Отечественная философская мысль в XI–XIX вв.: основные этапы и особенности её развития

Ограниченность места заставляет нас сосредоточиться на рассмотрении, причём достаточно схематичном, развития русской философии, которая первоначально складывалась в Киевской Руси как философия восточнославянских народов. Основные этапы развития русской философии Первый этап (XI–XVII вв.) включает два периода – древнерусский, связанный с культурой Киевской Руси и средневеково-русский, относящийся к культуре Московской Руси. Русская философия возникла в Киевской Руси в ХI в., причём, начало процессу было положено крещёнием в 988 году и обретением письменности. Это в свою очередь предопределило воздействие византийской культуры и философии на формирование философской мысли. До XVIII в. развитие философии шло преимущественно в рамках религиозной традиции либо в различных формах протеста против этой традиции, т.е. в различных ересях. Одна из первых попыток изложения начал практической философии была предпринята в «Поучении» князя Владимира Мономаха, содержащем этический кодекс поведения мирян и одновременно определённые рекомендации политического и экономического характера.В XIV в. значительное влияние на русскую мысль оказал исихазм (от греч. isixia – безмолвие), пришедшеё из Византии религиозное движение, включавшеё практику безмолвной монашеской молитвы, учение о взаимодействии бога и мира, бога и человека как творения бога. В этот период начинается изучение природы души и страстей человеческих, влекущих человека ко греху.В XV–XVI вв. представители «новгородско-московской ереси» принесли на Московскую Русь идеи политической философии, содержащей мысли об идеале государя, советующегося с приближёнными, но больше полагающегося на тайное искусство управлять.Параллельно выкристаллизовывалась мысль (особенно после захвата Константинополя турками) об исключительности исторического места России как центра православия, а светской власти – как его оплота. Это нашло своё выражение в концепции игумена одного из псковских монастырей Филофея о том, что «Москва – третий Рим».В царствование Ивана IV получили дальнейшеё развитие принципы неограниченного самодержавия как в практике и трудах самого царя, так и в работах его современников. XVII век, особенно, период после завершения смутного времени, отмечен формированием идеи мирской ответственности «всей земли», а не только царя за состояние дел в государстве. Новые взгляды на царскую власть высказывал патриарх Никон, утверждавший приоритет духовной власти в сравнении со светской. Этот период также отмечен рождением идеи самобытности славянского мира, развитой Крижаничём, который одновременно высказывал мысли о превращении Руси в объединителя всёх славян. Второй этап (XVIII в. – первая четверть XIX в.) соответствует культуре эпохи Ренессанса. Реформы Петра I явились важным поворотом в развитии русской философской мысли. Немалое значение имел уже сам факт смены идеала православной «Святой Руси» идеалом сильного светского государства. Оригинальные и вместе с тем выходящие за рамки богословской традиции философские взгляды развивают М.В. Ломоносов (1711–1765), Г.С. Сковорода (1722–1794) и А.Н. Радищев (1719–1802). М.В. Ломоносов развил основы «корпускулярной философии», искал возможности примирения религии и науки при сохранении самостоятельности последней.Г.С. Сковорода, выпускник Киево-Могилянской академии, сосредоточил свои усилия на вопросе о смысле и цели человеческого бытия в мире([6.4). Проблему человека, его души особенно подробно рассмотрел А.Н. Радищев в своём труде «О человеке, его смертности и бессмертии», обнаружив при этом основательное знакомство с западноевропейской философией. Рассматривая человека в его связях с природой, А.Н. Радищев одновременно подчёркивает его способность видеть во всём присутствие бога. Он приводит доводы как в пользу смертности души, так и её бессмертия, придерживаясь в своей философии деизма. Третий этап (ХIX в.). Вторая четверть XIX в. открывает важнейший период в развитии русской философии. Оригинальность идейного содержания и вместе с тем более тесная связь с проблематикой западноевропейской философии нового времени – таковы её характерные черты. Русская философия этой поры предстает как многообразие доктрин и учений, группирующихся вокруг полюса целостности с упором на религиозные ценности, монархию и общинное начало и полюса индивидуальности с акцентом на самоценности личности, на материалистических установках и т.д. У истоков философии этого этапа стоял П.Я. Чаадаев (1794–1856), автор «Философических писем», в которых он выступает как критик самодержавия. В его взглядах сочетаются элементы философии целостности, поскольку он возлагает надежды на религию и философию индивидуальности, отстаивает самоценность личности ([6.3).В 30–40 г. названные выше полюса оформляются окончательно и открыто противостоят друг другу. С одной стороны, это славянофилы (И.В. Киреёвский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков). Всё они тяготеют к полюсу целостности. Отрицательно и критично относясь к существующим российским порядкам, они в то же время акцентировали внимание на самобытности России. В качестве её идеальных устоев славянофилы рассматривали православие как мировоззренческую базу([1.2); монархию – в качестве политической основы и наилучшего государственного устройства и, наконец, крестьянскую общину как сочетание личностного и коллективного начал в жизни крестьян.На противоположном полюсе группировались западники Т.Н. Грановский, В.Г. Белинский, М.А. Бакунин, А.И. Герцен – философы светские, тяготеющие к материализму и атеизму ([1.4). Они положили начало традиции русского просвещёния, осознали необходимость развития и обогащения российской культуры. Идеалы и ориентиры западников решительно отличаются от установок славянофилов: ставка не на религию, а на науку, взгляд на человека не с позиций религии, а с позиций физиологии и антропологии. Это отчётливо видно у А.И. Герцена, аналогичные взгляды развивает В.Г. Чернышевский. Наконец, ставка на демократию, на утопический социализм и революционное действие.Особое место во второй половине XIX века занимает религиозная философия. Один из её представителей К.Н. Леонтьев предлагал ужесточить религиозные требования к человеку, настаивал на сохранении монархии, православия в качестве суровой аскетической веры и, наконец, поземельной общины.Продолжая линию религиозной философии, Н.В. Фёдоров и Л.Н. Толстой особое внимание уделяют религиозно-нравственным проблемам. Однако достижение этой цели они мыслят по-разному. Л.Н. Толстой – через рациональную религию как синтез христианства и восточных религий, как новое жизнепонимание, основанное на любви к человеку и непротивлении злу насилием. Н.Ф. Фёдоров, напротив, ищет опору в православии, а братство людей достигается, согласно его взглядам, на путях «всёобщего синтеза», объединяющего теоретический и практический разум, бога, человека и природу, науку и искусство в религии.Основные тенденции русской религиозной философии XIX века впитала в себя философия В.С. Соловьёва. Социальный идеал Соловьёва – свободная теократия или всёленская церковь, объединяющая православие, католицизм и протестантизм и утверждающая тем самым конечную стадию истории – богочеловечество. Он призывал не только видеть и выявлять зло, но и противостоять ему.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: