| Мировоззренческая | Выработка средств мировоззренческой ориентации человека. Выработка системы взглядов на объективный мир и место в нём человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. |
| Методологическая | Выработка общеметодологических принципов исследования в области всёх частных наук. Выработка системы принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. |
| Гносеологическая | Реализуется в познавательной деятельности, направлена на правильное и достоверное познание окружающей действительности |
| Аксиологическая | Осуществляет ценностный подход к явлениям объективного мира, общественного бытия и духовной жизни человека |
| Интегрирующая | Синтезирует данные частных наук, в целях получения более общего знания. |
| Критическая | Осуществляет расширение границ познания, разрушение догм, модернизацию и увеличение достоверности знания. |
| Социальная | Объясняет причины возникновения общества, его эволюцию, структуру, движущие силы, основные противоречия и современное состояние. |
| Воспитательно-гуманитарная | Культивирует гуманистические ценности и идеалы, способствует укреплению морали, адаптирует человека к окружающему миру. |
| Прогностическая | Прогнозирование общих тенденций развития человека, сознания, познавательных процессов, природы и общества. |






