Сократ (469-399 гг. до Р.Х.) ничего не писал, он просто беседовал с людьми. Поэтому о его взглядах мы можем судить только по трем источникам – по Платону, Ксенофонту и комедии Аристофана "Облака".
Осознать свою миссию помог Сократу ответ Оракула на вопрос его друга: "Кто из эллинов самый мудрый?" – "Мудр Софокл, мудрей Еврипид, а мудрее всех Сократ". Сократ был смущен и удивлен, он вовсе не считал себя мудрым. Он стал размышлять: "Что же он хочет сказать бог, говоря, что я мудрее всех? Ведь не лжет же он?"
Чтобы разрешить недоумение, Сократ обратился к одному выдающемуся политику, но скоро понял, что этот человек кажется мудрым многим, особенно самому себе, но на самом деле он не мудр. Попытка доказать это политику привела лишь к тому, что в его лице Сократ нажил себе врага. То же было и с другими. В результате Сократ пришел к заключению, что мудрость – удел Божества, а Оракул лишь хотел сказать, что из людей всего мудрее тот, кто подобно Сократу знает, что ничего поистине не стоит его мудрость.
|
|
С кротостью и добродушием Сократ заговаривал с людьми, как человек, желающий поучиться. Задавая вопрос за вопросом, он принуждал их высказывать противоположное тому, что они вначале утверждали, и доводил их до косвенного признания, что они ничего не знают в той области, в которой мнят себя такими сведущими. Сознание своего невежества и есть начало истинной мудрости. Хотя Сократ ничему не учил, он помогал рождению истины в других людях, поэтому свой метод философствования называл повивальным искусством – майевтикой.
После бесед с Сократом человек ставил под сомнение не только свои знания, но и самого себя: ценности, во имя которых живет, свой образ жизни. Как это выразил Алкивиад в диалоге «Пир»: «Мне казалось – нельзя больше жить так, как я живу». Речи Сократа жалят сердце, словно змея, приводят душу в состояние неистовства и философского опьянения, вызывают в человеке потрясение и переоценку ценностей. Ведь для Сократа главное – не получить определенные знания, а жить определенным образом. Этот призыв «жить достойно» заключен не столько в разговорах, сколько в самом образе жизни Сократа.
Поведение Сократа было нестандартным во многих отношениях. В 432 году афинское войско вело тяжелую осаду города Потидеи. Непривычный холодный климат, нехватка продовольствия изматывали войско. Даже закаленные в сражениях воины жаловались и роптали. Один Сократ оставался невозмутимым: он был одет как и дома, никогда не кутался, ходил босиком. Ему нипочем были ни голод, ни суровая погода. Солдаты подозревали даже, что Сократ над ними издевается. Стараясь найти в Сократе хоть одно уязвимое место, они заставляли его пить с ними, но и здесь он не уступил им, причем никто никогда не видел его пьяным.
|
|
Сократ обладал, очевидно, способностью оставаться счастливым при любых обстоятельствах. Он умеет насладиться достатком, но, когда приходится терпеть лишения, он чувствует себя так же хорошо, как и тогда, когда всего было достаточно.
Однажды в воинском лагере афиняне оказались свидетелями странной сцены. С раннего утра Сократ стоял погруженный вразмышление. Во время раздачи ужина воины наметили, что он все еще не сдвинулся с места. Некоторые, желая знать, сколько он продержится, легли спать под открытым небом. А Сократ стоял как изваяние, только на следующее утро, когда солнце осветило равнину, он очнулся от своего транса, совершил молитву и удалился.
Есть и другие свидетельства об умении Сократе целиком погружаться в себя. Сократ никогда не говорил, что открывалось ему во время таких состояний, но одной таинственной стороны своей жизни он касался часто. По его словам, он временами ощущал в себе присутствие какого-то божественного существа – "даймониона". Сократ обладал натурой уравновешенной и даже рассудочной, голос же даймониона и умение предсказывать будущее были связаны с опытом не рационального порядка. Если он усматривал какое-то указание от богов, то уговорить его поступить вопреки этому указанию было труднее, чем уговорить взять проводника слепого и не знающего дороги вместо зрячего и знающего. Да и других, кто поступал вопреки указаниям богов из опасения дурной славы у людей, он называл глупцами.
Сократ предстал перед судом по обвинению в том, "что он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества и повинен в том, что развращает юношество". Совершенно бесстрашный перед лицом смерти, как всегда, снисходительный и слегка ироничный, он говорил, что человеку, который приносит хотя бы малую пользу, не следует принимать в расчет смерть, надо думать лишь о том, справедливо ли он поступает. Он был приговорен к смерти и должен был выпить кубок цикуты. Друзья стремились спасти Сократа, но бежать он отказался.
Без колебаний выпил он яд, утешая плачущих учеников. Тело его постепенно теряло чувствительность, но он по-прежнему оставался невозмутимым. Последними словами его были: "Критон, мы должны Асклепию петуха. Так отдайте же, не забудьте..." Петуха приносили в дар богу Асклепию по выздоровлении; очевидно, Сократ имел в виду, что смерть – это выздоровление для лучшей жизни в вечности.
Платон (427-347 гг. до Р.Х.) происходил из царского рода по отцу и был потомком законодателя Солона по матери. В юности занимался стихами, музыкой, живописью, но, послушав Сократа, сжег все свои поэтические сочинения и посвятил себя только философии. После смерти Сократа Платон много путешествовал, был в Египте, Италии, на Сицилии. Затем организовал в Афинах школу в роще, посвященной герою Академу, по имени которого школа стала называться Академией.
Свою философию Платон изложил в виде диалогов, в которых главным действующим лицом выступает Сократ.
Позади видимых форм, изменчивых и несовершенных, он видел совершенные формы, доступные только духовному взору, служащие вечными образцами для видимого. Платон первый из греческих философов подчеркивает различие между сущностью и явлением, между тем, что поистине существует, и тем, что существует, но не имеет истинного бытия. Истинным бытием обладает неизменный мир "эйдо-сов" - образцов, идей, сущностей; согласно этим образцам создаются изменчивые, не обладающие истинным бытием, чувственно воспринимаемые вещи. Материя, из которой они создаются – это только возможность, а не действительность, она неопределенна, бесформенна и пассивна.
|
|
Высшый эйдос – Благо, к которому все стремится и благодаря которому все имеет свое бытие. Само благо выше всякого бытия, недоступно разуму. Благо – это единое, благодаря которому возможна множественность идей.
Чтобы проиллюстрировать соотношение мира вещей и мира идей, Платон предлагал следующий образ.
В пещере спиной к выходу сидят люди, прикованные так, чтобы не было возможности обернуться. Перед глазами у них только голая стена, на которую падают их тени и тени тех, кто проходит по дороге мимо входа в пещеру, узники не знают, что есть еще какой-то мир, кроме того мира теней, который они наблюдают. Если кто-то из них, каким-то образом освободившись, выходит на свет – он сначала ослеплен, ничего не может разобрать, но потом его глаза привыкают к свету и до него доходит истина. Он бросается обратно в пещеру и пытается все объяснить своим бывшим товарищам по несчастью. Но они не собираются ему верить, они принимают его за обманщика или сумасшедшего.
В таком положении оказывается мистик-философ, чей взор проникает сквозь видимость вещей к их сущности.
Душу можно уподобить окрыленной парной упряжке и возничему. У богов кони и возничие благородных кровей, у прочих – смешанного происхождения, один конь прекрасен, благороден (высшая сторона души), другой обладает противоположными качествами (страсти и желания). Души богов, хотя живут внутри неба, могут подниматься в занебесную область, и созерцать сущность, не имеющую границ и очертаний, подлинное бытие, зримое лишь разуму – кормчему души. Насладившись созерцанием подлинного бытия, душа вновь опускается во внутреннюю область неба. Остальным душам трудно достигать края неба, так как один из коней, причастный страстям, всей тяжестью тянет к земле. Душа то возносится, то опускается, одно видит, а другое – нет. На этих полях истины пастбище для лучших сторон души, и этим подпитываются крылья. Если же душа исполнится забвения и зла, она отяжелеет, утратит крылья и упадет на землю, где вселится в земное тело.
|
|
Познавать (в земной жизни) означает припоминать. Образование понятий в сознании человека – это акт припоминания эйдосов, которые душа созерцала до рождения. Внешние объекты, которые мы воспринимаем с помощью органов чувств, являются только толчком для припоминания.
Четко различаются знание и мнение. Первое связано с идеями, второе с чувственным миром. Знание приводит к абсолютной истине, мнение касается только поверхности вещей.
Космос сотворен и конечен. Создатель (демиург) придал ему порядок. Мир – это живой организм, он обладает душой, в которой господствуют числовые отношения и гармония.
Обо всем этом высказываются персонажи в диалогах, что из этого можно считать философией самого Платона? В VII Письме он говорит о своей философии, как о неком образе жизни, и утверждает, что о самом главном он не написал сочинения, так как это знание, которое не может быть выражено в словах.
Платон оказал такое влияние на всю последующую европейскую философию, что некоторые ее называют "рядом примечаний к Платону".
Аристотель (384-322 гг. до Р.Х.) был великим систематизатором, который первый отказался от яркого метафоричного языка, от литературной формы и стал писать скучные научные трактаты. Стиль его отличается систематичностью, прозаичностью и критичностью.
Аристотель происходил из города Стагиры, отец его был врачом при дворе македонского царя. Учился 20 лет в Академи Платона, но не принял платоновского мировоззрения ("Платон мне друг, но истина дороже"). Три года был воспитателем Александра Македонского, потом в Афинах создал свою школу под названием Ликей, так как она находилась на территории гимнасия, примыкавшего к храму Аполлона Ликейского. После смерти Александра афиняне набросились на всех друзей царя, в том числе, на Аристотеля, обвинив его в неверии. В отличие от Сократа, Аристотель не стал дожидаться приговора и уехал на остров Эвбея, где через год умер.
Аристотель подверг критике "теорию идей" Платона: платоновская идея, по его мнению, являясь сущностью вещи, оторвана от самой вещи. Сам он попытался создать теорию, согласно которой сущность находится в самих вещах.
Каждую конкретную вещь он представлял как единство "материи" и "формы". Форма – сущность вещи, она нематериальна, но не является чем-то внешним по отношению к материи. Вещь – это оформленная материя.
Противоположность "формы" и "материи" относительна. Медь может выступать материей по отношению к шару и формой по отношению к физическим элементам. Иерархия форм приводит к высшей, последней форме – перводвигателю, или Богу.
Каждое движение имеет своей причиной другое движение, поэтому должен существовать неподвижный источник всякого движения. Перводвигатель не нуждается для своей деятельности в существовании других тел, он сам есть энергия. В нем нет ничего косного, никакой материи, он – чистое мышление.
Аристотель различает 4 вида причин: материальную, формальную, производящую и конечную (целевую). Например, если архитектор строит дом, материал – это материальная причина, план дома – формальная, архитектор – производящая, а законченное здание – конечная причина.
Натурфилософия (философия природы) Аристотеля телеологична (от греч. telos – результат, цель и logos - учение), то есть мировой процесс направляется к единой цели, и каждое изменение предполагает цель, к которой стремится. Целенаправленное движение природы осуществляется бессознательно.
Вопросы о материи, форме, причинах входят в учение о неизменных сущностях, которое Аристотель называл "первой философией". В собрании Андроника Родосского, составившего список произведений Аристотеля, сочинение, содержащее эти вопросы, находилось "после физики", поэтому было названо Андроником "Метафизикой". Название закрепилось, а позже получило особый смысл – как учение о принципах бытия, не раскрываемых физикой, и стало синонимом философии вообще.
Аристотель полагал, что природа состоит из четырех элементов: огня, воздуха, воды и земли; однако есть еще и пятый – эфир, который заполняет все мировое пространство и из которого состоят небесные тела. Он обладает неизменностью и совершенством.
Аристотель отверг гелиоцентрическую идею, он считал, что в центре шарообразного мира находится неподвижная шарообразная Земля, вокруг которой вращаются сферы с закрепленными на них планетами и небом со звездами. Эта космическая схема впоследствии была разработана Птолемеем и принята до XVI века.
Для Аристотеля, как для врача, не было мелочей. Он описал около 500 животных, выстроив их на "лестнице природы" от простых к сложным, и кое-что в его описаниях загадочно. Он говорит о таких жилках в теле насекомого, которые мы можем увидеть только в микроскоп.
Душа - это "форма", причина и сущность живого тела. Способности души – растительная, способность ощущения, движения и разумная (душа может иметь одну, некоторые или все четыре способности). Кроме последней, способности души не могут существовать без тела. Относительно же ума и способности к умозрению можно сказать, что они иной род души и могут существовать отдельно, как вечное – отдельно от преходящего. Разумной душой обладает только человек.
Искусство для Аристотеля имело познавательное значение, и в этом он расходился с Платоном, противопоставлявшим искусство и познание. Искусство воспроизводит действительность, высший вид искусства – трагедия, которая путем катарсиса (греч. очищение) облагораживает чувства человека.