Зарубежная философия ХХ века

ХХ в. – период перехода от классической науки (XVIII–XIX в.) к современной, неклассической совпал по времени с аналогичным изменением в философии, своёобразной «переоценкой ценностей», охватившей практически всё сферы духовной культуры. Основные направления и школы зарубежной философии ХХ векаИррационализм, или «философии жизни», основы которой заложил ещё Ф. Ницше и которая получает дальнейшеё развитие во взглядах В. Дильтея, А. Бергсона, О. Шпенглера, центральным является понятие «жизни» как особой целостной реальности, не тождественной ни материи, ни духу, ни сознанию. Поэтому постичь «жизнь» рациональными средствами невозможно, она доступна лишь интуиции. Под «жизнью», «живым» понималось при этом не только единично-неповторимое развертывание конкретной жизни, но и некая космическая сила, определяемая А. Бергсоном как «жизненный порыв», сущность которого состоит в непрерывном самовоспроизведении себя и творчестве новых форм, благодаря чём у эволюция мира, природы приобретает характер «творческой эволюции».Особое место в зарубежной философии в нашем столетии занимают учения и школы, осуществившие своёобразный антропологический поворот, сделавшие центральным пунктом и основным предметом своёго философствования проблему человека ([6.1). Причём отличительная черта этих школ, по крайней мере некоторых из них, состоит в отходе от крайне абстрактного рассмотрения человека вообще и обращении к исследованию конкретных индивидов с их мыслями, переживаниями, с их страстями и настроениями.Заслугой философской антропологии, собственно экзистенциализма, персонализма, а также современной франкфуртской школы является выдвижение на первый план проблемы человека, акцентирование внимания на этой проблеме, стремление отыскать пути выхода из бесчеловечных условий его бытия. Экзистенциализм (от лат. xistential – существование)– это философия существования, причём под существованием понимается внутреннеё бытие человека, его чувства и переживания, его страсти и настроения и т.д. Идеи экзистенциализма восходят к воззрениям датского философа С. Кьеркегора и «философии жизни». Само же их зарождение произошло в России после поражения революции 1905–1907 гг. в работах Н.А. Бердяева, примкнувшего в дальнейшем к религиозному экзистенциализму, а также в трудах философа и публициста Л.И. Шестова. После Первой мировой войны экзистенциализм получил развитие в Германии (К. Ясперс, М. Хайдеггер) и позднее во Франции (А. Камю, Ж.П. Сартр).Центральной проблемой экзистенциализма считается вопрос о сущности человека ([6.3). Существование предшествует сущности, и человек обретает свою сущность сам, сам проектирует и реализует себя. И в этом смысле он свободен. Больше того, как утверждал Ж.П. Сартр, человек «обречён быть свободным», поскольку никто за него не может осуществлять выбор линии поведения, выбор своёго «Я». Отсюда вытекает ответственность человека и за свои поступки, и даже за то, что его превращение в подлинного человека не состоялось. Таким образом, экзистенциализм провозглашает активность человека, его свободу. Особое место в экзистенциализме занимает проблема поиска смысла жизни, достижения её сущности, которая раскрывается лишь через столкновение со смертью, в ситуациях, которые К. Ясперс назвал пограничными, причём само существование характеризуется в экзистенциализме как трагичное прежде всего потому, что оно конечно ([6.4).Внимание к человеку в условиях пограничных ситуаций вовсе не заслуживает только негативной оценки уже потому, что подобные ситуации в жизни совсём не редкость, а главное – смысл внимания к ним не только в том, что, как высказался один из основоположников экзистенциализма, философствовать – значит учиться умирать, но и в другом: в том, чтобы привлечь внимание человека к высшей ценности, которая ему дана, к самой жизни. Кроме того, в условиях обострения глобальных проблем само человечество приближается к своёго рода пограничной ситуации, осмысление которой во весь рост встало ныне в повестку дня.Среди главных направлений современной философии немаловажное место занимает неотомизм, чьи истоки восходят к воззрениям средневекового монаха Фомы Аквинского, философия которого в 1879 г. была провозглашена официальной философской доктриной Ватикана и католицизма. Десятилетие спустя в Лувене (Бельгия) был создан Высший институт философии, и доныне являющийся международным центром неотомизма, широкого распространённого в странах с преобладанием либо большим числом католиков (Франция, ФРГ, США, страны Латинской Америки).Представители неотомизма (Жан Маритен, Этьен Жильсон, Ван Стеёнберген и др.) усматривают главную цель в философском обосновании христианского вероучения. Иначе говоря, во главу угла честно и открыто возводится принцип: «Философия – служанка богословия».В качестве высшей реальности в неотомизме рассматривается «чистое бытие» как духовное, божественное первоначало. Изыскания неотомистов приводят к признанию Бога первопричиной бытия и первооснователем всёх без исключения философских категорий. Мир предстает как иерархическая, разделённая на ступени система. Низшую, самую несовершенную ступень занимает природа, материя, высшую – сверхчеловеческий дух, абсолютное сознание, сверхсознание, которым творится всё существующеё.Тяготея к объективному идеализму ([1.4), неотомизм характеризует материю как нечто чисто пассивное, лишённое всякой определённости. Высшей формой (формой всёх форм) признаётся внешний по отношению к материи Бог. Наука, по мнению неотомистов, должна заниматься лишь изучением низшей ступени мира, дабы логически подойти к естественнонаучному подтверждению существования, бытия Бога. При этом верхняя граница, дозволенная в познании науки, определяется достаточно чётко: науке «разрешено» лишь частичное познание, вскрытие лишь вторичных причин и внешней связи событий, да и то осуществляемое при непрерывной работе «внутреннего цензора», интеллект человеческий с интеллектом божественным. Такова современная версия томистского принципа гармонии веры и разума, религии и науки.Нельзя обойти вниманием ещё один узел проблем, являющихся предметом оживлённых дискуссий в зарубежной философии. Он связан с различиями в оценке такого важнейшего явления современности, как наука. Одна из позиций и в данном споре сводится к культу науки и техники, к возрождению былого культа разума. Концепции подобного рода получили название сциентистских (от лат. scientia – наука), суть которых сводится к тому, что прогресс науки ([5.1) и техники будто бы автоматически приведёт к разрешению всёх трудных проблем и острых противоречий общественной жизни. Однако 70–80-е годы обнаружили, что следствия ускоряющегося развития науки и техники далеко не так безоблачны, как это представлялось ранеё. Обострение глобальных проблем, особенно экологической, с особой силой высветило углубляющиеся противоречия общества и природы, техносферы и биосферы. Между тем влияние прогресса науки и техники на общественную жизнь действительно противоречиво. Сегодня ясно, что ни безбрежный оптимизм, ни безысходный пессимизм в оценке влияния научно-технического прогресса на ход истории не могут быть приняты. Установление оптимального места и роли НТП в жизни общества сегодня и в обозримой перспективе остаётся в наши дни одной из центральных задач философии, поскольку от характера решения этой задачи во многом зависит: быть или не быть земной цивилизации.Мы подошли к одному из основных направлений философии нашего столетия – к позитивизму, хотя истоки его уходят в сравнительно далекое прошлое. Сам «термин «позитивизм» происходит от лат. positivus – положительный. Позитивизм — направление философии, зародившеёся в 30-е — 40-е годы XIX в. и выступающеё за то, чтобы философия была освобождена от научных черт и опиралась только на достоверное научное знание. Основателем позитивизма считается Огюст Конт(1798 — 1857).

В своём развитии позитивизм прошел четыре основные стадии:

• классический позитивизм (О. Конта и Г. Спенсера). По мнению позитивистов, философия должна исследовать лишь факты (а не их внутреннюю сущность), освободиться от любой оценочной роли, руководствоваться в исследованиях именно научным арсеналом средств (как и любая другая наука), опираться на научный метод.

• махизм(Э. Мах, Р. Авенариус). Основная идея махизмав основе философии должен лежать критический опыт (в связи с этим данное направление имеёт и ещё одно название — эмпириокритицизм). Всё предметы, явления окружающего мира представляются человеку в виде "комплекса ощущений". Следовательно, изучение окружающего мира возможно только как опытное исследование человеческих ощущений. Поэтому философия должна стать:

- во-первых, интегративной, "всёобщей" наукой;

- во-вторых, достоверной наукой об ощущениях человека, перевести абстрактные научные понятия на язык ощущений (например, масса, размер существуют не сами по себе, а есть то, что человек ощущает массой, размером).

неопозитивизм (философы "Венского-кружка"М. Шлик, Р. Карнап, О. Нейрат, представители Львовско-Варшавской школыА. Тарский, Я. Лукасевич, а также Б. Рассел, Л.Витгенштейн).Философия должна заниматься логическим анализом языка науки, поскольку язык, как и язык науки, — главное средство, через которое человек позитивно (достоверно, научно) воспринимает окружающий мир. Основной принцип неопозитивизма — принцип верификации — сравнения всёх положений науки с фактами опыта. Лишь тогда положение, понятие имеёт смысл, представляет интерес для науки, когда его можно верифицировать — подвергнуть опытной проверке фактами.

Большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, идея, Бог) — верификации не подлежат, и, следовательно, эти проблемы являются псевдопроблемами, не имеющими достоверного научного разрешения. Они должны быть исключены из философии.

Другой основной целью неопозитивизма (помимо логического анализа языка науки) является освобождение философии от метафизических (не имеющих достоверного научного решения) проблем;

постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун и др.). Постпозитивизм отходит от приоритетности логического исследования символов (языка, научного аппарата) и обращается к истории науки. Главная цель постпозитивизма— исследование не структуры (подобно неопозитивистам) научного знания (языка, понятий), а развития научного знания.

Философы считают, что нет обязательной взаимозависимости между истинностью теории и её верифицируемостью (возможностью проверки на фактах опыта), как и нет жёсткого противоречия между общим смыслом науки и языком науки, а также не обязательно исключать неверифицируемые (метафизические, ненаучные) проблемы из философии.

По мнению постпозитивистов, наука развивается не строго линейно, а скачкообразно, имеёт взлёты и падения, но общая тенденция направлена к росту и совершенствованию научного знания ([5.2).

Можно выделить основные проблемы современного постпозитивизма:

проблема фальсификации (следует ли отказываться от научной теории в целом при обнаружении в ней одного или нескольких ложных, оказавшихся неистинными фактов);

проблема правдоподобия научных теорий (по каким критериям проверить правдоподобность научных теорий);

проблема рациональности;

проблема соизмеримости научных теорий (по каким критериям следует выяснить родственность, соизмеримость научных теорий);

проблема понимания, нахождения общих точек зрения между представителями антагонистических теорий.

Значительный вклад в развитие философских исследований ХХ века внесла феноменология (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр). С точки зрения представителей этого направления, реальность (мир вещей) «замутняется» человеческими интерпретациями, теориями, моделями. Для организации подлинного исследования необходим особый метод – метод феноменологической редукции. Он позволяет очистить предмет от идеологических напластований и выйти к первосущностям сознания. В современной философии феноменология представлена главным образом в области учения о Бытии (М. Хайдеггер) и социальной философии (концепция «социального конструирования реальности» (А. Щюца). Структурализм (наиболее крупные его представители К. Леви-Стросс, Ф. Де Соссюр, М. Фуко, Р.О. Якобсон и др.) выдвигает в качестве задачи научного анализа выявление и изучение структуры объектов ([4.1). Эта деятельность включает ряд процедур:а) описание объекта таким, каков он есть;б) выявление инвариантных, устойчивых связей объекта;в) построение абстрактной модели объекта;г) построение динамической модели, включая генезис и прогноз будущего объекта.Структурализм преимущественно исследовал процессы деятельности, опосредствуемые общением их участников с помощью знакомых систем. Это естественные языки, первобытные социальные и культурные структуры и т.д.Применение структуралистских методов в исследовании названных выше явлений дало свои результаты. Так в лингвистике решен ряд задач, связанных с описанием бесписьменных языков, с дешифровкой неизвестных письменностей методом внутренней реконструкции языковых систем, с изучением явлений духовной культуры.К явлениям языка обращена и герменевтика (от древнегреч. germeneo – разъясняю) – искусство и теория толкования текстов, смысл которых по тем или иным причинам неясен. Наиболее видные представители течения Г. Х. Гадамер, П. Рикер.В центре внимания герменевтики проблема ответа на вопрос: что значит понимание текста? Решение этого вопроса имеёт особо важное значение для современных кибернетических, информационных систем. Гадамер, например, используя методы герменевтики, проделал большую работу по исследованию античной философии и культуры, П. Рикер применил герменевтику для исследования литературных произведений. Таким образом, в работах структуралистов и представителей герменевтики отчётливо просматривается поворот в логико-лингвистических разработках к гуманитарной проблематике. Социальная и культурная проблематика нашла своё отражение в творчестве философов-постмодернистов. К этому направлению относились Ж. Ф. Лиотар, Ж. Деррида, М. Фуко и некоторые другие. В их творчестве воплотились стремления европейской интеллигенции к идеалу полной свободы. С их точки зрения, современная культура, общество, язык представляет собой тотальную систему подавления. Жёсткость этой системы связана с тем, что человек даже не видит подавляющих его структур. У него не остаётся возможности протестовать. Для освобождения личности необходимо «обнажить механизмы власти», «разоблачить власть». Для этого в рамках постмодернизма разработана особая процедура – деконструкция. В ходе деконструкции, сопоставляя табуированные (запрещённые властью) контексты, философ получает возможность сконструировать новую реальность, свободную от насилия. Как мы видим, философия прошла в своём развитии долгий и трудный путь. Её развитие на всёх этапах самым тесным образом было связано с развитием всей духовной культуры человечества. В изложении этой темы мы постарались показать, насколько тесно было связано развитие философии в разные периоды истории с прогрессом науки, техники и культуры, какое влияние оказывали эти обстоятельства на мировоззрение философов, учёных, на общественное сознание. ***Как мы видим, философия прошла в своём развитии долгий и трудный путь. Её развитие на всёх этапах самым тесным образом было связано с развитием всей духовной культуры человечества. В изложении этой темы мы постарались показать, насколько тесно было связано развитие философии в разные периоды истории с прогрессом науки, техники и культуры, какое влияние оказывали эти обстоятельства на мировоззрение философов, учёных, на общественное сознание.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: