сравнительно-типологический анализ

Во время научной стажировки одного из авторов данного доклада на Философском факультете Университета в Белграде в 1983 г. неизгладимое впечатление на него произвела одна из многочисленных бесед на кафедре Истории Югославии, где обычно собирались пожилые, седые профессоры из университета и научных институтов, чтобы помочь молодому русскому преподавателю-стажеру сориентироваться в архивных фондах, литературе, а также просто «научить молодого руса» понимать свою, охваченную тяжелейшим кризисом страну. В ходе одной из таких посиделок один из собеседников произнес, казалось бы, невообразимое: «Смотри Юрий! Югославия – это модель России в миниатюре: первыми от нас уйдут «немцы» – это наши словенцы, ваши прибалтийцы. Пусть уходят: они никогда не были своими. Пожар загорится в нашем Косово, у вас – на Кавказе. Затем он перекинется на нашу Боснию, на вашу Среднюю Азию… А погибнет страна, когда у нас начнут воевать между собой сербы и хорваты, у вас – русские и украинцы!»

Тогда этот «прогноз» показался ему плодом воспаленного воображения. Однако весной и летом 1991 г. он все чаще возвращался к этому «пророчеству»: переговоры о реформе югославской федерации зашли в тупик и в Югославии начались военные действия; вязкий новоогаревский процесс в СССР был прерван августовским «путчем». Казалось, кризисы в СССР и СФРЮ развивались, повторяясь в деталях, и катастрофа утром 19 августа 1991 г. представлялась ему, находящемуся в гостинице «Россия» в Москве и смотрящему в 6 часов утра на экран телевизора, неминуемой! Однако через три судьбоносных августовских дня пути наших двух стран кардинально разошлись: Югославия прошла через десятилетие распада и жесточайших войн на постюгославском пространстве; СССР смог пройти через тяжелую процедуру «цивилизованного» развода и остановиться на краю пропасти…

Проблема распада двух полиэтнических федераций – СФРЮ и СССР – имеет обширную историографическую традицию: по поводу распада Югославии написаны десятки тысяч монографий и статей, воспоминаний непосредственных участников событий.[1] Причем оценки причин распада Югославии нередко заложены уже в самих названиях наиболее фундаментальных исследований: от нейтрально политкорректных – «Трагедия Югославии» (С.Вудвард)[2] и «Фрагментация Югославии» (А. Павкович)[3] – до радикальных и диаметрально полярных: «Развал Югославии» (В. Джуретич)[4] и «Государство, которое отмерло» (Д.Йович).[5] Свой вклад в интерпретацию причин распада Югославии внесли и российские исследователи, в частности, научные сотрудники Института славяноведения РАН. В работах В.К. Волкова[6], К.В. Никифорова[7], а также в фундаментальной монографии руководителя Центра по изучению современного балканского кризиса Е.Ю. Гуськовой[8] дается глубокий и сбалансированный анализ причин, в частности сочетания внутренних и внешних факторов распада Югославии. Детальный анализ этнополитических аспектов распада Югославии дает в своей монографии М.Ю. Мартынова.[9] Наконец, свою интерпретацию дезинтеграции Югославии предлагает С.А. Романенко, который считает, что важнейшей причиной распада Югославии явилось, прежде всего, совпадение процесса развития национального самоопределения народов Югославии с кризисом тоталитаризма, то есть распределительной экономики в форме «самоуправленческого социализма», однопартийной политической системы как несущей конструкции этнотерриториальной федерации и, наконец, тотальной системы военно-бюрократического контроля, ядром которой была Югославская Народная Армия (ЮНА).[10]

По мнению профессора университета в Стирлинге (Шотландия) Деяна Йовича[11] главные факторы распада СФРЮ, если суммировать мнения авторов многочисленных публикаций о югославском кризисе, можно свести к 8 основным возможным вариантам: экономический кризис; т. н. «старая этническая неприязнь» между югославскими народами; национализм; культурные различия между югославскими народами; внешний фактор, т.е. изменения в международной политике; роль различных личностей в создании и разрушении югославского государства; предмодерный характер югославского государства, которое часто сравнивают с империей, в отличие от национального государства и, наконец, структурно-институциональные причины.

В то же время сам Д. Йович в своей, поистине самой глубокой по содержанию онтологии югославского кризиса 80-х – начала 90-х гг.XX в., основной причиной распада СФРЮ считает кризис идеологии (понимаемой достаточно широко: как идейно-политический концепт, как экономическую модель самоуправленческого социализма, как модель полиэтнической федерации и, наконец, как своеобразный дискурс политических элит), которая в четвертой, по его периодизации, «карделевской» Югославии, проповедовала идею неизбежного отмирания государства, и что, закономерно, привело к его распаду.

Кризис и распад Советского Союза имеет свою обширную историографию проблемы. В то же время, следует отметить, что в отечественной историографии преобладают две крайности – либо апологетическая интерпретация событий, которая представлена работами непосредственных участников событий (М.С. Горбачев, Н.И. Рыжков, Д.И. Язов, Б.Н. Ельцин), либо остро негативная в отношении «разрушителей» великой империи – демократических лидеров России во главе с Б.Н. Ельциным – национал-патриотическая историография. Безусловный интерес представляют материалы международной научной конференции, прошедшей в Москве в сентябре 2004 г. и представленные в сборнике статей «Трагедия великой державы: национальный вопрос и распад Советского Союза».[12] Следует особо отметить в качестве «объяснительных моделей» представленные в сборнике статьи Р.Г. Пихои[13], З.А. Станкевича[14], С.В. Чешко[15], В.А. Тишкова[16], которые в чем-то воспроизводят наиболее типичные интерпретации кризиса и распада СССР. Детальный, скрупулезный анализ экономических аспектов распада СССР представлен в монографии бывшего премьера российского правительства реформаторов Е.Т. Гайдара.[17] Думается, что на сегодняшний день большой интерес представляет обстоятельная двухтомная монография Р.Г. Пихои[18], в которой причинам распада СССР посвящена отдельная глава. По мнению автора, главной причиной кризиса и распада СССР был кризис идеологии: «Советское государство было концептуально ориентировано на построение «светлого будущего», ожидаемости и осязаемости коммунистического завтра. Сроки его пришествия неоднократно переносились…» Автор констатирует, что после длительного ожидания «вместо коммунизма пришел «развитой социализм». С этого момента стал очевидным социально-психологический кризис советского общества». И, наконец, «идеологическая притягательность, социалистический романтизм, присущий части общества в 60-е гг., сменился пока еще глухим неприятием социалистической догмы как таковой».[19]

В этом смысле выводы Р.Г. Пихои во многом перекликаются с главной идеей монографии Д. Йовича и представляется плодотворной в смысле интерпретации важнейших факторов распада двух федераций.

В своем докладе авторы из всего многообразия факторов, приведших к распаду обеих государств, намерены остановиться только на трех, представляющимся им наиболее присущими процессам как в СССР, так и в СФРЮ: роли внешнего фактора, роли экономического кризиса, а также влиянию на развитие кризиса и роли в его трагическом завершении особенностей политико-идеологических трансформаций в политических элитах (в том числе и роли личностного фактора) двух стран. Сравнительно-типологический анализ этих ключевых факторов позволяет наиболее четко увидеть то, что является общим для процессов распада СССР и СФРЮ, и то, в чем эти процессы радикально отличаются.

Роль внешнего фактора, изменения международной обстановки в распаде имперских систем, каковыми иногда считаются как СССР, так и, реже, СФРЮ однозначно признается большинством исследователей. В то же время геополитическое положение двух стран радикально различалось: СССР был креатором и фундаментом биполярной ялтинско-потсдамской системы мира, и именно внутренние трансформации в СССР положили конец эпохе «холодной войны». Поэтому применительно к СССР внешний фактор нельзя серьезно сводить к «теории заговора», своеобразной «криминологической» версии. В то же время, большинство авторов исследований по истории распада СССР, сходятся на том, что детонатором экономического кризиса в СССР середины 80-х стал сговор администрации Р.Рейгана с саудийскими шейхами (инициаторами которого были члены т.н. «Команды Б» — Д. Рамсфельд, Р. Перл, П. Волфовитц, Р. Чейни), который в 1986 г. обвалил мировые цены на нефть и тем самым спровоцировал паралич советской экономики. В этом признании сходятся в своих оценках даже такие несовместимые в своих позициях авторы как Е.Т. Гайдар[20] и В. Шлыков.[21]

В то же время, большинство исследователей признают, что конечной целью американской политики в отношении СССР в 80-е гг. был не распад, а изменение общественно-политического строя СССР, поощрение его внутренней трансформации. При этом одной из наиболее распространенных объяснительных версий «распада империи» является версия о некомпетентности М.С. Горбачева, который разрушил кадровое ядро КПСС, а также «очистил» МИД от наиболее компетентных дипломатов советской школы. Ключевым эпизодом, который сыграл решающую роль как в «позорном бегстве» СССР из Восточной Европы, так и в последующем распаде СССР основоположник этой версии и патриарх советской дипломатии А.А. Громыко считает встречу президента СССР М.С. Горбачева и президента США Дж. Буша на Мальте в декабре 1989 г. (когда Горбачев фактически положил конец действию т.н. «доктрины Брежнева» – авторы), которую он называет «мальтийским Мюнхеном».[22] Внешнеполитическая некомпетентность Б.Н. Ельцина его «их министра наших иностранных дел» А.В. Козырева, по мнению сторонников такой персонифицированной версии распада СССР, лишь продолжили этот процесс.

Гораздо большую роль внешний фактор сыграл в распаде Югославии, но его влияние и в этом смысле не сводится к «конспирологической» версии. Югославия, как своеобразное порождение «холодной войны», держалась благодаря равновесию между двумя военно-политическими блоками. Её политика неприсоединения, равноудалённости от военно-политических блоков, а также географическое положение между ними, была, если не главным, то весьма значительным основанием существования Югославии как единой страны.[23] Популярная внеблоковая внешняя политика, которая для страны приносила деньги, рынок, кредиты, авторитет и безопасность от блоковой гегемонии, была важной составляющей личной власти И.Б. Тито как верховного арбитража в межнациональных противоречиях.[24] Холодная война, и особенно хельсинский договор о замораживании границ и гарантии территориальной целостности существующих стран (в середине семидесятых) сделал практически невозможными и радикальные идеологические перемены (которые бы, скажем, стали результатом приближению Югославии к одному или другому союзу) и какой-либо сепаратизм (в частности создание новых государств в Европе). «С учетом важности этого третьего пути для новой югославской идентичности, существование двух идеологически-военных блока на границах были главной причиной стабильности и существования этой страны».[25]

Уже поэтому ясно, что окончание холодной войны дестабилизировало Югославию. Прежде всего, страна больше не имела внешних врагов (идеологических, если и не военно-политических), которые бы способствовали тому, чтобы внутренние разногласия уменьшались и становились второстепенными. Необходимо было, поэтому, найти внутренние предпосылки стабильности и единства, а это было гораздо труднее. Во-вторых, Югославия потеряла то значение, которое имела в период холодной войны. Это уменьшение значения Югославии происходило постепенно (сначала в смысле экономического значения для Запада, затем из-за смерти Тито, а потом также из-за развития ядерных и дальнего действия вооружений, особенно с того момента как Р. Рейган стал американским президентом в 1981 г.), но достигло своей кульминации с падением социализма в бывшей Восточной Европе. Если раньше Югославия была идеальным партнером Запада в его попытках разрушения монолитности социалистического блока, теперь вся Восточная Европа стала либерально-демократической. Перемены в Восточной Европе также произошли неожиданно и были радикальнее тех, которые происходили в Югославии. Зачем Запад предпочитал бы страну, которая выступала за медленную и постепенную трансформацию, с сохранением многих элементов социализма, в то время когда Польша, Чехословакия (особенно Чехия) или страны Балтии выступали за радикальную трансформацию в полностью либеральный капитализм? Также географическое значение Югославии сменилась с глобального на региональное (европейское). Внимание Запада переместилось на только что либерализировавшиеся страны бывшей Восточной Европы, и на внеевропейские районы (в частности во время войны с Ираком).[26]

Целый ряд авторов обвиняют Запад в больших ошибках в оценке, игнорировании и – как следствие – непонимании важности и основ югославской проблемы. Югославия, утверждают они, была жертвой падения Берлинской стены, и западного непонимания проблемы. Эта неадекватность видна, считают С. Вудвард и У. Циммерман, и в нежелании Запада чем-либо поддержать экономические реформы Анте Марковича (1988-1991 гг.), кроме вербальных нот и пустых жестов. Как утверждает С. Вудвард, Югославия распалась не из-за ненависти между её народами, не из-за падения некой политической диктатуры, а потому что дошло до распада международного порядка, что сильно повлияло на единство этой страны. «Ключевым для этого распада, – утверждает С. Вудвард, – были внешние перемены в реальном экономическом и стратегическом окружении, от которого зависела стабильность этой страны. Вопреки мифу, который сформировался после падения Югославии, разломами в системе были не границы между цивилизациями, которые совместно жили на Балканах, а то, что определяло внутренний порядок в этой стране и её политику во время социалистической эпохи».[27]

Совсем с другой стороны, но все-таки похожий аргумент о важности международного фактора, приводят участники политических событий в Югославии. Например, последний югославский министр обороны, генерал В. Кадиевич, в своем анализе причин распада Югославии (1993) утверждает, что распад Советского Союза сделал Югославию уязвимой в отношении давления со стороны Запада, а также вдохновил антикоммунистические и сепаратистские силы внутри страны (особенно в традиционно прозападных регионах) чтобы увеличить свои претензии. В этой связке антисоциалистических сил внутри страны и Запада, генерал В. Кадиевич (и не только он) видит главную причину распада и войны, которая последовала за ним. В. Кадиевич уверен, что так называемый новый мировой порядок был исключительной важной опасностью для независимости и существования Югославии, которая была разрушена, а не распалась сама по себе.[28]

Важно отметить, что на обстановку в наших двух странах не оказал заметного влияния и т.н. «демонстрационный эффект» — взаимное влияние процессов демократизации, в частности «эффект Горбачева», что сыграло важную роль в демократических революциях в странах Восточной Европы. В Югославии, и об этом убедительно пишет Д. Йович, перестройка и гласность в СССР была воспринята как своего рода победа своей модели самоуправления над государственным социализмом, которому она воспротивилась сорока годами раньше. Об этом открыто говорил М.С. Горбачеву С. Милошевич во время его посещения Белграда в 1988 г.[29]

Все авторы упомянутых исследований сходятся на том, что экономический кризис сыграл ключевую роль в распаде, как Советского Союза, так и Югославии. Но на этом совпадение заканчивается.

В СССР, и это прекрасно показано Е.Т. Гайдаром («Гибель империи»), экономический кризис показал всю неэффективность существующей централизованно-плановой модели экономики, привел к дезинтеграции единого экономического пространства страны, но, по нашему мнению, оставлял своеобразную свободу маневра: относительную децентрализацию управления и экономическую автономизацию республик (т.н. «республиканский хозрасчет»), наконец, проведение экономической реформы, в частности, внедрение элементов рыночной экономики и плюрализацию отношений собственности. Эту точку зрения в той или иной степени разделяли все республиканские элиты, это же находило понимание и на уровне массового сознания. Другое дело, что, как верно отмечает Р.Г. Пихоя, «союзное руководство оказалось буквально парализованным перед лицом нараставших экономических проблем. «Паралич воли» лишил его возможности проводить сколько-нибудь последовательную экономиче­скую политику».[30] Однако фатальной неизбежности экономического распада Союза в рамках т.н. обновленной или «ассиметричной» федерации в силу определенной «взаимодополняемости» и взаимозависимости ключевых советских республик не было. Не случайно на этом так настаивает М.С. Горбачев, в частности в последнем недавно вышедшем сборнике документов под симптоматическим названием «Союз можно было сохранить».[31] Об этом же косвенно свидетельствует и факт достаточно длительного функционирования института СНГ.

С другой стороны, в СФРЮ многие проблемы, с которыми СССР столкнулся в период 80-х гг., были в прошлом: экономические реформы 50-х – 60-х гг. привели не только к децентрализации, но и к экономической «автаркизации» республик, экономика страны была «чуточку беременна рынком», внешняя открытость югославской экономики в 70-е гг. обеспечила относительно высокий уровень жизни, а система производственного социалистического самоуправления, в частности реализация Закона об объединенном труде (1976 г.), создавали иллюзию преодоления эффекта «отчуждения» работника от результатов его труда. Тем самым экономический кризис 80-х гг. поставил перед югославским союзным руководством и республиканским элитами своеобразную альтернативу: либо пойти на известную рецентрализацию экономики федерации (что провоцировало фобию страха перед т.н. «унитаризмом»), либо – разводиться. Очевидная нереформируемость югославской самоуправленческой экономики (а именно она была коренной причиной кризиса) в рамках господствующего социалистического наратива, была основной причиной паралича центральной власти, где развернулась настоящая война между «уставобранителями» и «уставореформаторами» (устав – по-сербски – конституция. Имеется в виду Конституция СФРЮ 1974 г.). Таким образом экономический кризис в Югославии имел ярко выраженный политико-идеологический контекст.

Различными в наших странах были и социо-психологические, ментальные последствия экономического кризиса. В СССР не было эпохи титовского «процветания» 70-х гг. и переход был не столь резкий: от скудной и «дефицитной» жизни к снабжению «по-талонам», а в конце 80-х – к настоящей бескормице. В нашей стране, что тоже своеобразно, общественно признанным становится тезис «не тот социализм построили!», лозунг – «больше социализма»! Эгалитаризм масс отвергает номенклатурную элиту с её привилегиями, но поиск альтернативы (может быть за исключением населения прибалтийских республик) не выходит пока за рамки социалистической парадигмы. В СФРЮ, которая гордилась своей «несоветской» моделью самоуправленческого социализма, а голода ни в кризисные 80-е, ни в военные 90-е гг. (в силу специфики своеобразного безденежного обмена товарами и услугами между городом и деревней), не было, экономический кризис привел к глубочайшему идеологическому кризису, поиску несоциалистической альтернативы (и она была найдена в националистическом дискурсе). В свою очередь, эгалитаризм массового сознания привел также к росту межреспубликанских противоречий, т.к. жители северо-западных республик считали себя заложниками слаборазвитых республик, а сербы в своей массе считали, что экономическая модель самоуправленческого социализма и сама федерация придумана Б.Кидричем и Э. Карделем (словенцами) как механизм эксплуатации развитыми республиками (Словенией и Хорватией) Сербии и других т.н. «среднеразвитых» и «слаборазвитых» республик. Массовое осознание «неравенства», неравноправности положения различных наций в составе федерации (что было абсолютно несовместимо с эгалитаристской концепцией социалистического самоуправления) становится мощнейшим элитным ресурсом формирующихся республиканских этнократических кланов. В СФРЮ, тем самым, экономический кризис был равносилен, не столько экономической, сколько идеологической катастрофе.

С поисками путей выхода из кризиса на федеральном и республиканском уровне связана и проблема экономической реформы. В СССР федеральный центр оказался неспособным к радикальным экономическим реформам: со второй половины 80-х гг. они приняли неэффективный в масштабах государства характер лихорадочного латания дыр бюджетного дефицита, обернулись острым противоборством республик с федеральным центром за перераспределение скудного союзного бюджета. В то же время, принципиально то, что начало латентному по своему характеру процессу реструктуризации собственности и приватизации в СССР положили законы 1987-1989 гг.: Закон «О социалистическом предприятии», Закон «О кооперации в СССР», Закон «Об аренде», а также Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР от 6 июля 1988 г. «О расширении внешнеэкономической деятельности ВЛКСМ» и Постановление Совмина СССР от 4 августа 1988 г. «О содействии хозяйственной деятельности ВЛКСМ». Именно они сделали этот процесс номенклатурно-криминальным по своей сути ещё при М.С.Горбачеве. Закон о соцпредприятии (в частности, принцип «полного хозяйственного ведения») дал возможность партхозноменклатуре («красному директорату») бесконтрольно распоряжаться основными фондами предприятий. А закон о кооперации позволил ей найти модель перевода этих фондов в т.н. «амёбы» при госпредприятиях (по свидетельству Е.Т. Гайдара 4/5 всех кооперативов к середине 1989 г. были созданы именно при них[32]). Не случайно, что Б.Н. Ельцин обнаружил это только осенью 1990 г. (Смотри у Р.Г. Пихоя[33] свидетельство о разговоре вице-премьера российского правительства Ю.В. Скокова с министром металлургии союзного кабинета С.Ф. Колпаковым) и не смог (или не захотел?) за 2 года сломать этот механизм: результатом стал отказ от суда над КПСС, а также, в какой-то мере, увольнение команды реформаторов в декабре 1992 г. Т.о. проблема борьбы за собственность в процессе разгосударствления экономики в СССР не приобрела обвального характера, а радикальная экономическая реформа была начата уже после распада СССР и проходила в рамках уже суверенных республик.

В Югославии экономическая реформа проходила сложнее и привела к иным последствиям. Попытки экономических реформ (не посягая на «священные» принципы самоуправленческой «оуризированной» экономики), которым были посвящены усилия сменявших друг друга четырех федеральных правительств на всем протяжении 80-х гг., натолкнулись на сопротивление республиканских партийно-бюрократических элит, сделавших собственные карьеру и благополучие в период автаркии, и привели к совершенно обратному эффекту – финансовой нестабильности, росту безработицы и как следствие усилению общественного недовольства. Начатая в 1989-1990 гг. радикальная и поистине революционная экономическая реформа федерального правительства А. Марковича привела к непредсказуемому эффекту: эта реформа, которая предполагала процесс акционирования и приватизации предприятий (то есть изменение отношений собственности), и отказ от распределительной экономики «самоуправленческого социализма», создала ситуацию жесточайшей войны за собственность.[34] Война за собственность в процессе деэтатизации не только похоронила саму экономическую реформу, но разрушила остатки экономического единства страны. Как это ни парадоксально, но именно радикальные реформы А. Марковича поставили страну на грань гражданской войны – приватизация в ней приобрела не просто номенклатерно-криминальный, но и ярко выраженный этнический характер. Если учесть, что пик реформы пришелся на 1990 – 1991 гг. и совпал по времени с процессом распада СКЮ (несущей конструкции федерации) и процессом «делегитимации» ЮНА, превращение её в орудие сербской политической элиты, то очевидно, какой характер должна была приобрести война за собственность в Югославии. Наиболее ярко это видно на примере Боснии и Герцеговины, где сербы, составляя 37% населения, владели 70% территории и лишь 13% национального богатства республики. Именно в БиГ, где находился центр союзного ВПК и львиная доля гос- и мобилизационного резерва страны, война приобрела (естественно, в силу и других причин) наиболее длительный и ожесточенный характер. Таким образом, экономический кризис в распаде как СФРЮ, так и СССР стал одним из ключевых факторов, но его реализация во многом зависела от не менее важного политико-идеологического контекста, в котором он развивался.

Распаду двух государств, как СССР, так и СФРЮ, предшествовал глубокий идейно-политический кризис и распад несущих конструкций многонациональных государств – их коммунистических партий. Если в случае с СКЮ её распад имеет чётко определенную дату – XIV съезд СКЮ (январь 1990 г.), то в случае с КПСС процесс распада принял затяжной и во многом латентный характер. Он начался с безуспешной горбачёвской чистки партаппарата в середине 80-х, стал очевиден в результате палеативных решений XIX партконференции и образования консервативно-патриотической «полозковской» КПРФ, наконец, стал обвальным в результате «суверенизации» республиканских парторганизаций, массового выхода из партии и становления многопартийности в 1990-1991 гг. В том и в другом случае кризис партии имел глубокие идеологические причины, и во многом определялся качеством той политической элиты, которая рекрутируется во власть в 80-е гг.

Её характерной общей чертой была её эмбивалентность. Она оформилась как категорический императив в результате политических чисток (СФРЮ в 1971 – 1972 гг. с Хорватии до Сербии, а в СССР после событий в Чехословакии, «зачисток» в научно-исследовательских институтах и высшей школе, а также массового преследования «диссидентов» в 70-е гг.), когда во власть была рекрутирована новая генерация технократов-прагматиков. Их время пришло в начале 80-х гг. с концом геронтократии. Разница в том, что в Югославии она трансформируется в этнократические республиканские кланы (Конституция 1974 г. сделала бесперспективным её интеграцию на республиканский уровень). Приходит время этнократии. К представителям «этнократии» В.К. Волков относит часть старой партократии, бюрократические слои, управленцев в экономической сфере, дельцов теневой экономики, а также националистическую интеллигенцию. «Общей чертой всех этнократических кланов является их стремление к национально-авторитарным формам правления, борьба за власть и собственность, за полный контроль над «своей» территорией при полном игнорировании и непризнании за другими этносами тех прав, которых она добивалась для обоснования своей власти»[35]. Именно новая этнократическая республиканская элита воспользовалась идеологией национализма как элитным ресурсом!

В СССР с концом геронтократии ей на смену идет меритократия, но именно они – представители партократов-технократов оказались неспособными ни сформулировать свой идеологический дискурс (кроме лозунга – «больше социализма»). Хотя на республиканском уровне элементы этнократизма (особенно в республиках Прибалтики) давали себя знать.

Рекрутирование прагматиков-технократов в республиканскую и федеральную элиту, в частности, в партийную номенклатуру проходило сходно как в Югославии, так и в Советском Союзе: главным критерием становится не идейно-политическая подготовка, не своеобразная идеологическая «выдержанность», а определенные личностные качества, в частности, успешность сфере административной и хозяйственной деятельности. В связи с этим, с учетом политической и идеологической эмбивалентности новой генерации политиков – прагматиков, карьерной рост которых проходил в эпоху «застоя» (в СССР) или в обстановке идеологической сервильности эпохи «карделизма» (в СФРЮ), роль личности в период кризиса 80-х гг. приобретала особо значимый характер.

СССР и СФРЮ по своему характеру можно отнести к категории авторитарных государств. Поэтому в процессе их распада большая роль объективно принадлежала личностному фактору. Центральным действующими личностями в процессе распада являлись в СФРЮ: С. Милошевич, М. Кучан, Ф. Туджман, А. Изетбегович; в СССР: М. Горбачев, Б. Ельцин, Кравчук, Назарбаев и др… Но на практике феномен авторитаризма в обеих случаях во многом разнится. В Югославии длительный период пребывания у власти И.Б. Тито (37 лет) создал парадоксальную ситуацию, когда появление нового Тито было вне интересов политических элит, оно блокировалось Конституцией 1974 г. (принцип коллективного руководства, ежегодная ротация председателя президиума СФРЮ). Кроме того, принцип формирования самого Президиума на основе представительства каждого из субъектов федерации (6 –от республик, 2 – от автономных краев Сербии) объективно препятствовал кристаллизации одной личности в качестве признанного авторитета… Важно и то, что принцип делегирования превращал члена Президиума СФРЮ в выразителя интересов той или иной республики, ее национальной элиты (этнократии) и объективно вызывал противодействие ее усилению со стороны других республиканских кланов. Несмотря на то, что массой все больше овладевала идея «второго Тито», на федеральном уровне это было невозможно. Мог появиться только новый «республиканский» Тито. Что и произошло с С. Милошевичем в Сербии и Ф. Туджманом в Хорватии. Но от республиканского Тито требовалось уже не использование общеюгославской темы, а сугубо националистический дискурс. Что и случилось, несмотря на то, что С. Милошевич активно использовал первоначально тему нового федерализма, сохранения Югославии и т.д.

В случае с СССР – ситуация серьёзно отличалась: длительный период «застоя», а затем «гонки гробов» в начале 80-х, привел к катастрофической дискредитации роли лидера. Казус Андропова – массовая поддержка курса «твердой руки» – симптом популярности авторитарного лидера, как среди массы, так и среди политической элиты. Поэтому поиск лидера тоже, как и случае с Югославией, опустился на республиканский и областной уровень – но в иной плоскости: насколько он способен отстоять общие интересы политической элиты внутри федерального центра. В отличие от СФРЮ, республиканские политические элиты в СССР в начале 80-х гг. не исчерпали мотивации для своеобразной социальной мобильности – вхождению в состав центральной партноменклатуры. Определенную роль в этом сыграл и тот факт, что единственная союзная республика – РСФСР – не имела своей партийной организации, и это было принципиальной позицией руководства КПСС. Как подтвердил «патриарх» советской партократии А.А. Громыко, нежелание создавать Компартию РФ мотивировалось боязнью того, что «в стране может возникнуть двоевластие, российская партия была бы настолько сильна, что её руководство, скорее всего, стало бы соперничать с руководством КПСС».[36] Не случайно, что именно поэтому её наиболее динамичная региональная элита стремилась в реализации своих властных амбиций (а также номенклатурных привилегий) именно на федеральном уровне. В этом своеобразный феномен М.С. Горбачева, который на время стал выразителем этих надежд. Но – по характеру не тот… Именно в этот момент началось стремительное восхождение Б.Н. Ельцина – типичного представителя региональной партийной технократии.

Хочется подчеркнуть почти хронологической совпадение событий, связанных с внутрипартийной борьбой и стремительным вхождением в высшие эшелоны партократии С. Милошевича и Б.Н. Ельцина (1986 – 1987 гг.). Оба они были ректутированы в центральный аппарат партий своеобразными партийными кланами (С. Милошевич – И. и П. Стамболичами, Б.Н. Ельцин – Е.К. Лигачевым) и оба стали их противниками. Это ещё раз свидетельствует об эмбивалентности самой новой генерации политиков. Во второй половине сентября 1987 г. состоялся восьмой пленум ЦК СК Сербии, развитие событий в которой имело решающее значение для всей Югославии. И тогда же состоялся октябрьский (1987 г.) пленум ЦК КПСС, подвергнувший Б.Н. Ельцина политическому остракизму!

Именно на 8 пленуме ЦК СК Сербии дошло до окончательной выяснения отношений между двумя фракциями сербских коммунистов—«кланами» С. Милошевича и И. Стамболича. В конце декабря 1987 г. последовала отставка И. Стамболича с поста председателя Президиума Сербии: оба эти события означали окончательное поражение реформаторских сил внутри союза коммунистов Сербии и приход к власти радикальной фракции С.Милошевича. Как считает проф. Л.Димич, «поражению реформаторских сил помогло расположение, которое Милошевич получил среди части военных верхов, между провинциальными партийными функционерами, элементами старого режима, охранителями мифа об Иосифе Броз» и т.п. «кадрами, которые выступали за «твердый» курс в отношениях между республикой и автономными краями».[37] Тем самым в руководстве СКЮ кристаллизовался сербский этнократический клан во главе со С. Милошевичем, который взял на вооружение националистические лозунги сербской интеллектуальной оппозиции[38] (до времени маскируя их унитаризмом и стремлением сохранить любой ценой Югославию).

В случае с Б.Н. Ельциным – другое: на фоне слабого лидера (М.С. Горбачева) – сработала защитная реакция партаппарата, военной верхушки, спецслужб. Они воспрепятствовали кристаллизации авторитарной личности на власти – привыкли к определенной самодостаточности в период геронтократии, испытали травматичный шок в кратковременный период Ю.В. Андропова.

Гипотетически можно представить себе, что бы было, если бы на октябрьском пленуме ЦК КПСС Ельцин не был бы отвергнут этими силами, не ушел бы в оппозицию, а затем не вынужден был осваивать политический «ликбез», но уже в рядах московской интеллектуальной демократической оппозиции, а после своего избрания – в составе Межрегиональной депутатской группы? Единственной альтернативой очевидной коммунистической утопии в тот момент были идеи "демократов", "диссидентов", "правозащитников". «У них не было сформулированной программы, не было чёткого общего видения будущего, но были хотя бы вопросы к прошлому и настоящему. Важно, что, в отличие от других республик, российское демократическое движение не было национально-освободительным – и это была удача для России. Российскую "волну" конца восьмидесятых поднял не Ельцин, но он смог на ней утвердиться и удержаться… Общение с теми, кто "поднимал волну", с этой новой для Бориса Николаевича средой, было слишком недолгим. В декабре 1989-го умер Сахаров. А 21 августа 1991-го школа кончилась».[39] Б.Н. Ельцин стал лидером новой демократической России!

Таким образом, в результате глубокого идейно-политического кризиса и прихода к руководству партии представителей новой генерации политиков-прагматиков в наших странах закончилась эпоха партийного государства. Но результаты этого процесса были качественно различными. В СФРЮ СКЮ распавшись, сохранился на уровне Сербии как правопреемник СКЮ – это основа спайки его республиканской организации и парторганизации ЮНА, сохранению традиционного идеологического дискурса и его усиления за счет национализма (сначала югославского, а затем – сербского) и причина будущей гражданской войны.

В СССР КПСС утратила свою роль, повторив ранее пройденный Югославией путь трансформации аппарата СКЮ в этнократические кланы. Но решающую роль в ее падении сыграл августовский путч 1991 г. Она ушла со сцены и открыла дорогу для становления многопартийности и победе демократических сил в России.

Наконец, важнейшую роль в том, что судьбы двух стран в 1991 г. радикально разошлись, сыграла диаметрально противоположная роль федерального центра. Кажущееся совпадение заключается в том, что и в СФРЮ и в СССР федеральный центр выступал как централистская сила, стремящаяся к сохранению федерации, допуская ее трансформацию (но пределы этой трансформации ограничены незначительными изменениями…). В обоих случаях федеральный центр искал пути мирного сохранения федерации путем переговоров (Новоогаревский процесс и переговоры внутри Президиума СФРЮ, а затем шести президентов югославских республик), эти переговоры проходили практически синхронно во времени (весной – летом 1991 г.). И там и там параллельно шел поиск вариантов силового «удержания» сепаратистских сил в республиках, обсуждались варианты военного переворота (об этом свидетельствуют как предупреждения Э.Шеварнадзе, так и записи председателя Президиума СФРЮ Б. Йовича и мемуары министра обороны СФРЮ В.Кадиевича, в частности переговоры последнего с Д. Язовым и Б.К. Пуго). В случае Югославии это привело к прямым попыткам военным путем удержать Словению и Хорватию. В июне 1991 г. Югославия опрокинулась в десятилетие кровавой гражданской войны. В случае СССР – путч в августе 1991 г. поставил страну на грань вооруженного конфликта. И здесь со всей очевидностью проявилась разница в положении федерального центра. В Югославии федеральный центр был фактически узурпирован сербским республиканским руководством, оно спаялось с руководством ЮНА и ситуация трансформировалось в вооруженное противостояние Сербия – сепаратистские республики.

В случае с СССР федеральный центр не имел прочной опоры на республиканском уровне, ему противостояло в первую очередь российское руководство, оно встало на пути попыток центра к силовому удержания республик (события в Баку, в Тбилиси, в Вильнюсе в январе 1991 г.), а затем сорвало путч. Именно недооценка инициаторами переворота существования в Москве второго центра власти, независимого и даже соперничавшего с властью Горбачева стало источником провала заговорщиков.[40] Именно политическое руководство России спасло страну от катастрофы гражданской войны и привело, в отличие от Югославии, к трудному, неприятному, но мирному «цивилизованному разводу».

В заключение необходимо обратить внимание и на различие в самой постановке и остроте национального вопроса в двух странах. И в том и в другом случае детонаторами кризиса федерации стали межнациональные конфликты – в СФРЮ это были события в Косово (в 1981, а затем в 1989 г.), в случае с СССР – события в Нагорном Карабахе в 1988 г., а затем расползание очагов межнациональных конфликтов (Абхазия, Северная Осетия, Средняя Азия, Приднестровье). Но, если в Югославии противостояние проходило по оси сербы – албанцы Косово, а затем сербы –«титульные» нации сопредельных республик (БиГ, Хорватии), и центральной общенациональной проблемой становится традиционный сербский вопрос, то в случае с СССР межнациональные конфликты проходили на региональном уровне и первоначально не затрагивали русское население (это произойдет позднее, после распада СССР): в них были вовлечены преимущественно представители местных этнических групп. Т.о. именно острота сербского вопроса в СФРЮ, его принципиальная неразрешимость без перекройки республиканских границ в случае распада федерации принципиально отличала ситуацию в двух странах.

Сравнительно-типологический анализ только нескольких факторов распада двух государств – СССР и СФРЮ – позволяет, на наш взгляд, не столько выявить совпадение и различие в процессах распада двух многонациональных государств, сколько поставить новые принципиальные вопросы, имеющие как научное, так и политически актуальное значение в поисках вариантов идентичного развития каждой из двух близких и в прошлом спаянных общей историей народов и государств.

Распад СССР. Документы. Сост. А. В. Шубин. Институт всеобщей истории РАН. М. ИВИ РАН 2006г. 286 с.

Шубин А.В. 10 мифов советской страны. М.: Яуза, Эксмо, 2006. 416 с. 22 п.л. ISBN 5-699-17714-0.
Шубин А.В. Преданная демократия. СССР и неформалы. 1986-1989. М.: Европа, 2006. 340 с. 21,5 п.л. ISBN 5-9739-0028-2

Боффа Дж. От СССР к России. История неоконченного кризиса. 1964-1994: Пер. с ит. Хаустовой Л.Я. — М.: Междунар. отношения, 1996. — 320 с.

Национализм:

Некоторые авторы, действительно, признают, что югославские народы, может быть, действительно и не ненавидели друг друга, но при этом подчеркивают, что национализм всегда был силен у всех югославских народов, и что этот национализм в конце концов разрушил Югославию. Национализм не должен значить неприязнь, хотя югославский социалистический словарь часто под национализмом подразумевал не только неприязнь, но и агрессивность в отношении других. Национализм является предполитической и/или надполитической (государствотворческой) доктриной, главной целью которой является создание и/или сохранение национального государства. Для того, чтобы национальное государство было создано и/или сохранено, должно существовать ощущение принадлежности нации-(и) государству. Создание, укрепление и сохранение национальной идентичности является приоритетеом националистической политики. В то время как политические партии (в странах либеральной демократии) могут определять идентичность по-разному, националистические силы (движения, организации, объединения) видят себя не в качестве партии (т.е., как часть целого, как pars), а только как целое. Их задача не бороться с остальными политическими направлениями за само содержание идентичности. Содержание национального государства, его ориентация в политическом смысле, националистам практически не важна. Важно одно – чтобы сохранилась или было создано национальное государство, и пусть её содержание был бы и недемократическим, даже преступным с точки зрения условий признаваемых в международном сообществе». (С.44)

Далее он утверждает, что национализм не всегда связан с доктриной насилия. «Хотя он является доктриной гомогенизации и подчеркивает приоритет национального (государственного) над всякими другими политическими интересами, он не обязательно предполагает насильственное действие против других наций. Более того, национализм возможен изоляционистский, в частности сепаратистский в отношении к другим нациям.

Роль идеологии и политической системы:

События 1981 г. в Косово положили начало политическому кризису в стране и формированию в югославском руководстве двух противоположных тенденций: «уставохранители» (Устав – Конституция) и «уставореформаторами», то есть твердыми титоистами-карделистами, приверженцами Конституции 1974 г. и сторонниками либеральных реформ в экономике и изменения Конституции 1974 г., которых на республиканском уровне представляла, казалось бы единая, сербская политическая элита (Д.Маркович, П. Стамболич и его племянник, Иван Стамболич). Именно после смерти Тито в 1972 г. Иван Стамболич (1936 – 2001 гг.) стал фактическим руководителем Центрального комитета СК Сербии. Он и его команда выступали за рыночные реформы и за изменение статуса Сербии по договоренности с остальными членами федерации. Причем следует отметить, что, памятуя неудачную попытку в 1978 г. этих сербских лидеров получить поддержку внесению изменений в Конституцию от Э.Карделя и убедить в необходимости восстановления республиканского контроля над автономии самого Тито, вплоть до 1984 г. их возражения формально касались не самой Конституции, а ее толкования не в пользу Сербии со стороны остальных республик и двух автономных краёв.

Но они были непримиримы в отношении националистов. Протеже Стамболича Слободан Милошевич (1941 г.р.), как секретарь Комитета СК Белграда, был искренний противник националистов и защитник твёрдой коммунистической линии, который сопротивлялся любым попыткам пересмотреть недавнее прошлое. Когда Стамболич был избран председателем Президиума Сербии в 1986 г., он поддержал кандидатуру Милошевича на пост главы Центрального комитета СК Сербии.[41]

Цепную политическую реакцию, приведшую к распаду СССР, развязал конфликт 1988 г. между двумя кавказскими народами — армянами и азербайджанцами, возникший по поводу спорной территории — Нагорного Карабаха. В том же году на другом конце страны обозначилось сепаратистское движение прибалтийских республик. Конечно, там не было нехватки в унаследованных от прошлого основаниях для недовольства. Латыши, литовцы и эстонцы недолго имели независимые государства. В каждой союзной или автономной республике, в любой русской или нерусской области появилась тенденция подсчитывать, сколько она дала общей государственной казне, т.е. отдала другим, и сколько получила. Расчеты подтасовывались, и потому каждый чувствовал себя кредитором, каждый думал, что ему недодали. В действительности же, как писал внимательный наблюдатель, «ни Россия не обобрала другие республики, ни другие республики не раздели Россию. Все были ограблены, раздеты военными расходами»[63].[42]

Решающим для возникновения исторической дискуссии — пусть запоздалой — стало выступление Горбачева 6 ноября 1987 г., в канун 70-й годовщины Октябрьской революции[43][32]. На этот текст мы уже ссылались неоднократно, поскольку он оказал воздействие как на политическую борьбу, так и в плане свободы культуры. Текст выступления во время его подготовки вызвал дискуссии в Политбюро, где многие были озабочены, как бы Горбачев в нем «не сказал лишнего». Горбачев защищал свой текст, отвечая, что «многие, если уж говорить, ждут большего и во всяком случае меньше сказать нельзя»[33]. В своей речи он высказал насчет прошлого суждения, коренным образом отличавшиеся от того, что прежде говорилось в официальных публикациях по истории партии. Основные этапы советской истории были рассмотрены под иным углом зрения. Сталин обвинялся в «преступлениях, которым нет прощения», о его противниках говорилось либо с симпатией (например, о Бухарине), либо с уважением (о Троцком). Впервые руководитель государства публично произнес их имена. Обращаясь к ученым, Горбачев призвал их устранить многочисленные «белые пятна», мешавшие советскому народу узнать собственное прошлое. Но самым ценным было то, что он не претендовал на создание новой официальной версии истории /169/ СССР, а распахивал двери перед исследователями, чтобы они занялись, наконец, своей работой.

Лишь после этого раскрепощающего выступления — да и то не сразу — стали появляться исторические публикации в книгах и журналах, где часто менялись редакционные коллегии[34].

Роль Коммунистической партии: Общее – распад компартии стал предшественником распада федерации…


[1] Детальный анализ причин распада Югославии и югославской и зарубежной историографии см.: Jovic, D. Jugoslavija: drzava koja odumrla: uspon, kriza i pad Kardeljeve Jugoslavije: (1974-1990). Zagreb: Prometej, 2003.

[2] Woodward S. Balkan Tragedy: Chaos and Dissolution after the Cold War. Washington, 1995.

[3] Pavkovic A. The Fragmentation of Yugoslavia. Nationalism in a Multinational State. New York. 1997.

[4] Джуретич В. Развал Югославии. Основные течения 1918–2003 гг. М.: Кобекс интернэшнл, Кристи инжиниринг, ООО «СтройСпецМонтаж, 2003.

[5] Jovic, D. Jugoslavija: drzava koja odumrla: uspon, kriza i pad Kardeljeve Jugoslavije: (1974-1990). Zagreb: Prometej, 2003.

[6] Волков В.К. Трагедия Югославии. // Новая и новейшая история, 1994, № 4,5; он же: Этнократия - непредвиденный феномен посттоталитарного мира // Полис. 1993. №2; он же; Узловые проблемы новейшей истории стран Центральной и Юго-Восточной Европы. М.: Индрик, 2000.

[7] Никифоров К.В. Югославия 1990-х годов: кризис общества и распад государства // Человек на Балканах в эпоху кризисов и этнополитических столкновений XX века / Научное издание / Редакционная коллегия: Г.Г. Литаврин, Р.П. Гришина (отв. редакторы), Т.В. Волокитина, Е.Б. Валева. – СПб.: Алетейя. – 2002. Никифоров К.В. Парламентаризм в Сербии в XX в. // Славяноведение. 2004. №3. См также его главу «Югославский эксперимент» в коллективной монографии: Власть – общество – реформы: Центральная и Юго-Восточная Европа. Вторая половина XX века / отв. Ред. Э.Г. Задорожнюк; Ин-т славяноведения РАН. М.: Наука, 2006.

[8] Гуськова Е.Ю. История югославского кризиса (1990 – 2000). М.: Русское право/Русский Национальный Фонд. 2001; а также: Распад югославской федерации // Россия и современный мир. 1993. №2. С. 13-33; Трагедия Югославии: 90-е годы XX века // Очаги тревоги в Восточной Европе (Драма национальных противоречий). М., 1994. С. 292-316.

[9] Мартынова М.Ю. Балканский кризис: Народы и политика / Ин-т этнологии и антропологии РАН. М., 1998.

[10] Романенко С. Югославия: История возникновения. Кризис. Распад. Образование независимых государств (Национальное самоопределение народов Центральной и Юго-Восточной Европы в XIX –XX вв.).- М., 2000.

[11] Jovic, Dejan. Jugoslavija: drzava koja odumrla: uspon, kriza i pad Kardeljeve Jugoslavije: (1974-1990). Zagreb: Prometej, 2003.

[12] Трагедия великой державы: национальный вопрос и распад Советского Союза / Отв. ред. Г.Н. Севостьянов / Сост. С.М. Исхаков. М.: Издательство «Социально-политическая МЫСЛЬ», 2005.

[13] Пихоя Р.Г. Почему распался Советский Союз? // Трагедия великой державы: Национальный вопрос и распад Советского Союза / Отв. ред. Г.Н. Севастьянов / Сост. С.М. Исхаков. М.: Издательство Социально-политическая МЫСЛЬ», 2005. Сс. 406-422.

[14] Станкевич З.А. Соотношение национального и политического факторов в процессе разрушения Союза ССР // Трагедия великой державы: Национальный вопрос и распад Советского Союза / Отв. ред. Г.Н. Севастьянов / Сост. С.М. Исхаков. М.: Издательство Социально-политическая МЫСЛЬ», 2005. Сс. 423-442.

[15] Чешко С.В. Роль этнонационализма в распаде СССР // Трагедия великой державы: Национальный вопрос и распад Советского Союза / Отв. ред. Г.Н. Севастьянов / Сост. С.М. Исхаков. М.: Издательство Социально-политическая МЫСЛЬ», 2005. Сс. 443-468.

[16] Тишков В.А. Этнический фактор и распад СССР: варианты объяснительных моделей // Трагедия великой державы: Национальный вопрос и распад Советского Союза / Отв. ред. Г.Н. Севастьянов / Сост. С.М. Исхаков. М.: Издательство Социально-политическая МЫСЛЬ», 2005.Сс. 588-600.

[17] Гайдар Е.Т. Гибель империи. Уроки для современной России. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОСПЭН), 2006.

[18] Пихоя Р.Г. Москва. Кремль. Власть. Сорок лет после войны. 1945 - 1985. М.: Русь-Олимп. Астрель: АСТ. 2007; он же: Москва. Кремль. Власть. Две истории одной страны. Россия на изломе тысячелетий. 1985 - 2005. М.: Русь-Олимп. Астрель: АСТ. 2007.

[19] Пихоя Р.Г.Москва. Кремль. Власть. Две истории одной страны. Россия на изломе тысячелетий. 1985 - 2005. М.: Русь-Олимп. Астрель: АСТ. 2007. С.413.

[20] Гайдар Е.Т. Гибель империи. Уроки для современной России. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОСПЭН), 2006.

[21] Шлыков В. Что погубило СССР? Американская разведка о советских военных расходах // Вестник МФИТ. № 8. 2001.

[22] Громыко А.А. В лабиринтах Кремля (воспоминания и размышления сына). М.: Автор, 1997. С.190-204.

[23] Jovic, Dejan. Jugoslavija: drzava koja odumrla: uspon, kriza i pad Kardeljeve Jugoslavije: (1974-1990). Zagreb: Prometej, 2003. S. 68.

[24] Kuljic, T. Tito: socioloskoistorijska studija. Beograd: Институт за политичке студиjе, 1998 (Beograd: Cigoja). str.187.

[25] Jovic, D. Jugoslavija: drzava koja odumrla: uspon, kriza i pad Kardeljeve Jugoslavije: (1974-1990). Zagreb: Prometej, 2003. S. 68.

[26] Jovic, D. Jugoslavija: drzava koja odumrla: uspon, kriza i pad Kardeljeve Jugoslavije: (1974-1990). Zagreb: Prometej, 2003. Str.68-69.

[27] Цит. по: Jovic, D. Jugoslavija: drzava koja odumrla: uspon, kriza i pad Kardeljeve Jugoslavije: (1974-1990). Zagreb: Prometej, 2003. Str.68-69.

[28] Kadijevic, V. Moje videnije raspada. Beograd: Politika.1993.

[29] См.: Jovic, D. Jugoslavija: drzava koja odumrla: uspon, kriza i pad Kardeljeve Jugoslavije: (1974-1990). Zagreb: Prometej, 2003. Str.71.

[30] Пихоя Р.Г.Москва. Кремль. Власть. Две истории одной страны. Россия на изломе тысячелетий. 1985 - 2005. М.: Русь-Олимп. Астрель: АСТ. 2007. С.413.

[31] Союз можно было сохранить. Белая книга: Документы и факты о политике М.С. Горбачева по реформированию и сохранению многонационального государства. / 2-е изд., перераб. и доп. М.: АСТ: АСТ Москва, 2007.

[32] См.: Гайдар Е.Т. Гибель империи. Уроки для современной России. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОСПЭН), 2006. С.277.

[33] Пихоя Р.Г.Москва. Кремль. Власть. Две истории одной страны. Россия на изломе тысячелетий. 1985 - 2005. М.: Русь-Олимп. Астрель: АСТ. 2007. С.416.

[34] См.: Николаева Т.В. Анализ югославской модели социализма в контексте причин балканского кризиса 90-х гг. [Код доступа: /http// referat.com.ru./referats/htm/z/yugoslav.htm.

[35] Подробнее см.: В.К. Волков. Узловые проблемы новейшей истории стран Центральной и Юго-Восточной Европы. М., 2000. С.227-228.

[36] Громыко А.А. В лабиринтах Кремля (воспоминания и размышления сына). М.: Автор, 1997. С.168.

[37] Димиh, Л. Историjа српске државности. Кнь. 3. Србиjа у Jугославиjи. Нови Сад: Беседа.2001 S. 454-455.

[38] Подробно см.: Dragovic-Soso, J. Spasioci nacije: intelektualna opozicija Srbije i ozivljane nacionalizma / s engleskog prevela Ljiljana Nikolic. Beograd: Fabrika knjiga, 2004.

[39] Рузов Л. Приоткрытая дверь [Код доступа:http://www.polit.ru/author/2007/04/25/eltsin.html

[40] См..: Боффа Дж. От СССР к России. История неоконченного кризиса. 1964-1994: Пер. с ит. Хаустовой Л.Я. — М.: Междунар. отношения, 1996.

[41] Павловиh, Стеван К. Србиjа: историjа иза имена. Београд: Clio, 2003. С. 228.

[42] Шахназаров Г. Указ. соч. — Гл. 11. — С. 16. Шахназаров Г. Реформы Горбачева глазами его помощника (неизданная рукопись). — Гл. VII. — С. 1.

[43] Доклад М. Горбачева см.: Октябрь и перестройка. Революция продолжается. М., 1987.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: