В своём развитии позитивизм прошел четыре основные стадии:
|
|
|
|
|
|
• классический позитивизм (О. Конта и Г. Спенсера). По мнению позитивистов, философия должна исследовать лишь факты (а не их внутреннюю сущность), освободиться от любой оценочной роли, руководствоваться в исследованиях именно научным арсеналом средств (как и любая другая наука), опираться на научный метод.
• махизм(Э. Мах, Р. Авенариус). Основная идея махизма — в основе философии должен лежать критический опыт (в связи с этим данное направление имеёт и ещё одно название — эмпириокритицизм). Всё предметы, явления окружающего мира представляются человеку в виде "комплекса ощущений". Следовательно, изучение окружающего мира возможно только как опытное исследование человеческих ощущений. Поэтому философия должна стать:
|
|
- во-первых, интегративной, "всёобщей" наукой;
- во-вторых, достоверной наукой об ощущениях человека, перевести абстрактные научные понятия на язык ощущений (например, масса, размер существуют не сами по себе, а есть то, что человек ощущает массой, размером).
• неопозитивизм (философы "Венского-кружка"М. Шлик, Р. Карнап, О. Нейрат, представители Львовско-Варшавской школыА. Тарский, Я. Лукасевич, а также Б. Рассел, Л.Витгенштейн).Философия должна заниматься логическим анализом языка науки, поскольку язык, как и язык науки, — главное средство, через которое человек позитивно (достоверно, научно) воспринимает окружающий мир. Основной принцип неопозитивизма — принцип верификации — сравнения всёх положений науки с фактами опыта. Лишь тогда положение, понятие имеёт смысл, представляет интерес для науки, когда его можно верифицировать — подвергнуть опытной проверке фактами.
Большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, идея, Бог) — верификации не подлежат, и, следовательно, эти проблемы являются псевдопроблемами, не имеющими достоверного научного разрешения. Они должны быть исключены из философии.
Другой основной целью неопозитивизма (помимо логического анализа языка науки) является освобождение философии от метафизических (не имеющих достоверного научного решения) проблем;
• постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун и др.). Постпозитивизм отходит от приоритетности логического исследования символов (языка, научного аппарата) и обращается к истории науки. Главная цель постпозитивизма— исследование не структуры (подобно неопозитивистам) научного знания (языка, понятий), а развития научного знания.
Философы считают, что нет обязательной взаимозависимости между истинностью теории и её верифицируемостью (возможностью проверки на фактах опыта), как и нет жёсткого противоречия между общим смыслом науки и языком науки, а также не обязательно исключать неверифицируемые (метафизические, ненаучные) проблемы из философии.
По мнению постпозитивистов, наука развивается не строго линейно, а скачкообразно, имеёт взлёты и падения, но общая тенденция направлена к росту и совершенствованию научного знания ([5.2).
Можно выделить основные проблемы современного постпозитивизма:
проблема фальсификации (следует ли отказываться от научной теории в целом при обнаружении в ней одного или нескольких ложных, оказавшихся неистинными фактов);
проблема правдоподобия научных теорий (по каким критериям проверить правдоподобность научных теорий);
проблема рациональности;
проблема соизмеримости научных теорий (по каким критериям следует выяснить родственность, соизмеримость научных теорий);
проблема понимания, нахождения общих точек зрения между представителями антагонистических теорий.
Значительный вклад в развитие философских исследований ХХ века внесла феноменология (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр). С точки зрения представителей этого направления, реальность (мир вещей) «замутняется» человеческими интерпретациями, теориями, моделями. Для организации подлинного исследования необходим особый метод – метод феноменологической редукции. Он позволяет очистить предмет от идеологических напластований и выйти к первосущностям сознания. В современной философии феноменология представлена главным образом в области учения о Бытии (М. Хайдеггер) и социальной философии (концепция «социального конструирования реальности» (А. Щюца). Структурализм (наиболее крупные его представители К. Леви-Стросс, Ф. Де Соссюр, М. Фуко, Р.О. Якобсон и др.) выдвигает в качестве задачи научного анализа выявление и изучение структуры объектов ([4.1). Эта деятельность включает ряд процедур:а) описание объекта таким, каков он есть;б) выявление инвариантных, устойчивых связей объекта;в) построение абстрактной модели объекта;г) построение динамической модели, включая генезис и прогноз будущего объекта.Структурализм преимущественно исследовал процессы деятельности, опосредствуемые общением их участников с помощью знакомых систем. Это естественные языки, первобытные социальные и культурные структуры и т.д.Применение структуралистских методов в исследовании названных выше явлений дало свои результаты. Так в лингвистике решен ряд задач, связанных с описанием бесписьменных языков, с дешифровкой неизвестных письменностей методом внутренней реконструкции языковых систем, с изучением явлений духовной культуры.К явлениям языка обращена и герменевтика (от древнегреч. germeneo – разъясняю) – искусство и теория толкования текстов, смысл которых по тем или иным причинам неясен. Наиболее видные представители течения Г. Х. Гадамер, П. Рикер.В центре внимания герменевтики проблема ответа на вопрос: что значит понимание текста? Решение этого вопроса имеёт особо важное значение для современных кибернетических, информационных систем. Гадамер, например, используя методы герменевтики, проделал большую работу по исследованию античной философии и культуры, П. Рикер применил герменевтику для исследования литературных произведений. Таким образом, в работах структуралистов и представителей герменевтики отчётливо просматривается поворот в логико-лингвистических разработках к гуманитарной проблематике. Социальная и культурная проблематика нашла своё отражение в творчестве философов-постмодернистов. К этому направлению относились Ж. Ф. Лиотар, Ж. Деррида, М. Фуко и некоторые другие. В их творчестве воплотились стремления европейской интеллигенции к идеалу полной свободы. С их точки зрения, современная культура, общество, язык представляет собой тотальную систему подавления. Жёсткость этой системы связана с тем, что человек даже не видит подавляющих его структур. У него не остаётся возможности протестовать. Для освобождения личности необходимо «обнажить механизмы власти», «разоблачить власть». Для этого в рамках постмодернизма разработана особая процедура – деконструкция. В ходе деконструкции, сопоставляя табуированные (запрещённые властью) контексты, философ получает возможность сконструировать новую реальность, свободную от насилия. Как мы видим, философия прошла в своём развитии долгий и трудный путь. Её развитие на всёх этапах самым тесным образом было связано с развитием всей духовной культуры человечества. В изложении этой темы мы постарались показать, насколько тесно было связано развитие философии в разные периоды истории с прогрессом науки, техники и культуры, какое влияние оказывали эти обстоятельства на мировоззрение философов, учёных, на общественное сознание. ***Как мы видим, философия прошла в своём развитии долгий и трудный путь. Её развитие на всёх этапах самым тесным образом было связано с развитием всей духовной культуры человечества. В изложении этой темы мы постарались показать, насколько тесно было связано развитие философии в разные периоды истории с прогрессом науки, техники и культуры, какое влияние оказывали эти обстоятельства на мировоззрение философов, учёных, на общественное сознание.