Социальная псевдонаука и методы борьбы с ней

Социальная псевдонаука и методы борьбы с ней.

Псевдонаучное знание (ПНЗ) – ненаучное знание, главным признаком которого является замещение науки.

Данному явлению присуща идеология анти сциентизм а.

Существует два вида псевдонауки (ПН): 1 – естественно-научная ПН; 2 – социально-гуманитарная (С-Г) ПН.

С-Г ПН (в шир.смысле) – социальный институт, главной целью которого является воспроизводство ненаучных знаний об обществе посредством разрушения подлинных знаний с-г науки.

Псевдонаука стремится уничтожить истинную науку, занять ее место в обществе и внедриться в систему образования.

С-Г ПН делится на:

1. Антинаука(лженаука) – система воспроизводства псевдонаучного знаний, при которой отсутствует всякая имитация науки, например религиозные, мистические знания.

2. Квазинаука (паранаука) – система воспроизводства ПНЗ при которой происходит имитация, псевдокопирование НЗ. Такое псевдознание представляется в научной форме, а методы выведения этого знания напоминают научные. Симулякр – имитация (символ замещает суть, предмет). Псевдоинститут – институт, формально воспроизводящий процесс. Идеологическая форма квазинауки – система воспроизведения научного знания при которой осуществляется копирование знания в заданных координатах. неидеологическая – свободная от каких-л. координат система воспроизводства псевдонаучного знания. Пример – «новая хронология» академика Фоменко (мат, но не истор)

3. С-Г ПН в узком смысле – система воспроизводства НЗ, при которой само псевдокопирование научного знания предстает как деформация или отклонение от частных норм научного исследования при сохранении общих норм и общего духа соц науки. Вся наука построена на подражании авторитету.

С-Г ПН – это Левиафан в образе Протея – чудовище не уловимое и потому особенно опасное.

С-Г ПН рождают три момента (фактора):

- эпистемологический (незнание науки);

- психологический (деформация его социально-психологического окружения, мировосприятия);

- социальные факторы (спрос на халтурный научный результат обществом, поощряющийся обществом).

Псевдонауки всегда поддерживают другие псевдонауки.

Методы борьбы с ней: разоблачать ее, выступать, создавать институциональные барьеры, которые не будут допускать псевдоученых, бюрократические методы. Угроза соц.псевдонауки для России весьма актуальна. Пропаганда, популяризация научных знаний. Доказывать «нелепость» псевдонауки, разоблачать ее. Нужно уделять внимание борьбе с псевдонаукой, иначе, она будет цвести и процветать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: