Вместо самотека — правопорядок

В этой ситуации ордолиберализм выдвигает свою положительную концепцию, исходя из представления о принципиальной возможности создания гармонического порядка, в рамках которого должен протекать экономический процесс. Ордолиберализм считает, что человек (т. е. на практике все члены общества) способен устанавливать гармонию во взаимоотношениях между людьми. Это возможно, однако, не при следовании определенной схеме или плану, не при желании создать «идеальное общество», и не при предоставлении всей жизни «самотеку», а лишь по пути возможно более широкого развития личной инициативы в рамках обязательного для всех порядка. Различные взгляды и устремления, интересы и способности, сталкиваясь друг с другом и влияя друг на друга, на практике создают то гармоническое равновесие, которое наиболее отвечает н реальному положению вещей, и фактическим чаяниям всех членов общества, при условии, что никто не имеет права узурпировать права других людей.

Это представление о возможности осуществления,— пусть несовершенной, но зато наиболее демократической,— гармонии во взаимоотношениях между людьми в их экономической деятельности ордолиберализм унаследовал от классического либерализма. Но, как мы видели, критика классического либерализма со стороны Эйкена н его школы была направлена против исключительности тезиса о свободной конкуренции — и она подчеркивала недооценку классическим либерализмом того огромного значения, которое имеет культурная деятельность общества для развития и регулирования его экономического и политического уклада. Поэтому созданное либерализмом общество, как считает ордолиберализм, не было обществом свободного соревнования участников производственного процесса, так как оно руководилось принципом: «действуй каждый, кто как хочет».

В знаменитой формуле Джона Стюарта Милля, говорящей, что единственной свободой, заслуживающей этого названия, является право «стремиться к своему благополучию по своему собственному желанию до тех пор, пока этим мы не умаляем возможности или направленные к той же цели устремления других людей», ордолиберализм, в противовес классическому либерализму, подчеркивает вторую часть, указывающую на ограничение свободы действий одного члена общества тогда, когда его свобода начинает стеснять свободу другого члена общества. (Как гласит старая английская пословица: «Свобода одного человека кончается там, где начинается свобода другого»). В этом состоит родство и в то же время отличие ордолиберализма от его предшественника.

Руководствуясь представлением о центральной задаче экономики, как задаче удовлетворения потребностей людей при наличных возможностях, и видя в проблеме управления хозяйственной жизни первейшую задачу экономической политики, ордолиберализм предлагает свои методы для создания условий гармоничного развития экономической жизни. Он требует введения такого порядка, при котором соревнование между участниками экономической деятельности осуществлялось бы в наиболее чистой форме,— т. е., чтобы оно не могло нарушаться или извращаться монополизацией рынка той или другой группой людей или предприятий. Каждая попытка нарушения возможности свободного соревнования должна государством пресекаться.

Формой для создания такого порядка ордолиберализму служит правовое государство. Так же, как своими законами оно создает рамки свободного общества, в котором действуют отдельные свободные личности, оно должно создавать и рамки для соревнования участников экономического процесса. Все, что мешает свободе соревнования и противодействует развитию свободной инициативы каждой личностью, все, что служит монополизации отдельных отраслей экономики, а этим и монополизации рынка, должно преследоваться с такой же последовательностью, с какой преследуются уголовные преступления и нарушения гражданского права.

Таким образом, ордолиберализм в свободном соревновании больших и малых производителей видит не только наиболее эффективный стимул для максимального использования всех наличных духовных и материальных ресурсов, но и наиболее соответствующий как природе человека, так и принципу свободы порядок. При нем происходит динамический отбор более способных и деятельных членов общества, что, в свою очередь, создает наилучший, в данных условиях, справедливый общественный порядок, дающий каждому человеку возможность пользоваться тем, что он заслужил благодаря своим способностям, своему умению и дарованиям. Личные заслуги, а не чья-то воля сверху, успех, достигнутый в экономическом соревновании, а не «наследственные права» — вот принцип, на котором, в понимании ордолиберализма, зиждется справедливость. Поэтому он и стремится создать такие условия, при которых возможности для «старта» у каждого члена общества были бы наиболее благоприятными и по существу одинаковыми.

Отсюда и та огромная роль, которую отводит ордолиберализм рынку как регулятору и чуткому сейсмографу экономики. Только на рынке отдельный предприниматель, будь то крестьянин, ремесленник, фабрикант или работник свободной профессии, не говоря уже о рабочих и служащих, может ориентироваться для составления планов использования своих личных и производственных возможностей (или планов своей жизни, карьеры). Но рынок может выполнять эту роль только при стабильном финансовом состоянии,— тогда, когда главной задачей финансовой политики государства является предотвращение возможностей для скрытой, а тем более открытой инфляции или дефляции. Поэтому наряду с законодательством, обеспечивающим свободу соревнования, ордолиберализм в качестве неотъемлемой части выдвигаемого им порядка требует ведения твердой финансовой политики. Цены на рынке должны отражать реальное соотношение между спросом и предложением, т. е. они должны быть зеркалом, показывающим, чего обществу недостает. А это возможно только при твердой валюте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: