Самотек и порядок

После этого общего и по необходимости поверхностного анализа идейного и материального состояния Западной Германии накануне реформ 1948 года, может стать понятным, почему победа осталась в конце концов за Людвигом Эрхардом и выдвинутой им теорией «социального рыночного хозяйства», несмотря на сопротивление многих политиков, ученых-экономистов и оккупационных властей.

Вместе с тем,— и здесь, видимо, надо искать причину блестящего успеха реформ 1948 года,— идея «социального рыночного хозяйства» не была чем-то случайным, рожденным условиями трудного момента. Напротив, она опиралась хотя и на молодую, но всесторонне разработанную и законченную в своей внутренней логике теорию. Эта теория, являющаяся немецкой ветвью так называемого «неолиберализма» или «социального либерализма», была названа ее ведущим представителем, крупным немецким экономистом Вальтером Эйкеном (1891—1950), «ордолиберализмом» (от латинского «ордо» — «порядок», в смысле заложенного в построении мира общего порядка, образующегося из взаимоотношений частей мира с последним его смыслом, целью). К рассмотрению этой теории мы теперь и перейдем; это необходимо уже потому, что существует довольно распространенное мнение о большом сходстве между господствующей в Западной Германии структурой народного хозяйства и «классическим либерализмом» прошлого века.

Поскольку реформы Людвига Эрхарда не были импровизацией и опирались на законченную социальную философию, постольку их успех или неуспех должен давать и ответ на вопрос о правильности или ошибочности лежащей в их основе общественной теории. Иначе говоря: успех эксперимента «социального рыночного хозяйства» — это одновременно и демонстрация принципиальной справедливости определенной социальной и экономической теории, а тем самым и ее приемлемости для других стран в качестве организующей идеи при создании соответствующих условий хозяйственной и общественной жизни.

Ордолиберализм понимает себя, как трансформацию и одновременно преодоление классического либерализма. Он стремится плодотворно развивать опыт промышленных стран за последние сто пятьдесят лет, как в части организации экономики, развивающейся под влиянием прогресса науки и техники, так и в части общественных отношений, меняющихся в процессе индустриализации и быстрого роста населения. Одной из своих задач он ставит сохранение и плодотворное развитие основного принципа либерализма — конкуренции производителей, считая, что только она может быть динамическим началом, обеспечивающим быстрое и наиболее целесообразное развитие производства. Иначе, однако, относится ордолиберализм к центральной идее классического либерализма — к предоставлению полной экономической и политической свободы каждому члену общества, как предпосылке благосостояния всего общества. Подобное решение социально-экономической проблемы ордолиберализм осуждает по ряду причин, указывая на губительные последствия этой идеи для народного хозяйства и на невозможность разрешить таким путем важнейшие вопросы общественно-политической жизни в интересах всех членов общества.

Ордолиберализм критикует экономические установки классического либерализма прежде всего потому, что неограниченная конкуренция ведет к нарушению регулирующей роли рынка. Опыт прошлого века и начала нынешнего показал, что усиление отдельных экономических единиц в ходе хозяйственного развития той или иной страны часто приводит к созданию монополистических объединений,— последние начинают в том или ином виде диктовать цены рынку и этим не только уменьшают возможность возникновения новых предприятий, но и подвергают всю систему цен зависимости не от действительных затрат, а от различных устремлений заинтересованных и обладающих экономической мощью групп. Из-за этого рынок перестает быть ориентиром для всего народного хозяйства; реальные цены все более и более превращаются в «фиктивные»; динамика развития производства, из-за сужения рамок конкуренции, понижается, а потребитель (фактически все население страны), лишаемый возможности выбора товаров, теряет и возможность воздействия на экономический процесс. Иначе говоря: ничем не ограниченная конкуренция сначала содействует бурному развитию хозяйственной жизни, а затем превращается в помеху для гармоничного развития всех отраслей народного хозяйства.

Вместе с тем именно в том бурном росте производства, который принесла с собой победа классического либерализма над меркантилизмом прошлых эпох, ордолиберализм видит самое яркое подтверждение жизненности и правильности принципа конкуренции, как динамического начала в экономике. Так же высоко оценивает ордолиберализм роль рынка, как регулятора всей хозяйственной жизни, видя в нем чуткий и демократический метод организации экономики, обеспечивающий наиболее низкие цены при максимальной производительности народного хозяйства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: