, решения коллегии или оперативного совещания, а также планы, принимаемые в процессе повседневного управления.

По признаку юридических свойств выделяются индивидуальные и нормативные решения.

Индивидуальные решения имеют, можно сказать, разовое назначение, т.е. после реализации они прекращают свое действие. Исполнение предписаний решения нормативного характера в одной ситуации не прекращает его действия в других подобных ситуациях.

Особое место занимают решения, нормативно закрепляющие основы организации и деятельности органов внутренних дел и тем самым обеспечивающие их развитие и организационную устойчивость. К ним относятся: положения об органах и подразделениях, закрепляющие задачи, функции, структуру, а также правовой статус К этой же группе решений относятся, например, инструкции об организации деятельности аппаратов МВД, УВД, их подразделений и т.д. Эти решения рассчитаны на многократное, долговременное их использование и по своей сущности являются нормативными актами в узком юридическом значении этого слова.

По направленности управляющих воздействий выделяются:

- решения по организации управления внутри системы;

- решения по организации борьбы с преступностью и охране общественного порядка.

Эти две группы решений различаются между собой, но в то же время между ними существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость, т.к. задачи преобразований в самих органах внутренних дел подчинены успешному решению задач борьбы с преступностью, обеспечению правопорядка на обслуживаемой территории.

Любые существенные изменения в состоянии общественного порядка и преступности, возникновение новых задач в сфере правоохранительной деятельности должны незамедлительно повлечь переориентировку в деятельности органов внутренних дел. Это производится на основе изменения внутриорганизационных задач, поставленных в соответствующих решениях.

Первый вид решений связан с вопросами подбора, обучения, воспитания кадров, совершенствованием информационно-аналитической работы, организации выработки и принятия решений, контрольной деятельности и т.д. Так, в настоящее время во многих органах внутренних дел разработан ряд таких документов, как инструкции о порядке работы коллегий МВД, УВД, оперативного совещания, инструкции о порядке выездов сотрудников аппаратов министерств и управлений в служебные командировки в органы и подразделения внутренних дел республики, края, области и т.д.

В органах внутренних дел основную часть составляют решения, направленные на организацию борьбы с преступностью, раскрытия и расследования преступлений, охраны общественного порядка, обеспечения безопасности дорожного движения, пожарной безопасности и т.п.

По охвату проблем и задействованных в их решении сил и средств выделяются общие и частные решения.

Общие носят общесистемный, многоцелевой, комплексный характер, охватывают все направления деятельности и все службы и подразделения органов внутренних дел. При их разработке используется весь информационный потенциал органа внутренних дел.

В этой группе целесообразно выделить особый вид - директивы МВД России, установочные решения МВД, УВД, содержащие основные установки по организации деятельности подчиненных органов и подразделений в предстоящем году. По времени принятия для них характерна четкая годовая цикличность. По форме - это приказы о задачах органов внутренних дел на очередной год, годовые планы работы подчиненных органов и подразделений внутренних дел.

Частные решения связаны с выполнением отдельных задач по одной или нескольким проблемам. Разрабатываются они одной или несколькими службами и подразделениями. К ним относятся решения по вопросам:

- обеспечения правовой регламентации организации и деятельности различных служб, подразделений, органов внутренних дел, а также в целом министерства, управления; организации охраны общественного порядка и борьбы с преступностью в связи с особыми событиями общественно-политического характера;

- организации и проведения комплексных операций различного масштаба и направленности;

- комплексных инспекторских и иных проверок; анализа различных сторон деятельности органов внутренних дел и принятия мер по устранению недостатков в работе;

- использования оперативно-розыскных средств и методов борьбы с преступностью, а также оперативно-технических средств;

- изучения, обобщения и распространения передового опыта работы;

- организации воспитательной и учебно-методической работы с личным составом и укрепления исполнительной дисциплины и законности в деятельности органов внутренних дел.

Информационной базой для их разработки являются директивные установки, оценка оперативной обстановки, а также целевые исследования и проверки по отдельным проблемам. По форме - это приказы, указания, планы и другие решения.

По источнику возникновения задачи могут быть решения:

- по выполнению директивных установок федеральных и местных органов государственной власти;

- по выполнению отдельных требований директив, приказов и указаний МВД России;

- по выполнению собственных решений данного органа внутренних дел по отдельным проблемам борьбы с преступностью, обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности;

- по осуществлению мероприятий, связанных с непредвиденными осложнениями оперативной обстановки на обслуживаемой территории, с итогами отдельных комплексных, контрольных и иных проверок деятельности органов, служб, подразделений, с внедрением передового опыта (вне плана).

В более крупном плане можно выделить решения, принимаемые во исполнение установок вышестоящих органов, и инициативные, т.е. принимаемые по собственной инициативе.

К группе инициативных решений относятся, например, приказы о неудовлетворительном использовании сил и средств теми или иными органами и подразделениями внутренних дел в борьбе с преступностью; о мерах по оказанию практической помощи органам внутренних дел, работающим в сложной оперативной обстановке; инструкции по некоторым вопросам организации деятельности аппаратов управления и т.д.

Здесь же целесообразно отметить, что инициативные решения органов внутренних дел, как правило, связаны с возникновением в процессе управления проблемных ситуаций, изменениями в оперативной обстановке, нарушением ритмичности работы тех или иных органов и подразделений внутренних дел и т.п. Необходимость принятия решений с целью разрешения проблемной ситуации возникает потому, что она затрудняет реализацию задач, определенных вышестоящими органами и собственными общими решениями (планами работы).

По принадлежности используемых в решении задач борьбы с преступностью и охраны общественного порядка сил и средств решения можно разделить на собственные (ведомственные) и совместные (межведомственные).

В первом случае поставленные в этих решениях задачи реализуются собственными силами служб, подразделений органов внутренних дел с использованием имеющихся в их распоряжении средств, форм и методов.

Совместные же решения применяются для выполнения стоящих перед ОВД задач, которые в той или иной мере решаются и могут быть решены с использованием сил и возможностей других ведомств, органов, организаций.

Наиболее типичными формами этого вида решений являются комплексные планы профилактики, планы совместных мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, решения совместных заседаний коллегий МВД, УВД и других государственных органов и общественных организаций и другие.

По признаку «начала - окончания» реализации поставленной задачи выделяются основные (исходные), дополнительные и итоговые решения.

Основные решения являются исходным, начальным пунктом в процессе решения той или иной задачи, в ряде случаев открывают временные циклы деятельности органа внутренних дел (год, полугодие, квартал).

Итоговые решения связаны с моментом завершения определенного периода работы или моментом реализации конкретного управленческого решения, например, приказ об итогах работы МВД, УВД за полугодие, об итогах проведения операции органами и подразделениями внутренних дел, о результатах инспекторских проверок конкретных органов внутренних дел и т.д.

Очень часто в процессе решения одной проблемы возникает необходимость в разработке и принятии нескольких управленческих решений. В этом случае наряду с основным (исходным) и итоговым по данной проблеме решением появляются дополнительные (промежуточные) решения. Так, при наличии приказа МВД, УВД об усилении борьбы с организованной преступностью в республике, крае, области (основное решение) решение коллегии МВД, УВД о ходе выполнения органами внутренних дел этого приказа будет являться дополнительным (промежуточным) решением. Итоговым решением по данной проблеме может быть приказ или решение коллегии МВД, УВД об итогах выполнения основного решения.

По времени (моменту) реализации поставленных задач выделяются п ерспективные и текущие (оперативные) решения ОВД.

К первому виду решений относятся пятилетние и годовые планы деятельности органов внутренних дел республики, края, области, комплексные программы, приказы, инструкции, уставы, наставления, регламентирующие те или иные вопросы управленческой деятельности (организацию контроля и проверки исполнения, порядок подготовки и проведения коллегии или оперативного совещания, разработку и принятие управленческих решений и т.д.).

Текущие управленческие решения возникают и реализуются в рамках текущего управления или в определенный в самом решении срок, но в пределах текущего года. Как правило, эти решения вытекают и связаны с реализацией годовых планов работы органа внутренних дел. В то же время необходимость немедленного решения тех или иных задач борьбы с преступностью и охраны общественного порядка, своевременного реагирования на изменение оперативной обстановки определяет систему оперативного управления, в процессе которого принимается и реализуется большое число управленческих решений. Эти решения могут быть связаны с резким ростом числа совершаемых преступлений в отдельных городах или районах республики, края, области, совершением отдельных тяжких преступлений, акциями стихийных выступлений и массовых беспорядков, серьезными дорожно-транспортными происшествиями, грубыми нарушениями законности со стороны работников органов внутренних дел и т.д. В частности, к текущим (оперативным) относятся решения, связанные с резким осложнением оперативной обстановки, возникновением особых ситуаций и требующие оперативных координированных действий различных служб и подразделений органа внутренних дел.

По форме выражения вовне выделяются устные,письменные и конклюдентные управленческие решения[214].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: