Форма государственного правления и форма государственного устройства

Форма государственного правления: Монархии дуалистические, абсолютными, парламентские

Республики парламентские и президентские,

Форма государственного устройства В унитарном государстве все административные единицы не обладают никакими дополнительными полномочиями и представляют собой части единого целого 2Федерация 3Конфедерация представляет собой союз самостоятельных государств, которые временно передают часть своих полномочий для осуществления совместных

Разделение властей. Существенным признаком правового государства является определенное разделение полномочий властей, прерогатив и функций исполнительной, законодательной и судебной властей. В целом это свидетельствует о стремлении данного типа государства предотвратить монополизацию власти и добиться наиболее оптимального соотношения функций при принятии решений. Осуществляя свой внутренний суверенитет на основе разделения властей, правовое государство добивается сбалансированности и стабильности политического развития.

Прежде всего принцип разделения властей выражает необходимость функциональной дифференциации в организации государственных структур, препятствующей монополизации власти и узурпации принятия решений тем или иным центром влияния. Ведь, как показала практика, в современных условиях наряду с тремя основными ветвями власти существенное значение приобретает влияние «четвертая» власть (СМИ), транслирующая мнение организованной общественности. создание системы сдержек и противовесов, направленной на сохранение необходимого для стабильности политического порядка, на поддержание баланса сил и постоянного нахождения компромисса между ними

Суверенитет государства, его структура и типы. Поэтому естественно, что государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Суверенитет - основополагающий критерий государства. Если нет суверенитета, то нет и государства. Суверенитет определяет само бытие государства. Суверенитет может быть внутренним и внешним. Внутренний суверенитет - это право и полномочия повелевать всеми людьми, обитающими на национальной территории и являющимися как гражданами, так и не гражданами данного государства. Внешний суверенитет призван обеспечить территориальную целостность и невмешательство внешних сил во внутренние дела страны. Факторы и условия устойчивости и адаптации института государства к современным условиям.

Все многообразие факторов и условий, влияющих на устойчивость и процесс адаптации института государства к современным условиям можно условно разделить на 3 группы:

• внутренние (формирующиеся внутри самого института государства или свойственные всем полит. институтам);

• внешние (факторы общественного развития, оказывающие влияние на развитие института гос-ва или общественные институты в целом);

• общемировые (факторы «внешней среды», к которым можно отнести основные условия общемирового развития, процессы глобализации, оказывающие влияние и на отдельные национальные общности, и на их институты)

Государственная политика есть политический процесс управленческого влияния главным образом институтов исполнительной власти государства на основные сферы общества, опирающийся на непосредственное применение государственных властных полномочий как при разработке, так и при осуществлении стратегии и тактики регулирующего и организующего воздействия на все компоненты и аспекты функционирования и развития экономики, социальной сферы и других подсистем общества посредством размещения ресурсов, распределения, перераспределения общественных благ и других мер. Таким образом, государственную политику разрабатывают и осуществляют преимущественно такие публичные институты власти, как правительство, президент и др. Сказанное не исключает возможность участия законодательных институтов в разработке политической стратегии и контроле за ее реализацией. Но парламент не является органом исполнения государственной политики, ибо он выступает публичным институтом законодательной и представительной власти.

Гражданская самоорганизация и гражданское общество. Место и функции гражданского общества в политической системе. Институты гражданского общества. Стандарты прав человека как политическая основа гражданского общества. Гражданская самоорганизация, ее формы. Корпорации - и корпоративизм, формы и разновидности местного самоуправления. Делегирование власти по вертикали и принцип субсидиарности. Проблемы формирования гражданского общества в современном мире.

Гражданское общество - это система экономических, нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в гражданские ассоциации, союзы для удовлетворения своих материальных, духовных интересов и потребностей.

В качестве основных можно выделить следующие признаки гражданского общества:

1. гражданское общество целесообразно рассматривать как элемент демократии, как инструмент демократических преобразований.

2. состав гражданского общества формируется из свободных и равноправных людей. Общие цели и задачи формируются не по воле государственной власти, а в ходе общественной инициативы и публичной самодеятельности различных ассоциаций.

3. существование гражданского общества обеспечивается гарантированными государством политическими свободами и демократическими институтами, свободными экономическими отношениями, возможностью судебной защиты свобод в случае их ущемления.

4. В построении отношений в рамках гражданского общества участие государства, его аппарата не предполагается. Вмешательство государства не требуется в силу того, что интересы субъектов гражданского общества лежат вне непосредственной деятельности государства.

5. формирование межличностных отношений в рамках гражданского общества необходимо связано с демократическим развитием государства. Любые демократические преобразования в государстве требуют воспитания гражданственности в членах общества: социально активный и экономически деятельный индивид должен осознавать меру своей личной свободы, ответственности и долга.

6. утверждение гражданского общества влечет преобразование форм и способов функционирования государства. Вовлеченность общественности в процессы формирования политики государства способны существенно изменить структуру политической власти в государстве или приоритеты внутренней политики.

7. политической характеристикой и принципиальной необходимостью гражданского общества выступает его функционирование в правовом государстве.

Основными элементами гражданского общества являются:

Политические партии.

Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные).

Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды.

Научные и культурные организации, спортивные общества.

Муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы.

Независимые средства массовой информации.

Церковь.

Семья.

Принято в основном выделять следующие функции гражданского общества:

1. Посредством институтов гражданского общества создается определенный баланс личных и общественных интересов.

2. Гражданское общество является тем социальным пространством, в котором реализуется большая часть прав и свобод, а также обязанностей человека, формируется общественно-активный индивид.

3. Функция стабилизации социального развития.

4. Продуцирование норм и ценностей, которые затем закрепляет государство.

5. Гражданское общество выступает в качестве посредника между личностью и государством. С одной стороны, оно позволяет личности, скоординировавшись с другими людьми, воздействовать на государство с целью облегчить реализацию своих интересов и потребностей. С другой стороны, посредством гражданского общества охраняется частная жизнь граждан от излишнего вмешательства и регулирования государством.

6. Функция воздействия на государство, формирование его в соответствии с демократическими устремлениями граждан.

В качестве необходимых условий существования гражданских отношений необходимо выделить следующие:

1. многоукладная рыночная экономика, свободная экономическая деятельность, широкое развитие товарно-денежных отношений.

2. Социальной основой гражданского общества выступает т.н. средний слой, включающий наиболее мобильную и активную часть населения.

3. Политической основой гражданского общества является наличие правового государства, политический плюрализм; гарантированная законом защита прав и свобод граждан, их возможность объединяться в независимые от государства различные партии, профессиональные союзы и объединения; наличие легальной оппозиции; свобода слова и печати, наличие негосударственных средств массовой информации.

4. Духовную основу гражданского общества составляет идеологический плюрализм, сосуществование различных культур, идеологий, конфессий; создание необходимых материальных и прочих условий для развития науки, культуры, образования и воспитания граждан.

5. Широкое развитие самоорганизации, местного самоуправления, невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность.

13. Партия как политический институт. Политические партии как разновидность ассоциативных групп интересов. Исторические этапы формирования и развития политических партий. Строение политических партий Специфические способы осуществления партиями политических функций.. Отношения партий с другими политическими институтами. Специфика взаимоотношений парий с государством и группами давления (лобби). Партийные системы. Критерии дифференциации и факторы формирования партийных систем.

Ассоциативные же груп­пы представляют собой добровольные объединения, специализи­рующиеся на представительстве интересов и нацеленные на ре­шение определенных задач (профсоюзы, предпринимательские ассоциации, движения за гражданские права).

Политическая партия – организация, группа единомышленников, представляющих интересы части народа и ставящая целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.

Партия выполняет две группы функций. К внутренним функциям партии относятся формирование партийного бюджета, выборы руководства, поддержание отношений партийной бюрократии и рядовых членов и др.

Внешние, наиболее важные функции партии прежде всего выражают ее нацеленность на борьбу за завоевание и использование политической власти в интересах поддерживающей ее группы населения.

Выдвигая тот или иной набор властных притязаний, партии обеспечивают связь населения с государственными структурами, институциализацию политического участия граждан, они заменяют стихийные проявления общественно-политической активности населения формализованными способами, подверженными контролю со стороны своих лидеров.

Одной из важнейших функций партий является отбор и рекрутирование политических лидеров и элит для всех уровней политической системы. Чаще всего это происходит путем выдвижения своих кандидатов на выборах.

Еще одной важнейшей внешней функцией партий является политическая социализация граждан, формирование у них

соответствующих качеств и навыков участия в отношениях власти. Ведя борьбу за избирателя, партии по-своему интерпретируют важнейшие политические конфликты и пути их преодоления, делают ситуацию, сложившуюся в обществе, понятной для рядовых граждан. Этапы формирования политических партий.

Становление партийных функций. структуры партий и выработка их наиболее типичных способов деятельности в политической системе осуществлялись в многовековом историческом процессе. Сегодня можно выделить три наиболее крупных исторических этапа.

Начальный этап партогенеза - конец XVII – начало XVIII в. Политические процессы того времени, сопровождавшиеся Гражданской войной в США, буржуазными революциями во Франции и Англии, свидетельствуют о том, что появление партий отражало раннюю стадию борьбы между сторонниками различных направлений формировавшейся новой государственности: аристократами и буржуа, католиками и протестантами. Партии возникли как инструмент ограничения абсолютной монархии, включения в политическую жизнь «третьего сословия», утверждения в обществе всеобщего избирательного права, развития представительной системы.

Партии не сразу стали полноправным политическим институтом. Первоначально они представляли собой объединения знати, различного рода клубы, литературно-политические образования, являвшиеся формой общения единомышленников (например, Клуб кордельеров времен Великой Французской революции или «Реформ Клаб», возникший в Англии в 30-х гг. XIX в.).

Непосредственное же влияние на превращение партий в активных участников политического процесса оказали предоставление личности политических прав, возникновение избирательных систем и парламентов. Так, первые партии, боровшиеся против феодальной власти, были созданы сторонниками либеральных воззрений (виги в Великобритании, прогрессивная партия в Германий, Бельгийская либеральная партия и др.).

Однако, выражая групповые интересы и так или иначе проявляя свою самостоятельность и оппозиционность государству, партии в то время практически однозначно воспринимались как источник кризисов и раскола общества. Существовало повсеместно распространенное убеждение, что только государство является выразителем народного суверенитета и общей воли общества. Популярной была идея заговора партий против государства.

Второй этап, берущий начало в XIX в., партии укрепили свое положение в политической системе, став важным механизмом представительства интересов общества. Начался процесс формирования массовых, в основном социалистических, изменение ведущих типов партий и их роли в политическом процессе.

Нарастали тенденции к увеличению роли партийного аппарата, к бюрократизации партийных объединений, к возрастающему господству партийных лидеров и элит. Основная часть членов партии становится объектом манипулирования со стороны партийной элиты. Произошло встраивание партий в избирательные процессы. Идеология партий больше ориентировалась на завоевание массовой поддержки, опасаясь отождествления их партии с определенным классом и соответствующей идеологической доктриной. Партии брали на себя функцию выражения интересов большинства нации.

Усиление централизации и прагматизации деятельности партий, позволяло рассматривать их как объединения, члены которых пытаются добиться власти для своих лидеров, способных в дальнейшем обеспечить «духовные или материальные преимущества» для их «активного членства».

Третий, современный, этап, начавшийся со второй половины XX в. свидетельствует о том, что партии стали одним из основных элементов организации политического порядка и функционирования публичной власти. По мере развития парламентских, конституционных основ государственности, партии укрепляли свой политический и правовой статус. После Второй мировой войны в конституциях разных стран появились соответствующие статьи, а в 70-х гг. сложилось достаточно развернутое законодательство, регламентирующее их деятельность. Поощряя плюрализм политической жизни, партии стабилизировали систему власти, основанную на устойчивом представительстве интересов граждан. Таким образом, в данное время партии представляют собой такой институт власти, без которого не могут осуществляться выборы как основной механизм формирования государственности.

Строение политических партий. Длительная история существования партий выкристаллизовала типичную внутреннюю структуру, в которую входят, прежде всего, лидеры партии; партийная бюрократия; мозговой штаб, идеологи партии; партийный актив; рядовые члены партии. Существеннейшую роль в определении судьбы и политического веса партии играют и находящиеся за ее рамками «партийный электорат», «сочувствующие» партийной программе (т.е. те, кто голосует за нее на выборах), а также «меценаты», оказывающие ее организациям определенную поддержку.

Партийные системы представляют собой совокупность устойчивых связей и отношений партий различного типа друг с другом, а также с государством и иными институтами власти.

К числу факторов, оказывающих наибольшее влияние на формирование партийных систем, относятся: характер социальной структуры общества, действующее законодательство (прежде всего избирательные законы) и социокультурные традиции.

Партийные системы принято классифицировать прежде всего по качественным характеристикам этих связей, а также по количественному составу партий.

По числу действующих в стране партий выделяют следующие партийные системы:

- однопартийные, внутри которых различают деспотические и демократические разновидности;

- полуторапартийные, в которых действует коалиция, состоящая из доминирующей партии и близкой ей по взглядам, но менее популярной организации;

- двухпартийные с двумя относительно равноценными по популярности конкурирующими партиями;

- двух с половиной партийные системы, в которых наличие двух авторитетных партий сочетается с деятельностью посреднической, но одновременно альтернативной организации, играющей роль «третьей» силы, которая позволяет примирять этих двух противников;

- многопартийной, с числом партий более трех.

Однако, несмотря на то, что сложившиеся в том или ином государстве партии легко подсчитать, количественный метод типологизации партийных систем несовершенен: демонстрируя численность партийных институтов, он не выявляет, сколько партий действительно включено в процесс принятия государственных решений.

Классическая типология партийных систем была предложена итальянским политологом Дж. Сартори в работе 'Партии и партийные системы' (1976), который выделяет семь основных партийных систем.

1. Однопартийные системы (СССР, Куба), где фактически существует тотальный контроль одной партии, сливающейся с государственным аппаратом.

2. Системы партии-гегемона (ГДР, Болгария), в условиях, когда формально существуют партии-сателлиты, реально не влияющие на процессы принятия решений.

3. Системы доминирующей партии (Япония, Индия), где долгие годы, несмотря на наличие множества партий, 'контрольный пакет' держит одна и та же партия (Либерально-Демократическая партия в Японии (до 1993 г.), Индийский Национальный Конгресс и др.).

4. Двухпартийная, биполярная система, существующая в основном в англо-саксонских странах, где две основные партии сменяют друг друга в 'маятниковом' режиме (Демократическая и Республиканская партии в США).

5. Системы умеренного плюрализма (от 3 до 5 партий) (Франция, Бельгия),

6. Системы крайнего плюрализма (от 6 до 8 партий), где происходит поляризация партийного спектра (Нидерланды, Финляндия) и образование сложных коалиций.

7. Атомизированные системы (свыше 8 партий), где происходит распыление влияния и дисперсия ролей (Малайзия).

Политическая культура: динамика формирования и развития. Многообразие трактовок политической культуры. Структура политической культуры. Специфика политической культуры, ее назначение и функции. Типология политических культур. Понятие субкультуры. Политическая толерантность. Культура политической борьбы, оппозиции, сотрудничества, компромисса, диалога. Проблема развития национальных политических культур.

Многообразие трактовок политической культуры. Термин пол. культура появился только в XVIII веке в трудах немецкого философа-просветителя И.Гердера, изучавшего проблемы взаимодействия культуры и политики

Три основных подхода в трактовке п.к.:

1. п.к. - вся совокупность духовных явлений (Г. Алмонд, С. Верба, Д. Дивайн, Ю. Краснов и др.). 2. п.к.- проявление нормативных требований (С. Вайт) или совокупность типичных образцов поведения человека в политике (Дж. Плейно). В данном случае она предстает как некая матрица поведения человека (М. Даглас), ориентирующая его на наиболее распространенные в обществе нормы и правила игры.3. п.к - как способ, стиль политической деятельности человека, предполагающий воплощение его ценностных ориентации в практическом поведении (И. Шапиро, П. Шаран, В. Розенбаум).

П.к можно определить как совокупность типичных для конкретной страны (группы стран) форм и образцов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и закрепляющих устоявшиеся в социуме нормы и традиции взаимоотношения государства и общества. П.к. как совокупность знаний, норм, ценностей и традиций, образцов поведения людей, выработанных в процессе их политической деятельности. П.к указывает на специфические, пол ориентации – установки людей относительно политической системы и собственной роли в политике

Структура политической культуры П.к. включает: ценностные характеристики и принципы функционирования политических институтов, развития политических отношений и процессов; характер участия людей в политике; уровень и характер теоретических знаний о политике, степень развития политических наук и культуру реализации их достижений; оценки политических явлений, политические ориентации людей по отношению к власти, собственной пол. позиции и поведения; эмоционально-волевую сторону политических позиций (любовь, неприязнь, интерес, воля); образцы политического поведения, стиля, которые определяют как можно и должно поступать; характер и ценности политической социализации.

Познавательные элементы п.к. включают знание и понимание гражданами: пол интересов – личных, коллективных, государственных, общественных, региональных, глобальных; конституции и других законов страны, программных положений крупных политических партий и других общественно-политических сил; сложившихся в стране политических отношений, происходящих политических событий и явлений; сущности, функций и структуры государственных, партийных и общественно-политических органов и организаций; основных политических норм и процедур; форм и способов участия граждан в общественно-политической жизни, в управлении обществом и государством; ведущих политических процессов международной жизни.

Ценностные элементы п.к. воплощают: общекультурные ориентации, отношения к власти; отношения к пол явлениям, нравственную оценку пол событий и процессов, конкретной деятельности в сфере политики; пол самооценку. Ценности п.к – это такие полит. знания и представления, которые рассматриваются субъектом полит. действия в качестве нерасторжимых с его существованием, придают значимость, смысл его поступкам, ориентируют его действия в мире политики.

Поведенческие элементы п.к. характеризуют осознанное участие граждан: в обсуждении проектов государственных документов и актов при проведении референдумов и плебисцитов; в выборах субъектов законодательной, исполнительной и судебной власти; в работе различных государственных и общественных органов и организаций (в штате или на общественных началах); в других конкретных видах, кампаниях, мероприятиях общественно-политической деятельности, а также членство в политических партиях и общественно-политических организациях.

Специфика п.к, ее назначение и функции:

- идентификации, раскрывающей постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности; ориентации, характеризующей стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе; предписания (программирования), выражающей приоритетность определенных ориентации, норм и представлений, задающих и обусловливающих определенную направленность и границы конструирования поведения человека; адаптации, выражающей потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий; социализации, характеризующей приобретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы; интеграции (дезинтеграции), обеспечивающей различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом; коммуникации, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: