Философия Древнего Востока и основные особенности античной философии

Возникновение философии относится к той эпохе всёмирной истории, когда на смену первобытнообщинному строю пришёл более развитый строй – рабовладельческий. В эту эпоху в древних Индии и Китае, в Греции и Риме и других регионах стали появляться первые философские учения. Этому способствовало прежде всего накопление зачатков научных знаний, изменения в общественном производстве (развитие земледелия, ремесла, торговли), связанные с этим перемены в социально-экономических отношениях, в образе жизни людей (появление классов; первых государств). Рабовладельческий строй способствовал развитию культуры, что в свою очередь дало толчок развитию философии. Однако непосредственнымтолчком к развитию научного знания оказался острейший мировоззренческий кризис. Мифология и религия ([1.2) как формы общественного сознания не могла уже регулировать усложнившиеся социальные и экономические отношения. Возникла потребность выработать новый тип рационального мировоззрения. Инструментом построения этого мировоззрения, а точнеё картины мира, стала философия.

Древнейшими национальными философскими учениями в Китае были: даосизм, конфуцианство, легизм и др.

1. Даосизм — древнейшеё философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос. Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый Учитель), живший в конце VI — начале V вв. до н. э.

Основными понятиями даосизма являются "Дао" и "Дэ". "Дао" имеёт два значения:

• путь, по которому в своём развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира;

• субстанция ([3.2), от которой произошёл весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически ёмкую пустоту. "Дэ" — благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало "Дао" преобразовалось в окружающий мир.

Философия даосизма несёт в себе ряд основных идей:

• всё в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями;

• материя ([3.2), из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе ("всё происходит из земли и уходит в землю"), то есть сегодняшний человек вчера был воплощён в виде иных форм, существующих во всёленной — камня, дерева, частей животных, и после смерти то, из чего состоял человек, станет "строительным материалом" иных форм жизни или явлений природы;

• мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека — покой и недеяние ("у-вэй");

• особа императора священна, только император имеёт духовный контакт с богами и высшими силами; через личность императора на Китай и всё человечество сходит "Дэ" — животворящая сила и благодать; чём ближе человек к императору, тем больше "Дэ" перейдёт от императора к нём у;

• познать "Дао" и получить "Дэ" можно лишь при полном соблюдении законов даосизма, слиянии с "Дао" — первоначалом, послушании императору и близости к нём у;

• путь к счастью, познанию истины ([4.4) — освобождение от желаний и страстей;

• необходимо во всём уступать друг другу.

2. Конфуцианство — древнейшая философская школа, которая рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни.

Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 — 479 гг. до н. э., главным источником учения – произведение Лунь Юй ("Беседы и суждения").

Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом ([8.1). В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия — отношение подчинённых к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчинённым — как отца к сыновьям.

Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.

Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов:

• жить в обществе и для общества;

• уступать друг другу;

• слушаться старших по возрасту и по званию;

• подчиняться императору;

• сдерживать себя, соблюдать меру во всём, избегать крайностей;

• быть человечным.

3. Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм (школа законников, или Фацзя). Его основателями были Шан Ян (390 – 338 гг. до н. э.) и Хань Фэй (288 – 233 гг. до н. э.).

Основной вопрос легизма (как и конфуцианства): как управлять обществом?

Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путём государственного насилия, опирающегося на законы. Таким образом, легизм — философия сильной государственной власти.

Основными постулатами легизма являются следующие:

• человек обладаёт изначально злой природой;

• движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы;

• как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны;

• чтобы избежать произвола и всёобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения;

• государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся;

• основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием;

• основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы;

• законы должны быть одинаковы для всёх, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам (независимо от звания), если они нарушили законы;

• государственный аппарат должен формироваться из профессионалов (то есть чиновничьи должности должны даваться кандидатам, обладающим необходимыми знаниями и деловыми качествами, а не передаваться по наследству);

• государство ([8.3) — главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеёт право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow