Ход урока. Проектная деятельность на уроке технологии

Проектная деятельность на уроке технологии

Бородина Галина Константиновна, учитель

Статья отнесена к разделу: Преподавание технологии

Цель:

1. Обобщить знания о пищевом рационе, режиме питания, условиях приёма пищи и сформулировать правила рационального питания.

2. Развивать навыки проектной деятельности, экономических расчётов и работы на ПК.

3. Воспитывать бережное отношение к здоровью и продуктам питания.

Оснащение урока:

  • компьютер, программа “Весёлый поварёнок”;
  • технологические карты;
  • памятка № 1- правила рационального питания;
  • памятка №2 – критерии защиты проекта,
  • карточки - меню (два варианта),
  • плакат “Классификация блюд”;
  • медали “ Весёлый поварёнок”;
  • проекты.

Ход урока

1.Вступление.

- Девочки, мы изучили с вами большую тему “Кулинария”. На сегодняшнем уроке мы подведем итоги, обобщим знания, покажем умения и навыки. Вы готовы это сделать?

- Сегодня вы юные повара – хозяюшки! Я уверена, что вы самостоятельно сможете приготовить некоторые блюда и накормить семью. Перечислите блюда, из которых можно составить меню для обеда.

(Перечисляются названия блюд).

- Молодцы! Вы уже много знаете. Эту тему мы будем изучать и в 6-ом, и в 7-ом кл., и ваши знания пополнятся новыми более сложными рецептами блюд.

2. Учитель:

- Предлагаю вашему вниманию такой рассказ. Я иногда попадаю в сложные ситуации. Моими соседями является семья из 4-х человек. Несколько раз мне приходилось бывать у них. Меня всегда удивляла организация их обеда. Дети сначала кушали шоколад, затем борщ, только потом салат или винегрет, на второе хозяйка подавала котлету и кусочек рыбы с гречкой, а после второго блюда съедается яблоко. Всё это заедается тортом или мороженым и, наконец, всё запивается морсом или компотом. Глава семьи такое питание считает правильным: дети сразу получают с пищей белки, жиры, углеводы и разнообразные витамины. Она думает, что это полезно для здоровья её подростков. Кто разделяет точку зрения хозяйки?

(Учитель ведёт беседу, опираясь на ответы учеников. Если нет нужных ответов, задаёт наводящие вопросы - подсказки:

- Вспомните слова: “Нельзя, не кушай, а то аппетит испортишь!”.

- Что это такое чего нельзя кушать, чтобы не испортить аппетит перед обедом? (Конфеты, шоколад….)

- Вспомните, какое блюдо за каким вам давали на обед в детском саду? Когда вы съедали яблоки, печенье? Одним словом, сладкое?

Если девочки сразу отвечают, что такое питание неправильное, учитель выясняет, почему неправильное и заключает:

- Существуют правила питания, которые позволяют питаться рационально, правильно, грамотно. Найдите в Толковом словаре, что значит слово „ рационально” (разумно)

- Я предлагаю вам всей бригадой составить правила приёма пищи, которые передам моим соседям. Перед вами меню моих соседей. (Приложение № 1)

-Посмотрите, что можно в нём изменить, убрать или переставить. (Девочки высказывают своё мнение, доказывая почему они делают перестановки в меню т. е. находят ошибки.)

- По окончании этой исследовательской работы запишите мнения на листочке.

3. Проверяется самостоятельная работа

- В каком порядке вы записали блюда? (Записи сравниваются, дополняются и исправляются)

4. Учитель вывешивает плакат, на котором расписана вся последовательность блюд для приёма пищи.

- Давайте, сравним ваши результаты с теми, что на плакате. (Если есть ошибки, то их исправляют.)

5.Выработка окончательного варианта.

Учитель:

- Как Вы сформулируете первое правило?

НАДО ПРИНИМАТЬ ПИЩУ В ОПРЕДЕЛЁННОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ.

Оформляется запись в рабочую тетрадь.

- Как вы считаете, зависит ли рациональное питание только от последовательности приёма блюд? (Дети высказывают своё мнение).

Учитель предлагает исследовать меню школьной столовой на весь ноябрь месяц. (Два варианта (Приложение № 2)).

Девочки, разбирая меню, решают, хочется ли им так питаться целый месяц, или нет, исправляют ошибки, делают вывод: блюда надо разнообразить, нельзя кушать одно и то же, потому что можно заболеть.

Учитель:

- Почему однообразная пища вредна для организма?

Приведите примеры, какие заболевания могут возникнуть, когда не хватает каких-то витаминов. (Снижается зрение, если не хватает витамина - А, человек часто болеет, если не хватает витамина-С, случаются заболевания кожи, костей, если нет витамина – Д…..)

- А от чего ещё можно заболеть?

(Можно заболеть от плохого качества блюда, если его неправильно приготовить, т. е. не выполнять первичную обработку: не мыть яйцо или не проверять его качество, если не мыть перед едой руки, фрукты, овощи, есть на улице на ходу.) - Кто вспомнит, почему надо мыть яйцо? (Если не мыть яйцо, то можно заболеть – сальмонеллезом).

- А что такое сальмонеллы? (Сальмонеллы - это микробы, вызывающие заболевания кишечника.)

Правильно, сальмонеллы – микробы они называются так в честь американского ученого Д.Э. Сальмона. Эти микробы вызывают острое, инфекционное заболевание. Человек заражается от продуктов животного происхождения (мяса, яиц, особенно утиных и гусиных), если при приготовлении пищи повар нарушает технологию приготовления или первичную обработку продуктов. Вот почему очень важно знать не только правила питания, но и правила приготовления пищи.

-Сформулируйте и запишите второе правило? ПИЩА ДОЛЖНА БЫТЬ РАЗНООБРАЗНОЙ И КАЧЕСТВЕННОЙ.

- Хорошо, молодцы! Запишите второе правило. (Девочки записывают под диктовку).

- Девочки, существует ещё одна причина болезни, которая возникает, если человек ест не в одно и тоже время. Наш желудок не может работать целыми сутками. У него имеются определённые часы работы. В эти часы мы и должны принимать пищу, т.к. в желудке начинает вырабатываться желудочный сок. Нельзя утолять голод, например, съев один пряник. В таких случаях желудочный сок разъедает желудок, т.к. мы его раздразнили пряником, а кушать в полном объёме не стали. Вот поэтому принимать пищу надо 3-4 раза в день и в одно и то же время. Чтобы всё делать по часам, существует режим дня, режим питания.

- Чтобы наш желудок работал и отдыхал надо соблюдать …… (Надо соблюдать режим питания.)

- Вот вы и вывели третье правило. НАДО СОБЛЮДАТЬ РЕЖИМ ПИТАНИЯ.

- Вспомните, что вы делали перед тем, как сесть за стол? (Мы его сервировали). Что значит „сервировали?” (Это значит, готовили стол к приёму пищи, т.е. накрывали скатертью, ставили цветы, тарелки и т.д.)

- Для чего нужно сервировать стол? (Красивый стол способствует хорошему аппетиту, лучшему пищеварению и усвоению пищи)

- Правильно! Это будет четвёртое правило рационального питания. Еще раз повторите его. НАДО СЕРВИРОВАТЬ СТОЛ. Хорошо, запишите и его.

6. Работа в группах.

Учитель:

- А сейчас закройте тетради, возьмите памятку и запишите все правила, не забывая начинать предложения с ключевого слова „НАДО”. (Приложение №3)

- Наиболее правильную запись я и передам соседям. Я посмотрю: чья бригада это сделает быстрее и правильнее, ту памятку я передам моей соседке – Татьяне.

(Бригады зачитывают свои работы)

- Девочки, а теперь на практике вы используете некоторые правила, предлагаю это сделать с помощью компьютера, программы “Весёлый поварёнок”, а чтобы вам было интересней, объявляю конкурс на лучшего “поварёнка”. Изготовлять будем сандвич с яичницей. (Учитель вызывает к доске ученицу написать слово сандвич). К какому блюду, вы отнесёте сандвич? (К бутербродам)

- Правильно, сандвич назван в честь англичанина сэра Сандвича и пишется с буквой - А, хотя говорим сэндвич. В программе “Весёлый поварёнок” поварёнок был не очень грамотен и допустил две ошибки, я надеюсь, что вы их найдёте. По результатам работы победители будут награждены медалями от “ ВЕСЕЛОГО ПОВАРЁНКА”. Для подсказки, даю вам технологические карты, в которых имеется план работы, цены на продукты и задание. (Приложение №4)

Возьмите тетради, подойдите к компьютерам, наденьте наушники, приступите к работе.

7. Практическая работа в программе “Весёлый поварёнок” - приготовление сандвича с яичницей.

Задание:

1) Приготовить сандвич с яичницей.

2) Выяснить какие питательные вещества входят в сандвич.

3). Подсчитать себестоимость сандвича.

4) Составить свой набор продуктов для сандвича.

8. Отчёт о проделанной работе.

Победители конкурса выходят к доске

и докладывают о проделанной работе. Детям задаются

дополнительные вопросы:

– Нашли ли вы ошибки поварёнка? Как называются кусочки обжаренного хлеба?

- Какую ошибку допустил поварёнок при выполнении первичной обработки яиц?

9. Подведение итогов учителем:

- Хорошо. На уроке вы занимались проектной деятельностью: проводили исследования, выводили правила рационального питания, исправляли ошибки в меню, выполняли практическую работу, показали, что вы умеете подсчитывать стоимость блюда, подобрали продукты для своего сандвича, и нам осталось показать, как вы умеете экономить продукты питания и защищать проекты.

- Первой защищать проект будет Даша. Можно пользоваться памяткой - по защите проекта. (Приложение №5) (Даша рассказывает, как готовила проект, что нашла и открыла для себя нового, чему научилась, пока выполняла проект, какие видит планы на будущее). Одноклассники задают вопросы: (Как определить качество продуктов? Как надо выполнять первичную и тепловую обработку овощей, чтобы сохранить витамины в продуктах. Как ты понимаешь выражение: экономное расходование продуктов.) Затем учащиеся оценивают проект, под руководством учителя, дают устную рецензию проекта, пользуясь критериями оценки проекта.

Вызываются для защиты проекта другие школьницы. Каждой ученице для выступления даётся 5-7 минут.

10. Заключение урока:

- Девочки! Вы заработали звание “ весёлый поварёнок”. Настоящие повара получают разряд, это зависит от образования и мастерства самого повара. Самые опытные повара получают высший разряд – 6-ой, а начинающие -3-ий или 2ой.

- Учитывая, что вы знаете правила рационального питания, умеете подсчитывать себестоимость блюд, знаете их питательную ценность, можете заниматься проектной деятельностью, вам присваивается звание “юного поварёнка” и вручается медаль “весёлого поварёнка” - 4-го разряда, а победителям конкурса -5-го разряда. (Девочкам вручаются медали).

- Вам понравился урок? Где в практической жизни будете применять те навыки, знания, которые вы получили на уроке?

11. - Кто защищает проекты на следующем уроке, дома ещё раз проверьте свои выступления, повторите вопросы, по которым вы составляете рецензию, оценку проекту. Спасибо, девочки, за урок.

Приложение № 1

МЕНЮ ТАТЬЯНЫ

  1. Шоколад - 50 гр
  2. Борщ - 100 гр
  3. Салат или винегрет - 50 гр
  4. Котлета и жареная рыба - 75 гр с гречкой
  5. Яблоко - 50 гр
  6. Торт или мороженое - 100 гр
  7. Морс или компот - 250 гр

Приложение 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: