double arrow

Упражнения и задачи

(второй уровень понимания материала)

1. В зависимости от чего подразделяют индийские философские учения на ортодоксальные и неортодоксальные?

2. Объясните соотношение категорий буддийской философии: состояние нирваны и активности (направленной на свою жизнь).

4. В чем сущность учения Будды, и в чем разница между махаяной и хинаяной?

5. Какие космогонические идеи явились основой религиозно-философского мировоззрения древних китайцев?

6. Что обозначает в повседневной жизни китайцев формула Конфуция «Управлять - значит поступать правильно»?

7. Что принимали за первоначало («архе») следующие философы: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Демокрит, Гераклит?

8. Против чего были направлены апории Зенона?

9. Кто такие софисты и в чем значение их учения?

10. На что были направлены философские рассуждения Сократа?

11. В чем суть объективно-идеалистической теории Платона?

12. В чем видел Аристотель сущность вещей?

13. В чем состоит концептуальное различие классического и эллинистического этапа философии?

14. Какие философские проблемы объединяют школы ранне-эллинистического периода и в чем различие их философских взглядов?

15. Прокомментируйте слова философов:

Гераклита:

• «Многознание уму не научит».

• «Лучшие люди одно предпочитают всему: вечную сла­ву - бренным вещам, а большинство объедается, как скоты».

• «Все течет, все изменяется».

Демокрита:

• «Тому, кто будет властвовать над другими, надлежит сначала властвовать над собой».

• «Глупым лучше повиноваться, чем повелевать».

• «Лучше надежды образованных, чем богатство невежд».

Фалеса:

• Эфиопы пишут своих богов черными и курносыми, фракийцы -голубоглазыми и русыми. Если бы быки, львы и кони имели руки и могли ими рисовать и ваять как люди, тогда их боги были бы похожи на быков, львов и лошадей.

Пифагора:

• «Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости».

• «Беседу следует вести так, чтобы собеседников из врагов делать друзьями, а не друзей - врагами».

2.9. Тестовые задания

(третий уровень понимания материала)

1. Из перечисленных философских школ Индии указать ортодоксальную.

1) чарвака-локаята;

2) буддизм;

3) джайнизм;

4) веданта.

2. Сидхартха Гаутама Шакьямуни – создатель:

1) конфуцианства;

2) буддизма;

3) мусульманства

4) йоги.

3. Укажите древнекитайский философский текст.

1) «Упанишады»;

2) «Книга перемен»;

3) «Книга мертвых»;

4) «Типитака».

4.«Теория недеяния» - основной принцип:

1) даосизма;

2) буддизма;

3) кофуцианства;

4) моизма.

5. В V в. до н. э. существовало сто философских школ в:

1) Индии;

2) Египте;

3) Китае;

4) Греции.

6. Первоначальный атеизм представлен в учении:

1) Аристотеля;

2) Зенона;

3) Сократа;

4) Ксенофана.

7. Высказывание «В ту же реку дважды не войдешь» принадлежит античному философу:

1) Пифагору;

2) Гераклиту;

3) Платону;

4) Фалесу.

8.Утверждал, что всякое понятие о движении противоречиво, а, следовательно, не истинно:

1) Эпикур;

2) Сократ;

3) Зенон;

4) Аристотель.

9.Впервые в центр философии ставит проблему человека как морального существа:

1) Протагор;

2) Платон;

3) Сократ;

4) Зенон.

10.Полагал, что есть вечные и идеальные ценности бытия:

1) Гераклит;

2) Протагор;

3) Фалес;

4) Платон.

11. По своему мировоззрению Платон был:

1) объективным идеалистом;

2) субъективным идеалистом;

3) скептиком;

4) материалистом.

12. Логику сделал орудием познающего разума:

1) Протагор;

2) Платон;

3) Зенон;

4) Аристотель.

13. Свобода и управление своими чувствами - главные принципы философской школы античности:

1) софистов;

2) стоиков;

3) эпикурейцев;

4) киников.

Модуль 3. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ, ВОЗРОЖДЕНИЯ, НОВОГО ВРЕМЕНИ И ПРОСВЕЩЕНИЯ.

Вы будете изучать:

· Развитие философской мысли Средневековья и ее основные религиозно- философские направления.

· Философию Возрождения и ее главные особенности.

· Философию Нового времени и ее характерные черты онтологии и гносеологии.

· Философию английского, французского и немецкого Просвещения.

Цели модуля:

· Дать представления о концептуальном различии философской мысли эпохи Средневековья и Нового времени.

· Изучить тенденции развития философии эпохи Средневековья, Возрождения, Нового времени и Просвещения.

· Усвоить основные характеристики философской мысли в череде веков.

После изучения модуля Вы сможете:

· Знать персоналии и терминологию философии Средневековья, Возрождения, Нового времени, Просвещения.

· Выявлять сходство и различие философских концепций этих эпох.

· Знать специфику философских направлений.

· Выявлять тенденции культурной взаимосвязи бытия и сознания.

· Ориентироваться в огромном множестве мнений, верований и ценностей.

· Иметь представления о философах, внесших большой вкладе в культуру мирового мыслительного процесса.

Литература


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: