Этапы социальной проектной деятельности

Социальное проектирование начинается с подготовительного этапа.

Подготовительный этап

Результативность развития любой социальной системы на 70% (А.И.Пригожин) определяется отношением руководства данной системы к самой проблеме развития. Поэтому процесс социального проектирования начинается с диагностики сформированности мотивов руководства отдельных муниципальных образований к перспективам развития своего города, села, волости, области и т.д.

Такая диагностика проводится в форме информирования руководителей региона о методологии стратегического проектирования развития социального общества. В ходе такого информирования происходит самоопределение руководителя к понятиям “Социальное развитие”, “Управление социальным развитием”, “Базовые ценности развития сообщества”, “Качество жизни”, “Гражданское общество”, “Стратегические цели развития”.

Результатом этого этапа является сформированность (или ее отсутствие) готовности руководителя к принятию на себя ответственности за стратегическое развитие региона.

Готовность руководителя к принятию ответственности проявляется в решении создать специальную аналитико-проектную группу специалистов по методикам стратегического планирования. Группа создается не для написания документа, а для организации долгосрочного процесса стратегического планирования, поэтому в ее основе представлены жители данного региона специалисты в разных областях деятельности. Обучение специалистов данной группы проводится по специальным программам в консалтинговых центрах (например, МЦСЭИ “Леонтьевский центр”).

Первый этап

Вовлечение широких слоев населения региона в процесс стратегического планирования. Для этого проводится информирование населения о целях и методах стратегического планирования в СМИ, через систему образования, через систему специально создаваемой для этой цели гражданского образования горожан.

По завершении данной информационной кампании проводится мониторинг, позволяющий выявить социальный потенциал развития города, села, области. Проведение мониторинга дает возможность:

- определить количественно (в процентах) часть населения региона, связывающую судьбу с перспективами развития своей “малой Родины” (местом жительства);

- выявить социальную стратификацию этой части населения.

Второй этап

После выявления количественного и качественного состава группы населения, связывающей свои жизненные планы с перспективами развития социума, организуется их консолидация в процессе совместной работы по определению модели “качество жизни” в регионе.

Создание модели “качество жизни” организуется посредством применения как качественных, так и количественных методов работы с населением. К ним относятся, в частности: интервьюирование, социологические опросы, игротехнические мероприятия и др.

В ходе этой работы предполагается широкое вовлечение школьников к работе со взрослым населением (прежде всего со своими родителями). По результатам опросов и интервью с родителями школьники пишут сочинения “Жизненные ценности личности в моем городе”, участвуют в игре “Житель нашего города”.

Аналитико-проектная группа, обобщив все результаты работы жителей над моделью “качество жизни” в регионе, городе, селе проводит широкомасштабную работу по ее коррекции, принятию на личностном уровне, презентации.

Третий этап

На основе желаемой модели “качества жизни” жителя города (села, области и т.д.) разрабатываются критерии анализа существующего положения в городе по структурным характеристикам, составляющим данное качество жизни.

Отталкиваясь от модели желаемого “качества жизни”, можно проранжировать наиболее важные для жителей проблемы их жизни по степени значимости.

Аналогично составляется ранжированный, по мнению горожан, перечень сильных сторон жизни в городе.

На основе этой работы составляется итоговый документ - SWOT-анализ социальной ситуации в городе.

Четвертый этап

SWOT-анализ, оформленный аналитико-проектной группой в целостный документ, является отправной точкой для организации работы с различными группами горожан по выработке осознанных и согласованных направлений стратегического развития региона.

После обсуждения, коррекции, согласования и дополнения 4-7 направлений стратегического развития города становятся основой социального заказа жителей по развитию города к системе управления.

Утверждение этих направлений системой управления в качестве документа организующего и направляющего ее работу создает основу для социального партнерства в регионе между властью, обществом и горожанином.

Пятый этап

На основе согласованного и принятого на четвертом этапе социального заказа населения управленческий аппарат региона формулирует стратегические цели развития региона и разрабатывает под каждую из них целевые программы их реализации. Данные цели и целевые программы представляют собой концептуальные и процессуальные основы организации пространства социальной и личностной самореализации каждого жителя региона.

Шестой этап

Данный этап работы по социальному проектированию имеет целью создание системы гражданских инициатив, как фактора социального развития региона.

Для этого создается и реализуется специальная образовательная программа по гражданскому образованию для населения. Такая программа знакомит население региона с основными целевыми программами по его развитию, стимулирует к созданию собственных стратегических инициатив по их реализации и помогает оформить инициативы в соответствии с нормативными, финансовыми и правовыми требованиями.

Примером такой программы является реализуемая в Санкт-Петербурге образовательная программа для учащихся 10-11 классов “Основы социального проектирования”, имеющая свой районный аналог “Я буду жить и работать в Московском районе Санкт-Петербурга”.

Важнейшим элементом этого этапа является организация и проведение руководством региона конкурса социальных инициатив жителей по стратегическому развитию региона (города, села, области и т.д.). Данные социальные инициативы выступают, как адресное наполнение “снизу” целевых программ развития региона конкретными мероприятиями.

Седьмой этап

На этом этапе аналитико-проектная группа проводит обобщение всех материалов, созданных на предыдущих этапах, в согласованный жителями и системой управления регионом “Стратегический план развития города (региона, области и т.д.)”.

Стратегический план в этом случае содержит в своей структуре систему наиболее важных для развития региона социальных инициатив и систему их организационной, финансовой, информационной поддержки со стороны Администрации региона.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: