Рамочная конвенция

Прежде чем идти дальше, я хочу узнать ваше мнение еще по одному вопросу. Как вы думаете, где больше курят: в России или в Европе? Сначала голосуют те, кто считает, что курят больше в Европе. Теперь те, кто считает, что курят больше в России. Видно, что подавляющее большинство считает, что в России курят больше. Я думаю, что те, кто проголосовал за то, что в России курят меньше, хоть и не правы, но, тем не менее, настоящие патриоты. Я тоже очень бы хотел проголосовать за то, что у нас курят меньше. Но, увы: в России курят больше. Хотя так было не всегда. Уверен, что в советские годы мы курили меньше Европы.

Сейчас, когда едешь по Москве, спускаешься в метро, идешь по улице, то огромное количество рекламных щитов о прекрасных свойствах табака со всех сторон смотрят на человека. В рекламе одной табачной фирмы присутствуют слова: «Вкус, объединяющий мир». Создается впечатление, что весь цивилизованный мир курит, и только мы, Россия, еще отстаем в этом процессе. Но все обстоит иначе. У такого количества рекламы, да и у такого количества самой табачной продукции есть простая причина. В последние годы во всем цивилизованном мире идет ужесточение борьбы с табакокурением. Табачная индустрия не хочет терять доходы, и всю свою мощь направляет на россиян, еще не понявших, что происходит в этом сфере. А происходит следующее.

Слышал ли кто-нибудь из вас такое словосочетание: «Рамочная конвенция»? Нет?! И, скорее всего, не услышите. На информацию о Рамочной конвенции в нашей стране наложен запрет. Только какие-то маленькие статеечки, может быть, кратко и упомянут о конвенции, но серьезных материалов вы в средствах массовой информации не найдете. Хотя в Европе, да и во всем мире, о ней сейчас говорят очень много.

Что такое Рамочная конвенция? Эта Конвенция разрабатывалась несколько лет, была сформулирована окончательно в 2003 году, и своей целью ставит борьбу с табакокурением. Два года разные страны становились участниками этой Конвенции, пока 27 февраля 2005 года ее не подписало необходимое число стран, и она вступила в силу. На момент вступления Конвенции в силу ее участниками уже стали 57 стран, в которых проживают 2,3 млрд. человек. С этого момента тем странам, которые ратифицировали конвенцию, дается три года на то, чтобы они у себя привели законодательство в соответствие с принципами Рамочной конвенции, и во всю силу началась борьба с курением. И борьба эта уже набирает силу во всех цивилизованных странах.

Давайте вместе подумаем, а как можно бороться с курением? Предположим, вы становитесь президентом какой-нибудь страны, и вы хотите искоренить курение. Как вы будете действовать, какие меры можно придумать?

Мнение первое (мнения высказываются обычно самими детьми): запретить рекламу. Очень верное направление мысли. Рамочная конвенция предполагает, что в течение пяти лет после ее вступления в силу в стране, принявшей ее, должны быть приняты соответствующие законодательные, исполнительные, административные и иные меры по запрету рекламы табачных изделий. Предполагается ввести полный запрет на рекламу по радио, телевидению, в печатных средствах массовой информации и, по возможности, в других средствах информации, таких как Интернет.

Большое значение придается упаковке и маркировке табачных изделий. Вспомним, кто видел пачки сигарет, что там написано? Правильно: «Минздравсоцразвития предупреждает…». На самом деле это жутко беззубая фраза, да и печатается она иногда бледными буквами и мелким шрифтом. В России сейчас на каждой пачке сигарет находится одна основная и одна дополнительная предупредительные надписи, которые должны занимать не менее 4% площади поверхности пачки. Конвенция же предполагает, что антиреклама должна занимать желательно 50% площади, но не меньше 30%. Это будут не просто надписи, но и рисунки или фотографии. Существуют образцы таких пачек, которые уже выпускаются в некоторых странах. Ведь еще до принятии Конвенции некоторые страны ввели подобные меры, например, Бразилия, Канада, Сингапур.

Вот фотография сигарет в Сингапуре. На фотографиях, занимающих 50% площади пачки, приводятся страшные последствия курения: рак полости рта, недоношенный ребенок с трубками вокруг головы, рожденный от мамы-курильщицы и т. д. Диапазон тем достаточно широк: он охватывает все сферы жизни, куда распространяется пагубное влияние табака. Там же даются телефоны организаций, которые помогают избавиться от вредной привычки. Сейчас я пущу по рядам листочек с этими фотографиями, чтобы рассмотрели их поближе.

Уже несколько лет такой же вид имеют пачки сигарет, выпускаемые в Бразилии. Здесь законодательно запрещено курить в общественных местах. Кроме того, там давно уже действует категорический запрет на рекламу сигарет в газетах и на телевидении. Ранее похожие меры начали практиковаться в Канаде. Например, на сигаретных пачках напечатали настолько жуткие изображения деформированных внутренних органов, что некоторые курильщики даже начали прятать сигареты в чехлы. Примечательно, что, по данным канадских врачей, треть из тех, кто бросил курить в прошлом (2006-м) году, признались, что визуальная пропаганда в какой-то степени на них повлияла. Именно в Канаде впервые в предупреждениях стали использоваться фотографии. Канадская модель была использована в качестве образца и в Европейском Союзе.

Недавно комиссар ЕС по делам здравоохранения Дэвид Бирн представил эскизы нового оформления сигаретных пачек, которое вскоре станет обязательным для всех производителей табака для европейцев. Всего предлагается использовать 42 фотографии, иллюстрирующих вредное воздействие курения на человека. Сейчас я пущу по рядам второй листочек с этими образцами будущих пачек. Таким образом, через несколько лет во всей Европе пачки сигарет будут иметь вот такой вид. Фотографии сопровождаются надписями: «Курильщики умирают молодыми», «Продолжительность жизни курильщика сокращается в среднем на 14 лет», «Курение разрушает артерии и вызывает инфаркт сердца», «Курение вызывает рак легких», «Курение вызывает сильную зависимость, не начинай», «Прекращение курения снижает возможность сердечной недостаточности», «Курение приводит к длительной и мучительной смерти» и т. д.

В рекламе теперь нельзя будет использовать приемы, вводящие в заблуждение или создающие неправильное впечатление о характеристиках табачного изделия, воздействии на здоровье, опасностях или выделяемых продуктах. Теперь нельзя включать такие термины, как «с низким содержанием смол», «легкие», «очень легкие» или «мягкие», и т. д.

Кстати, ради рекламных целей табачные фирмы идут на разные уловки. Например, все чаще производятся сигареты с маркой «легкие», «ультралегкие», в результате чего у курильщиков создается впечатление, что есть менее вредные сигареты. В США было возбуждено два расследования по поводу двух марок «безвредных» сигарет, в результате было выявлено, что даже при уменьшении никотина и одного из вида токсических веществ общая токсичность сигарет не уменьшалась, поскольку этих веществ несколько десятков. Многие вещества не могут быть удалены из-за того, что они синтезируются только во время горения табака. А в результате рекламы «безвредных» сигарет, многие бросившие курить вновь заинтересовались табачными изделиями. В Америке года два назад родственники одной умершей 73-летней курильщицы подали в суд на фирму, рекламировавшую «менее вредные» сигареты. Курильщица имела множество болезней, большинство которых связано с курением. Родственники обвиняли фирму, что в результате рекламы ее сигарет родственница не бросила курить совсем, а перешла на «легкие» сигареты. На суде табачная фирма отговорилась тем, что нигде не говорила о меньшей вредности сигарет, но говорила лишь о легкости их вкуса.

Как вы думаете, какими еще мерами можно уменьшить курение?

Мнение второе: запретить курить в общественных местах. Действительно, это очень важная мера. В конвенции есть целый раздел, называемый «Защита от воздействия табачного дыма», где оговаривается эта проблема.

Научные данные недвусмысленно подтверждают, что воздействие табачного дыма является причиной смерти, болезней и инвалидности. Поэтому страны принимают меры по защите людей от воздействия табачного дыма на рабочих местах внутри помещений, общественном транспорте и в закрытых общественных местах, и в соответствующих случаях в других общественных местах. Во многих странах мира уже идет процесс запрета табакокурения в общественных местах. Например, в Нью-Йорке в 2003 году было запрещено курить в барах и ресторанах, с 2002 года повышались налоги на сигареты, в результате всех мер в мае 2004 года в Нью-Йорке число курильщиков за год снизилось с 21.6% до 19.3%, а объем продаж снизился на 13%, что говорит о том, что те, кто продолжают курить стали делать это реже. Заметим, что в России процент курящих, благодаря мощному рекламному напору табачной индустрии, в полтора раза больше, чем в Нью-Йорке. После принятии Конвенции по Европе прокатилась волна подобных запретов. Большинство европейских стран приняли меры по запрету курения в общественных местах. Никакого возмущения народа по поводу введения подобных мер нигде не наблюдалось.

Вот, например, подборка новостей из Интернета по антикурительной тематике только за март 2005 года. Именно в это время по всему миру прошла очередная волна борьбы с курением, видимо, вызванная принятием Рамочной конвенции. Средства массовой информации (к сожалению, только иностранные) не могли умолчать об этом.

В марте 2004 года введен запрет курения на всех закрытых рабочих местах в Ирландии. Через год опрос показал, что 80% курильщиков считают эту меру справедливой, и что рабочие места стали чище.

Январь 2005 года. В Италии запрещено курение в барах, ресторанах, офисах и других общественных местах. Запрет не вызвал ни у кого неудовольствия. Проверки показывают, что запрет соблюдается практически везде.

Март 2005 года. Бельгийские работодатели требует исключить время перекуров из рабочего времени, и, например, продлить рабочий день курильщикам на пятнадцать минут, чтобы восполнить перекуры.

Июль 2004 года в штате Массачусетс вступил в силу закон, запрещающий курение на рабочих местах, а также в барах и ресторанах. Владельцы ресторанов предрекали снижение своих доходов, говоря, что есть у них будут теперь меньше, так как люди не смогут курить во время еды. Через год выясняется, что доходы ресторанов в среднем по штату повысились на 10%. (Думаю, что, вопреки прогнозам владельцев ресторанов, курившие продолжали ходить в рестораны, но теперь стали ходить еще и те, кто не переносит табачного дыма и раньше ни за что бы не пошел туда обедать. – Авт.)

Март 2005 года во Франции некоторые фирмы запрещают курение на территории фирм по требованию самих работников. По оценке одной медицинской страховой компании во Франции курящий служащий увеличивает на 1000 евро в год расходы фирмы. Сюда входят и затраты на уборку, и оплата перекуров, и оплата больничных, которые курильщик берет в два раза чаще.

Март 2005 года. Англия. Бесплодные пары получают государственную поддержку и могут проходить бесплатный курс лечения, стоимость которого очень велика. Но курящие пары лишаются возможности получать бесплатное лечение.

У нас, под воздействием западных фильмов, сложилось мнение, что если придешь в бар, ресторан, то там можно свободно пить и курить. Это мнение уже не соответствует действительности. В развитых западных странах курить в кафе, барах, ресторанах категорически запрещено. Пиво, виски или коньяк, купленное в баре, ты заливаешь себе в глотку и только себя травишь этим зельем, а табачным дымом из твоей сигареты будут дышать все окружающие. А это нарушение свободы человека, что для свободолюбивого Запада не очень приемлемо.

В начале 2007 года несколько раз мне приходилось слышать новости по борьбе с курением в нашей стране. Удивляло, что, во-первых, Рамочная конвенция ни разу не упоминалась, как будто мы единственные во всем мире, кто решил бороться с курением. Во-вторых, меры, которые предполагалось ввести в нашей стране, были явно не самыми эффективными, хотя эффективные меры благодаря разработке Рамочной конвенции уже давно известны. Было ясно, что все эти российские меры нужны были только для того, чтобы пустить пыль в глаза.

амочная конвенция не купоминалась

Давайте подумаем дальше, какие еще могут быть меры по борьбе с курением?

Мнение третье: запретить продажу несовершеннолетним. Но вообще-то продажа несовершеннолетним уже запрещена, вы, наверное, имеете в виду то, что этот запрет не очень-то соблюдается. Кстати во многих странах Европы продажа спиртного и табака разрешена только с 21 года. Конвенция определяет, чтобы в законах, принятых в странах-участниках, было требование, чтобы все продавцы табачных изделий помещали внутри пункта продажи на видном месте четкое объявление о запрете продажи табачных изделий несовершеннолетним и, в случае сомнения, требовали у каждого покупателя табачных изделий предъявить документ, подтверждающий достижение им совершеннолетия, установленного законом. Должна быть запрещена продажа табачных изделий любым способом, который обеспечивает прямой доступ к таким изделиям, например, с полок магазинов, как в магазинах самообслуживания. Должны быть запрещены изготовление и продажа конфет, закусок, игрушек или иных предметов в форме табачных изделий, которые привлекают внимание несовершеннолетних. Должны быть также запрещены продажа сигарет через автоматы, бесплатная раздача, поштучная продажа сигарет.

Пока вы не назвали еще одной важной меры. Поэтому я ее подскажу. Посмотрите на фотографию с сигаретами из Сингапура. Какая цена под сигаретами? – 10.5$, 12.5$, 11.0$.

Мнение четвертое: повышение цен. Страны, принявшие Конвенцию, начинают ценовую политику по борьбе с курением. Прежде всего, это создание обстановки, когда курить становится невыгодным и дорогим удовольствием. Например, во многих странах, которые уже ведут борьбу с табакокурением, цены на пачку сигарет примерно в десять раз больше, чем в России. Если у нас цены на пачку не поднимаются, как правило, больше 30 рублей, а многие дешевые папиросы стоят всего 5–6 рублей, то в этих странах пачка сигарет стоит 11–13 долларов (300–350 руб.). На курильщика начинают смотреть, как на сумасшедшего, который тратит такие огромные деньги на то, чтобы загубить свое здоровье.

Эта мера очень эффективна по борьбе с детским курением. Исследователи проблемы курения давно отмечают, что повышение цен резко сокращает детское курение. Подростки, не имея средств купить полную пачку, стараются покупать сигареты поштучно, но это тоже запрещено, в том числе даже действующим российским законодательством.

Кроме повышения цены, согласно Конвенции, будет повышение и налогов на сигареты, что должно создать невыгодные условия для табачного бизнеса. Эта мера, между прочим, очень справедлива, поскольку от табачных изделий государство несет огромное количество убытков, прежде всего, из-за снижения работоспособности людей и больших затрат на их лечение. Поэтому справедливо, если тот, кто наживается на здоровье людей, будет тратиться на поддержание их здоровья.

Подскажу еще некоторые меры. Если вы внимательно слушали подборку новостей по антикурительной теме, то могли услышать некоторые меры. Вспомните, бельгийские работодатели требовали исключить время перекуров из рабочего времени и, например, продлить рабочий день курильщикам на пятнадцать минут, чтобы восполнить перекуры, а во Франции оценили, что курящий служащий увеличивает на 1000 евро в год расходы фирмы. Сюда входят и затраты на уборку, и оплата перекуров, и оплата больничных, которые курильщик берет в два раза чаще. Работодатели все больше понимают, что курильщик не выгоден как работник. Поэтому уже сейчас при приеме на престижную работу, где хозяин может выбирать среди желающих работать, начинают брать именно некурящих. Курильщикам остаются только непрестижные места. А курильщикам также могут снижать выплаты по медицинскому страхованию, или требовать увеличения размеров отчислений на медицинское страхование. Человек сам травит себя, он чаще болеет и страхователям приходится гораздо чаще оплачивать лечение своих курящих клиентов. В Беларуси в одном из городов ввели такую меру. На медицинской карточке курящего пациента ставится особая печать. Теперь, попадая к специалисту, он будет сразу знать, что имеет дело с курильщиком. Отношение к пациенту будет соответствующее. И вполне вероятно, что он не раз услышит в кабинете врача: «Я вам, конечно, лечение некоторое назначу, но помните, что пока не бросите курить, никакой гарантии на выздоровления я не даю».

Ну и напоследок расскажу, какие страны еще не подписали Рамочную конвенцию. Это Китай, Таджикистан, Узбекистан, Россия… Почему эти страны не делают этого? О Таджикистане и Узбекистане я пока ничего сказать не могу. А вот в Китае есть определенные причины. Страна решает проблему перенаселения, семьям не дают рожать больше одного ребенка. И правительство, видимо, особо не озабочено тем, чтобы беречь свой народ. Поэтому в Китае продаются сигареты с самыми жуткими показателями уровня смол и вредных веществ, – там и не думают о сокращении табакокурения. Наверняка, здесь задействованы и огромные суммы взяток со стороны табачной промышленности. Ведь каждый четвертый житель земного шара – китаец. И терять такой огромный рынок сбыта они не хотят.

По этой же причине не подписывается Конвенция и Россией. Транснациональные табачные гиганты инвестировали в российскую табачную промышленность более 2 млрд. долларов и контролируют до 90 процентов российского рынка. Эксперты утверждают, что в России ситуация осложняется еще и тем, что дешевые сигареты более доступны по цене, чем проезд в городском общественном транспорте или продукты питания. В развитых странах мира курильщик проходит «финансовый ценз» (во многих странах Европы пачка сигарет стоит около 11 евро), тогда как в России в каждом киоске можно найти пачку сигарет, которая стоит не больше 10 рублей. В Европе и в других частях света уже началось сокращение курения, вскоре этот процесс еще усилится, особенно к 2010 году, когда пройдет 5 лет после вступления в силу Конвенции. И куда девать всю эту табачную продукцию? Ни один производитель не пойдет на сокращение производства и закрытие своих заводов. Поэтому огромные средства бросаются на подкуп чиновников, на очень дорогую рекламу, чтобы не потерять такие рынки сбыта, как Китай и Россия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: