Предисловие. Свобода и зависимость

Свобода и зависимость

Эта книга предназначена, прежде всего, для подростков и взрослых, интересующихся проблемой употребления веществ, вызывающих зависимость: табак, алкоголь, наркотики, а также для педагогов, желающих вести занятия по профилактике употребления этих веществ.

В основу книги положены беседы, которые проводились в школах города Талдома. В книге мне хотелось бы передать хотя бы отчасти атмосферу живой беседы со школьниками. Такая манера изложения материала сохраняется в начале книги и по ходу книги постепенно меняется до более сухого изложения теоретического материала о природе наркомании в конце книги. Такая манера изложения связана с тем, что, на мой взгляд, после предварительного введения подростков в эту тему требуется более серьезный разговор о наркомании.

В книге почти всегда слово «наркотики» будет использоваться как для обозначения тех веществ, которые называются наркотиками в узком смысле этого слова, так и для обозначения табака и алкоголя. И табак, и алкоголь – это самые настоящие наркотики, поскольку и зависимость, и механизм появления зависимости, и вред, наносимый организму, по своей сути совершенно такие же, как и у наркотиков, традиционно именуемых так. Отличия только количественные, но никак не качественные.

Один из читателей рукописи этой книги с упреком высказался, почему в книге не дается религиозная оценка курения, алкоголизма и наркомании, почему не говорится четко и ясно, что все эти явления – грех. Поэтому в конце книги помещена глава «Духовная сторона наркомании» для тех, кого интересует вопросы духовной жизни.

В книге вопрос употребления наркотиков практически не будет обсуждаться с религиозной точки зрения, но, прежде всего, с позиции здравого смысла, медицины и психологии.

Тема борьбы с наркоманией все более и более становится актуальной. На борьбу с наркоманией, на профилактику от наркозависимости бросаются огромные средства, но эффективность подавляющего большинства программ очень мала. После года тщательного изучения литературы, видеоматериалов на наркологическую тему появился этот цикл бесед со школьниками. Не могу утверждать о высокой эффективности этих бесед, – об этом вообще можно говорить только через несколько лет. Автор не ставил перед собой цель создать такие беседы, после которых все перестанут курить, пить и употреблять наркотики. В рамках бесед это сделать, конечно, невозможно. Все дело в том, что в процессе борьбы с разного рода зависимостями подчас повторяется огромное количество различных заблуждений и мифов, которые не только могут перечеркнуть профилактическую работу, но и навредить молодым людям. Поэтому при написании этой книги ставилась простая цель: избегая самых главных ошибок, дать подросткам некий материал для размышления, который поможет им не поддаться на влияние ложных психологических установок, навязываемых окружающим миром, и тем самым дать возможность самостоятельной и объективной оценки действия наркотиков.

Очень хорошо эта цель выражена авторами одной из книг по алкоголю (Сугоняко А. П., Пашов В. И, Рехлова Г. П. Методические рекомендации в помощь лектору, преподавателю народного университета по проведению антиалкогольной пропаганды среди учащихся общеобразовательных школ. Красноярск, 1985):

«“Мастерство нравственного воспитания, – писал В. А. Сухомлинский (1918–1970), – заключается в том, чтобы ребенка с первых шагов его школьной жизни убеждали, прежде всего, его собственные поступки, чтобы в словах воспитателя он находил отзвуки собственных мыслей, переживаний, рождающихся в процессе активной деятельности”, в том числе связанной и с употреблением алкоголя.

Однако существующие сегодня методические рекомендации и материалы в помощь лектору изобилуют примерами и цифрами будущего, а не настоящего ущерба, наносимого тем семьям, трудовым коллективам, члены которых употребляют алкоголь. При этом, в лучшем случае, умалчивается, что происходит с психикой людей в момент алкоголизации.

Нашими исследованиями установлено, что школьники, употреблявшие вино, пребывание в алкогольном опьянении расценивают как неприятное состояние. А их здоровая субъективная оценка действия алкоголя в имеющейся литературе по алкоголизму НЕ ВОЗВЫШАЕТСЯ, а наоборот, ПРИНИЖАЕТСЯ, так как за норму берется оценка действия спиртного больными людьми или лицами с низким уровнем культуры и нравственности.

Этой основополагающей точке зрения в нашей работе придается первостепенное значение.

В антиалкогольном обучении и воспитании следует стремиться поставить подростка на голову выше тех, кто вооружен представлениями о якобы возможном “приятном” пребывании в алкогольном опьянении. Задача сегодняшнего дня – добиться того, чтобы стыдно было находиться в алкогольном опьянении, как бывает неприятно человеку с высокой санитарной культурой садиться за стол для приема пищи с грязными руками. <…> Предлагаемая система противоалкогольного знания <…> помогает осмеять тех, кто в алкогольном опьянении стремится получить удовольствие.

Очень трудно переубедить людей, если симптомы острого отравления спиртными напитками, в силу глубокого заблуждения, они начинают принимать за удовольствие. Повторяем, что этот СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН ИЗВРАЩЕНИЯ ЗДОРОВОЙ ОЦЕНКИ АЛКОГОЛЯ НА БОЛЬНУЮ занимает основное место в содержании данного цикла лекций».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: