Функции религии

Во-первых, религия является способом понимания и объяснения как природы, так и общества, а также самого человека.

Во-вторых, религия объединяет людей и формирует религиозно-нравственные ценности, определяющие поведение людей.

В-третьих, религия оказывается психологически необходимой человеку, наделяя его жизнь смыслом и помогая смириться с конечностью земного существования.

Все когда-либо существовавшие религии можно разделить на два основных типа: политеизм (многобожие) и монотеизм. Исторически первым было представление о существовании множества богов, управляющих миром, т.е. монотеизм (единобожие). Три монотеистических религии являются мировыми религиями: буддизм, христианство и мусульманство. Мировыми их делает не столько их распространённость, хотя у каждой из них сотни миллионов верующих, сколько возможность принятия каждой из них любым человеком, независимо от национальности.

Мировые религии представляют собой высший этап в развитии религиозного сознания. Древнейшей мировой религией был буддизм, возникший в IV- Vвв. до н.э. Основателем учения считается индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший имя Будда (просветлённый). Христианство возникает в I в. н.э., в центре его вероучение о богочеловеке Иисусе Христе. Мусульманство (ислам) возникло в VII в. н.э., и его основателем был пророк Мухаммед.

Предметом познания философской антропологии является человек в многообразии всех его свойств, одним из которых является вера. Философы размышляли о боге на протяжении столетий. Их интересовало можно ли доказать существование Бога или можно его принять только на веру. Важнейшими из доказательств являются два: доказательства от причины и онтологический аргумент. В доказательстве от первой причины, предложенном в средние века Фомой Аквинским, утверждается, что идея Бога необходима как первопричина всех явлений. Однако, материалистическое направление в философии предполагает, что можно мыслить материю как причину самой себя, а в качестве источника развития предполагать противоречия. Онтологический аргумент был сформулирован Ансельмом Кентерберийским: «Если Бог существует в уме как идея совершенного Сущего, то он должен существовать и в реальности». Логики, однако, отмечают, что аргумент Ансельма, будучи применён к другим вещам привёл бы к нелепым выводам. Например, можно было бы доказывать, что существует совершенный остров как остров, лучше которого невозможно помыслить ничего. Ещё одним аргументом является аргумент от замысла: Вселенная столь совершенна, так прекрасно организована, что является произведением Создателя. Но и он не выдерживает строгой критики. Таким образом, логически доказать существование потустороннего мира оказалось невозможным. Уже И.Кант отмечает, что логически невозможно доказать бытие бога, так же как логически невозможно его опровергнуть. Согласно Канту, наши научные и философские теории не имели бы смысла без идеи Бога, именно поэтому люди нуждаются в вере[19].

В XIX и XX вв. получают распространение атеистические взгляды, тесно связанные с философией диалектического материализма (особенно в нашей стране, где атеизм был идеологическим принципом). Маркс видел в религии орудие классового господства, полагая, что она маскирует несправедливость эксплуатации. Подобно Фрейду, Маркс считал религию иллюзией и мифом, «опиумом народа».

Религия в XX в. становится предметом изучения в психологии, социологии и культурологии. Фрейдизм и неофрейдизм отмечали психотерапевтическую роль религии. Социологи предприняли глубокий анализ роли религии в обществе (например, М.Вебер исследовал роль протестантизма и его этики в формировании капиталистической экономики и буржуазных отношений). Историк и культуролог А.Тойнби рассматривал религию как сокровенную основу культуры, положив религиозный принцип в основу своей теории локальных цивилизаций[20].

Для общественной жизни XIX - XX вв. была характерна секуляризация: религиозные верования и ритуалы ставились под сомнение, а религия утрачивала своё социальное влияние. Проявлялось и движение к экуменизму-достижению более глубокого сотрудничества и взаимопонимания между различными конфессиями и вероучениями.

Процесс секуляризации шёл параллельно с модернизацией. Среди либеральных свобод в своё время был выдвинут принцип свободы совести: возможность занимать религиозную или атеистическую позицию. Принцип свободы вероисповедания предполагает возможность выбора религии. Принцип отделение церкви от государства означает, что религия является частным делом граждан.

В самом конце XX – начале ХXI вв. появилась новая тенденция – десекуляризации, возрастания роли религии и церкви в жизни общества. Процесс десекуляризации характерен для целого ряда стран и связан с теми внутренними проблемами, решение которых кажется невозможным без возвращения к религиозным ценностям. В современной России также наблюдается процесс десекуляризации.

Эстетические ценности и искусство. Трудностьфилософского освоения мира заключается в том, что философы нередко пытаются определить неопределимое. В понятиях, философских категориях трудно передать чувства и переживания, такие как любовь, вера, красота. философская наука, изучающая сферу эстетического как специфическое проявление ценностного отношения человека. Человек познаёт мир не только логически, в понятиях, но и чувственно, в образах.Любой деятельности человека присуща художественная сторона. Её осмыслением занята философия искусства, получившая название эстетики. Предметом эстетики является человеческая чувственность, ответственная за целостное, образное постижение человеком мира. Художественное (образное) мышление присуще любой деятельности человека, но есть и сугубо профессиональная сфера –это искусство.

Эстетика – часть философии, изучающая общие принципы образного постижения мира в процессе любой деятельности человека, и, прежде всего, в искусстве.

Термин «эстетика» происходит от греческого слова «эстезис» (ощущение, чувственное восприятие). Немецкий философ XVIII в. А.Г. Баумгартен выделил (вслед за Лейбницем) три сферы духовного мира человека: разум, волю и чувство. Если первые две изучаются логикой и этикой, то учение о чувстве он назвал эстетикой. На протяжении многих столетий эстетические проблемы ставились в рамках той или иной философской системы. В период античности эстетика складывалась под влиянием философии, религиозная деятельность и богословие оказывали существенное влияние на эстетику средневековья, художественная практика – на эстетику Возрождения, политика, искусствоведение оказали мощное влияние на эстетику Просвещения. Как самостоятельная и необходимая часть философии эстетика утвердилась в XVIII в., а с середины XIX в. начался третий этап в развитии эстетики. На неё оказывал влияние позитивизм, социология и марксизм.

Поскольку искусство является формой эстетической деятельности, то эстетика изучает его специфику и такие проблемы как художественное творчество, классификация искусства, художественные направления и стили. Эстетика пользуется специальными понятиями, эстетическими категориями, такими как прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое. Центральной категорией эстетики долгое время считалась категория прекрасного, поэтому существовала даже трактовка эстетики как учения о прекрасном, философии прекрасного.

Эстетическое также выступает универсальной категорией. Помимо неё можно выделить три группы категорий, которые отражают:

1) объективные состояния /прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое/;

2) духовно-практическое освоение мира /эстетический идеал, эстетический вкус, эстетическое чувство/;

3) мир субъекта социальной жизни /искусство, художественный образ, творчество/.

Одну из важнейших эстетических категорий, прекрасное, можно определить как совершенное, гармоническое. В прекрасном с наибольшей полнотой выражено позитивное совершенство, тенденция развития в природе, обществе и духовной жизни.

Эстетические категории, отражающие духовно — практическое освоение мира человеком, соединяют в себе содержание категорий объективного состояния и мира субъекта социально-духовной жизни. Например, эстетический идеал - такая категория, в которой основательно выражена социальная и духовная сущность человека Он существует как исторически конкретный образ совершенной жизни человека и природы. Искусство, художественный образ и творчество являются категориями, отражающими мир субъекта социальной жизни в том смысле, что в них запечатлена творческая способность человека. Предметом искусства является человек, существующий в единстве социальной и духовной жизни, конкретно выражающейся в его эмоциональном, интеллектуальном и физическом бытии. В предмете искусства человек выступает как целостность, элементы которой органически взаимосвязаны. Социальное значение искусства в том, что оно через отражение своего предмета целостно, универсально воздействует на человека. Искусство существует как произведение, которое структурно выражено в художественно образе. Художественный образ -это эстетическая категория, в которой отражена объективная действительность через специфические законы искусства и художественное творчество. Художественный образ есть конкретно-чувственное и вместе с тем обобщенное отражение предмета искусства. Художественный образ может быть предельно обобщенным (символизм) или предельно выразительным (экспрессионизм), но он должен выполнять свою функцию - раскрывать предмет искусства через правду жизни. В художественном образе воедино слиты конкретная чувственность и глубина обобщенного знания, абстрактного мышления в своеобразной, специфической форме.

Категория художественного творчества есть категория, в которой раскрывается содержание процесса создания художественного произведения и природа художественного субъекта. Онтология художественного творчества определяется тем, что художник находится между объективной действительностью, которую он должен познать и освоить, и художественным произведением, которое он должен создать. Создавая произведение, художник подчиняется определенным законам художественного творчества.

Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала).

1. Что такое ценности? как называется часть философии, изучающая ценности?

2. Каково содержание «золотого правила нравственности»?

3. Что изучает эстетика?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: