Главное — социальная справедливость

Видя в свободном соревновании и в регулирующей роли рынка не только решающие факторы динамического роста производства и управления экономикой, но и предпосылку для решения проблемы социальной справедливости, ордолиберализм по-новому поставил вопрос о распределении национального дохода. В противовес классическому либерализму он с самого начала учитывал все значение социальной проблемы в обществе, опирающемся на разделение труда. Внимательный анализ показал, что отрицательные последствия, вызванные игнорированием классическим либерализмом социальных вопросов, восстановили против него ту часть общества, которая наряду с предпринимателями в конечном счете больше всех других заинтересована в бурном росте производства, т. е. рабочих. Именно вызванный либерализмом невиданный рост производства и связанное с ним улучшение материального положения широких масс населения недвусмысленно показали, что недовольство своим состоянием и критика существующих условий определяются отнюдь не в первую очередь вопросами материального характера. К материальному достатку люди скоро привыкают и начинают считать его чем-то само собою разумеющимся. И заслуга либерализма в отношении бурного роста производства была быстро забыта,— тогда как безмерная эксплуатация, имевшая место в раннюю эпоху либерализма, в представлении людей навсегда осталась его непременным спутником. Вместе с тем попытки решения проблемы социальной справедливости введением обязательного государственного страхования и с помощью разных форм благотворительности повлекли за собой, с одной стороны, серьезное нарушение равновесия на рынке, а с другой — они не способствовали росту самосознания широких масс населения, чувствовавших себя только объектом благотворительности. Разрешение социальной проблемы,—и в первую очередь вопроса о справедливости,— как показал прошлый опыт, с помощью только повышения материального благосостояния общества невозможно.

Поэтому ордолиберализм и настаивает на осуществлении экономического соревнования в наиболее «чистой» форме. Ордолиберализм считает, что социальная политика не может быть только «довеском» к экономической политике общества: она должна быть составной частью политики, имеющей целью создание общего порядка, в котором протекает экономический процесс. Или, как заметил Вальтер Эйкен: «Правильно понятая социальная политика имеет универсальный характер». Высокая производительность всего народного хозяйства является, конечно, необходимой предпосылкой социальной политики: для распределения нужно иметь то, что можно распределять, т. е. обилие материальных благ. Но вопрос, как мы видели, заключается не только в высокой производительности всего хозяйства: справедливость наступает тогда, когда все (или почти все) члены общества ощущают, что они соответственно своим заслугам пользуются частью социального продукта, что они выполняют полезную деятельность и являются поэтому равноправными и необходимыми членами общества.

По мнению ордолиберализма, несправедливые доходы и несправедливое обогащение — следствие не наличия частной собственности на орудия и средства производства, а тех или иных форм монополизации рынка. Несправедливое положение на рынке, когда отдельные группы производителей получают прибыль, создающуюся в результате не конкуренции (ведущей к образованию минимальных цен), а своего монопольного положения, неизбежно приводит и к нарушению справедливого распределения результата общественного труда.

Подобная ситуация ясно видна в странах централизованного планирования и управления экономикой. В этих странах лица, обладающие политической властью, и группы, в которых власть заинтересована (и в свою очередь заинтересованные в сохранении данной власти), пользуются несравненно большей частью национального дохода, чем предприниматели и политическая элита в странах с частной собственностью на орудия и средства производства. В связи с этим Вальтер Эйкен заметил: «Частная собственность может вести к несправедливому распределению,— коллективная собственность обязательно ведет к нему».

Целью социальной политики, по мнению ордолиберализма, должно быть создание условий, которые обеспечивали бы уверенность всех членов общества в завтрашнем дне, гарантировали бы им как можно больше «индивидуальной безопасности». Достижение этого возможно прежде всего при систематической поддержке возникновения мелких и средних состояний. Твердая валюта, сохраняющая свою покупательную способность, должна стимулировать сбережения прежде всего членов общества, работающих по найму, и помогать их «обрастанию» небольшими состояниями. Собственный дом и участок земли, достаточно высокие сбережения— материальный результат этой политики. Государственная помощь, т. е. помощь со стороны всего общества, в форме ли пособий в случае безработицы и потери трудоспособности, или в форме пенсий по обеспечению старости, оправдана только тогда, когда в силу тех или иных обстоятельств человек оказывается не в состоянии обеспечить себя и свою семью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: