Типология п.культур

На Западе широкую известность получила типологизация политической культуры, которую предложили американские политологи С. Верба и Г. Алмонд в своей работе «Гражданская культура: политические установки и демократия в пяти государствах» (1963 г.). 3 чистых типа п.к: патриархальная (парохиальная)- отсутствие в обществе, где она господствует, интереса к политической системе, его ограничение местной или этнической солидарностью, ориентация политического поведения на воспроизведение раз навсегда заданных образцов. подданническая- характеризуется сильной ориентацией на политическую систему, но слабым участием членов политического сообщества в ее функционировании, инициатива политического действия здесь исходит от институтов, продуцирующих и доводящих до массы нормы политического поведения, но не от личности, подавленной жесткими правилами и запретами. Активистская - Граждане выступают активными субъектами политической жизни, что они в состоянии реально влиять на политическую систему через участие в выборах, через организацию групп давления, политических партий для выражения своих интересов. Смешанные типы: патриархально-подданический, подданнически-активистский, патриархально-активистский.

Понятие субкультуры. П.к. - явление полиструктурное, многоуровневое. П.субкультура - совокупность однородных ценностных ориентаций и соответствующих им форм политической активности граждан (групп). В основании выделения пол субкультур могут лежать как более или менее значительные вариации одних и тех же базовых ценностей - так и их качественно различающиеся разновидности. Помимо рационально осознанных воззрений, каждая п субкультура обладает рефлексивно неоформленными отношениями к действительности, укрепляющими у носителей данных ценностей единые подходы, оценки и ассоциации относительно политических явлений и усиливающими чувства внутренней сплоченности их приверженцев.

Любая п субкультура включает в себя и то общее, что характеризует доминирующую в обществе п.к, и то специфическое, что отличает данную субкультуру, те особенности, которые свойственны только этой группе. Различают политические субкультуры интеллигенции, женскую, молодежную, религиозную, региональные, социоэкономические, этнолингвистические, возрастные и другие субкультуры.

Политическая толерантность. Толерантность индивидов, несмотря на множество подходов к ее определению, обозначению роли в социуме, является, прежде всего, регулятором социальных отношений и социальных взаимодействий и механизмом снижения уровня конфликтности в обществе. Интолерантность, напротив, препятствует обозначенным моментам. В результате распространение принципов толерантности способствует процессам стабильности в обществе, а интолерантности, напротив, дестабизизационным процессам.

Политическую толерантность можно определить как некую систему ценностей и норм, которые регулируют взаимодействия между индивидами и их группами в правовом пространстве в процессе совместной жизнедеятельности. Она касается как минимум 3 видов отношений: 1) отношения государство - социальная группа; 2) отношения социальная группа - государство; 3) отношения социальная группа - социальная группа.

Политическое сознание. Понятия «политическое сознание». Структура и уровни, функции политического сознания. Пути и формы образования политического сознания. Политические потребности и интересы, установки и ориентации. Политическое мировоззрение, адекватные и ложные убеждения. Политическое сознание и коммуникация в политике. СМИ и особенности формирования политического сознания в современных условиях. Политическое самосознание и самовыражение личности. Особенности влияния массового, группового и индивидуального политического сознания на отношения власти.

Политическое сознание - совокупность ментальных явлений (идеалы, нормы), в которых выражается восприятие политики индивидуальным субъектом политического процесса и его участие в нем. Политическое сознание тесно связано с политическим поведением, является его подготовительным этапом, наполняет политическое поведение смыслом.

Политическое сознание выполняет ряд функций:

1. Регулятивная - регулирует социальное поведение людей на основе восприятия действительности и совокупности вырабатываемых им политических идей, норм, представлений и убеждений.

2. Познавательно-информационная - призвано помочь людям усвоить политические знания и информацию, определить свое место в общественно-политической жизни и правильно в ней ориентироваться.

3. Оценочная - в процессе осознания мира политики вырабатываются оценки (отношения) к тем или иным политическим явлениям и проблемам.

4. Мобилизующая функция. - помогает людям осознать себя гражданами, побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественной жизни ради отстаивания своих социально-политических интересов.

Структура: гносеологической (когнитивной), раскрывающей различия м-у элементами полит сознания с точки зрения достоверности отражения ими реальной действительности..; аксиологической, отражающей духовные явления полит сферы с точки зрения их приемлемости или неприемлемости для познающего субъекта. социологической (функциональной), харак-щей все элементы полит сознания с точки зрения занимаемого ими места, а также роли, которую они играют в процессе реализации духовных яв-ий на практике.

Обыденное полит сознание отличается целым рядом специфических свойств: отрывочностью, несистематизированностью, повышенной эмоциональностью.В отличие от него, теоретико-идеологизированное полит сознание исходит из строгих и стройных представлений, представляющих собой целостную рациональную систему взглядов и суждений.

Уровни:
Масовое политическое сознание - особый, политизированный сегмент массового сознания. Структурно массовое политическое сознание включает статичные (типа ценностей и "общих ориентаций") и динамичные (типа массовых настроений) компоненты. В конкретном выражении это, во-первых, уровень ожиданий людей и оценка ими своих возможностей влиять на политическую систему в целях реализации имеющихся ожиданий; во-вторых, социально-политические ценности, лежащие в основе идеологического выбора (например, справедливость, демократия, равенство, стабильность, порядок и т.д.); в-третьих, быстро меняющиеся мнения и настроения, связанные с оценками текущего положения, правительства, лидеров, конкретных политических акций и т.д. Массовое политическое сознание определяет тип и уровень политической культуры общества и обусловливает наиболее типичные, массовые варианты политического поведекия.

Политическое сознание конкретных - больших (социальные классы, национально-этнические образования, группы и слои населения) и малых (например, политическая элита, разнообразные лоббистские образования и т.п.) групп, связанных с политикой. - совокупность представлений, определяющих содержание, направленность и интенсивность политической активности группы. В структурном отношении особое внимание уделяется политическим позициям и идеологическим предпочтениям, доминирующим в групповом политическом сознании.

Индивидуальное политическое сознание - свойство и качество личности, "политического человека", способного так или иначе воспринимать политику, более или менее точно ее оценивать и относительно целеустремленно действовать в политическом плане. Компоненты: мотивационные (политические потребности, ценности, установки, чувства и эмоции) и познавательные (знания, информированность, интерес к политике, убеждения).

Формирование политического сознания осуществляется в сложном процессе критического осмысления людьми социальной действительности, обобщения и постепенной рационализации чувственных представлений; осознания целей политического движения, присоединения к уже сформированным оценкам и нормам политического процесса; эмоционального приобщения к вере в справедливость тех или иных политических идеалов. Оно не может быть выработано исключительно «книжным путем», без вступления человека в реальные политические отношения.

Политические потребности - это нужда в политическом влиянии или в политической власти, представляющих возможность воздействия на сознание и поведение людей, на функционирование государственных органов.

Политическая установка - предготовность субъекта реагировать тем или иным конкретным способом на то или иное политическое событие или явление. Установка — это внутреннее качество субъекта политики, базирующееся на его предшествующем опыте и политической культуре.

Политический стереотип —стандартизированный, схематизированный, упрощенный и уплощенный, обычно эмоционально окрашенный образ какого-либо социально-политического объекта (явления, процесса), обладающий значительной устойчивостью, но фиксирующий в себе лишь некоторые, иногда несущественные его черты.

Политические ориентации - представления людей о соответствующих их потребностям целях политической деятельности и приемлемых для них средствах достижения этих целей.

Политические убеждения — совокупность или система убеждений и взглядов на политику, экономику, устройство государства и общества, на то, какими должны быть законы и какой должна быть общественная мораль.

Полит самосознание - процесс и результат выработки от­носительно устойчивой осознанной системы представ­лений субъекта полит отношений о самом себе в социально-полит плане, на основе которой субъект целенаправленно строит свои взаимоотноше­ния с другими субъект и объект политики. политич самосознание включает три основных аспекта: когнитивный (набор осознанных объективных знаний о своем месте в политике), эмоциональный (эмоционально окра­шенном субъективном отношении к знанию своего объективного полит статуса) и оценочно-волевой (проявляется в стремлении повысить полит самооценку, завоевать полит уважение).

Понятие «политическое самовыражение» тесно связано с процессом социализации личности. Процесс приобретения личностью определенных политических знаний, установок, ориентации, которые формируют его политическое самосознание, предполагает последующее их самовыражение личностью.

Одной из форм политического самовыражения общества, социальных групп и личностей являются политические учения. Имея устоявшееся политическое мнение человек хочет передать его, так сказать поделиться с другими людьми, путем написания научных статей, докладов, диссертаций и т.д.

Также политическое самовыражение личности может проявляться в принятии участия индивида в различных обсуждениях, дискуссиях, где он может выразить свою точку зрения по поводу того или иного политического вопроса. Это могут быть дискуссии с участием СМИ (телевидение, радио, печать).

Политическое мировоззрение — совокупность (система) взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение к политической действ-ти и место человека в политическом мире.Можно выделить следующие формы мировоззрения – мифологическое, религиозное, научное и обыденное.

Полит убеждения — совокупность или система убеждений и взглядов на политику, экономику, устройство гос-ва и общества, на то, какими должны быть законы и какой должна быть общественная мораль

Политический интерес –это осознанное отношение субъекта политики к общественно-политическим событиям, явлениям и процессам, причина его политической активности, основанное на определенных убеждениях, принципах и потребностей, с целью их удовлетворения.

Влияние СМИ. С одной стороны, довольно распространено представление о том, что политическое сознание и поведение людей существенно зависит от информационного поля, создаваемого СМИ. в Отдельные исследователи массовых коммуникаций с недавних пор начали говорить о грядущей эпохе "медиакратии" - власти СМИ, которые уже не столько отражают и интерпретируют действительность, сколько конструируют ее по своим правилам и усмотрению.влияние СМИ на поведение граждан осуществляется путем создания определенного общественного мнения. Однако, плюрализм информационного пространства и свобода выбора информационных источников позволяет уменьшить зависимость политического поведения от воздействия СМИ. И наоборот, когда большинство различных СМИ вдруг начинают действовать согласованно, можно сказать, тотально, их влияние резко возрастает. "Эффективность" воздействия также повышается и в случае достаточно длительного постоянного транслирования какого-то идеологического концепта, пусть даже и ограниченным числом СМИ. Также восприятие СМИ в большей мере как органа социального управления, чем как средства выражения общественного мнения и социальной активности, может не только не повышать авторитет СМИ и доверие к их сообщениям со стороны населения, но, наоборот, снижать его. Сообщение СМИ, идентифицируемое как воздействие с целью управления его поведением, приводит к прямо противоположным результатам. Таким образом, можно предположить существование "обратного" влияния на политическое сознание.

Политическая идеология и механизмы властных отношений. Понятие “политической идеологии”. Основные теоретические подходы и трактовки политической идеологии. Функции политической идеологии. Идеология и утопия. Идеологический и политический плюрализм современности. Процессы идеологизации и деидеологизации. Политическая идеология и механизмы властных отношений. Типологии современных политических идеологий. Либерализм. Консерватизм. Социализм. Анархизм. Радикализм. Экстремизм. «Левые» и «правые» в идейно-политическом спектре.

Большинство ученых трактуют политическую идеологию как определенную доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование) и добивающуюся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям. Следовательно, политическая идеология — это система, целостное концептуальное отражение конкретных интересов определенных социальных групп, связанных с борьбой за власть, ее осуществление и защиту в целях реализации этих интересов.

К. Мангейм «Идеология и утопия». идеология – выражает интересы господствующего класса и стремиться сохранить существующий порядок вещей; утопия же – имеет своей целью изменение, трансформацию существующего порядка, призыв к установлению нового социального строя. Однако с приходом к власти ранее угнетенных слоев утопии автоматически переходят в идеологии.

идеология – это совокупность идей сознательно скрывающих истинное положение вещей.

Франкфуртская школа: Авторы концепции «деидеологизации» Д. Белл, «Конец идеологии»(1960), С. Липсет, Э. Шилс, Р. Арон и д.р.-наука располагает объективно истинным знанием, в то время как идеологии выражают субъективные, социально-классовые интересы. Роль идеологии в мире политики меняется в зависимости от исто­рических условий, ситуации в стране, соотношения сил. Так, в 60-х гг. XX в. французские ученые Д. Белл и Р. Арон, полагая, что в западном мире достигнуто взаимопонимание основных политических сил по основополагающим вопросам, сделали вывод о «конце идеоло­гии» и начале эпохи деидеологизации.

Основными функциями политической идеологии являются:

легитимация власти определенных политических сил и режимов.

мобилизация и интеграция - стимуляция целенаправленных действий граждан во имя поддержки и исполнения поставленных задач

критическая функция - критическое осмысления действительности, внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего

Когнитивная функция политической идеологии связана с тем, что будучи отражением породившего ее общества, идеология неизбежно несет в себе знания об обществе и его конфликтах.

Конструктивная функция политической идеологии проявляется наиболее четко при принятии политической программы действий, которая реализуется на практике.

Политическая идеология выполняет нормативную функцию. В ней фиксируется определенный политико-идеологический императив, с которым сверяются практические проекты, содержатся политические ориентиры-нормы, которых следует придерживаться.

Компенсаторная функция - вселяет надежду на благополучное изменение социального бытия, как бы компенсируя социальную неудовлетворенность, дискомфорт в наличном бытии.

Необходимо различать следующие уровни ее функциониро­вания:

теоретико-концептуальный, на котором формулируются основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного клас­са (нации, государства) или приверженцев какой-то определенной цели политического развития. По сути дела это уровень политичес­кой философии группы, выражающей основные ценностно-смысло­вые ориентиры ее развития, те идеалы и принципы, во имя которых совершаются государственные перевороты, разрушаются политические системы и возрождаются общества.

программно-политический, на котором социально-философские принципы и идеалы переводятся в программы, конкретные лозунги и требования политической элиты, формируя таким образом нор­мативную основу для принятия управленческих решений и сти­мулирования политического поведения граждан.

актуализированный, который характеризует степень освоения граж­данами целей и принципов данной идеологии, меру их воплощения в своих практических делах и поступках.

Можно выделить несколько критериев дифференциации политической идеологии:

1) по отношению к существующей власти. В этом смысле можно выделить те идеологические направления, которые защищают существующий социально-экономический строй ("консерваторы"), признают необходимость эволюционных изменений в рамках существующей системы ("либералы"), и теоретические представления сторонников коренных преобразований общества ("радикалы").

2 Также со времен Французской революции сохранилась традиция разделения политических идеологий, доктрин, на правые и левые. В соответствии с устоявшимися представлениями, левые считаются сторонниками социальных изменений, проведения радикальных реформ и создания качественно нового общества, правые – за сохранение статус-кво, за традиционный порядок вещей.

Тезис о «конце идеологии» появился на Западе в конце 50-х--начале б0-х гг.(Д.Белл, Р.Арон) и касался европейского, рационалистического типа сознания. Он означал конец старых универсалистских идеологий, опиравшихся на иудейско-христианскую духовную традицию--либерализм, социализм и классический фашизм 20-40-х гг. Однако, многими авторами подмечается, что лишь упадок очень небольшого набора развитых в европейской культуре идеологий была принята за крах всего разнообразия идейных систем, в рамках которых люди видят и объясняют мир. По мере возрастания социокультурных, духовных факторов развития западного общества в конце 60-х гг. деидеологизация сменилась концепцией реидеологизацией, т.е. восстановлением идеологии, только уже в новых формах и с новым содержанием.

Политический плюрализм заключается в признании естественности социального, идеологического и политического многообразия, понимании значения организационных форм его выражения, согласования интересов и ценностей.

Весьма важным для политической системы служит правовое обеспечение политического плюрализма, превращение его в институт - нормативно оформленный принцип государственной политики.

Важнейшим выражением политического плюрализма служит деятельность различных политических партий процесса.

· Либерализм(Дж.Локк, И.Бентам, Дж.С.Милль). Основные принципы либерализма являются - правовое равенство граждан, договорная природа государства, критическое отношение к государству, принципы высокой политической ответственности, религиозную веротерпимость и плюрализм, идею конституционализма, универсальных прав человека.

· Консерватизм (Э.Берк, Ж. де Местор, Л.де Бональд, Ф.Шатобриан) -Приоритет общества над человеком, отношение к конституции как к проявлению высших принципов, которые не могут произвольно изменяться человеком; убежденность в необходимости правления закона; понимание гражданского законопослушания как формы индивидуальной свободы, постепенный реформизм и т.д.

· Социализм (Ж.Ж. Руссо Ф. Бабёфа Т. Мор Т. Кампанелла К. Маркс и Ф. Энгельс) отрицает, значение экономической свободы индивидов, конкуренции и неодинакового вознаграждения за труд. В качестве заменяющих их механизмов рассматриваются нетрудовое перераспределение доходов, политическое регулирование экономических и социальных процессов, сознательное установление государством норм и принципов социального равенства и справедливости. Главными прерогативами в социалистической доктрине обладает государство, а не индивид, сознательное регулирование, а не эволюционные социальные процессы, политика, а не экономика.

Анархизм — политическая теория, цель которой — установление анархии (от. греч. - безвластие), другими словами — создание общества, в котором индивиды свободно сотрудничают как равные. Как таковой, анархизм противостоит любым формам иерархического контроля и доминирования.

Теория анархизма вращается вокруг пяти базовых принципов:

- отсутствие власти

- уничтожение государства

- свобода от принуждения

- взаимопомощь

- разнообразие

Выдающиеся теоретики и практики анархизма -Хаким Бей; Михаил Бакунин; Эмма Голдман; Пётр Кропоткин; Лев

Радикализм — социально-политические идеи и действия, направленные на решительное изменение существующих институтов, заметно проявляющиеся в кризисные, переходные исторические периоды, когда возникает угроза существованию, традициям и укладу тех или иных слоев и групп. Политический радикализм - стремление доводить политическое или иное мнение до его конечных логических и практических выводов, не мирясь ни на каких компромиссах.

На практике, однако, термином Радикализм обозначают обыкновенно только крайний либерализм (иногда социализм) в политике, а в религии и философии - те учения, которые совершенно не мирятся с господствующими (атеизм, материализм).

Экстремизм — приверженность к крайним взглядам и, в особенности, мерам (обычно в политике)

«экстремизм»— это такая форма политической деятельности, которая прямо или косвенно отвергает принципы парламентской демократии».

· Социал-демократия (К. Каутский, А. Бебель, Э. Бернштейн) - позитивно трактовали роль государства в становлении социально справедливого общества, утверждали приоритет мирных средств достижения целей, классового примирения. реформа как единственно возможный способ преобразования, необходимость разделения властей и парламентаризма, концепция «социального государства», защита государством института частной собственности, являющейся двигателем прогресса, терпимость к инакомыслию, склонность к компромиссу и общественному консенсусу.

17. Политическая коммуникация и технологии политического PR. Сущность, содержание и функции политической коммуникации. Основные способы политической коммуникации. Информационные стратегии и тактики политической коммуникации. Политическая пропаганда и агитация. Политический Pablic relation и манипулятивные технологии. Политическая реклама. Понятие и структура общественного мнения. Формы, способы и каналы воздействия общественного мнения. Эффективность общественного мнения. СМИ как инструменты коммуникации государства и общества. Научные и общественные центры по изучению общественного мнения.

18. Политическая социализация и политическое поведение. Понятие и содержание политической социализации. Основные теоретические трактовки политической социализации. Агенты и каналы политической социализации. Этапы и типы политической социализации. Политическая ресоциализация. Поведенческий подход к политике. Факторы воздействия на политическое поведение. Специфика эмоционально-чувственной мотивации политического поведения. Психологические потребности во власти. Психологическая безопасность индивидов. Индивидуальные политические убеждения. Формы политического участия. Особенности политического поведения в организованных и стихийных формах. Электоральное поведение.

19. Политическая этика как нравственный регулятор политического поведения. Теоретические подходы к проблемевзаимоотношения политики и морали. Политика как искусство возможного в моральном измерении. Особенности соотношения массового и элитарного политического и нравственного сознания. Общечеловеческое, национальное и классовое в содержании политической морали. Профессиональная этика политика и ее разновидности.

20. Политический процесс. Сущность и понятие политического процесса.Субъекты и объекты политического процесса. Внутренние и внешние импульсы и механизмы политического процесса. Стадиально-восходящее и циклическое развитие политических процессов. Понятия «политических изменений», «развития», «трансформации». Типологии политических процессов: законодательные, электоральные, реализации политических решений, политического контроля. Макро- и микрополитические процессы. Стабильные и нестабильные политические процессы.

Политическое развитие и теории политических изменений. Природа и типы политического изменения. Основные положения современных концепций политического развития. Предпосылки и показатели эволюционного и революционного путей развития общества. Традиционное, переходное и современное общество. Реформы как реализация социальных интересов господствующих групп. Цели, методы, субъекты и этапы проведения политических реформ. Контрреформы и реставрационные процессы в политике. Факторы и модели политической модернизации.

Политическое изменение это трансформация политических институтов, связанная со сдвигами в балансе социальных акторов, с изменением их потенциалов и позиционной расстановки политических сил, которые обусловлены экономическими, духовными, культурными, международными и внесоциальными факторами.

Политическое развитие - это возрастание способности политической системы постоянно и эффективно адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые институты, обеспечивающие каналы взаимодействия правительства и народа.

Политическое развитие в таком ракурсе рассматривается как приобретение политической системой новых позитивных качеств и новых возможностей.

Три критерия политического развития по Паю (США)

1) Структурная дифференциация и высокая специализация функций институтов политической системы.

2) Возрастание способности системы к инновации, мобилизации и выживанию обусловливается потребностью социально дифференцированного общества в быстром приспособлении к меняющимся условиям своего функционирования.

3) Тенденция к равноправию, к снятию всех ограничений на участие народа в политической деятельности, предоставление всем гражданам возможности свободного занятия государственных постов.

Теории политических изменений.

Сложилось 2 подхода, каждый из которых по своему определяет факторы детерминирующие политические изменения.

Контекстуалистский подход связан с идеей «первичной» роли «социального контекста», «внешней среды», то есть социально-экономической, социокультурной и прочей обусловленности развертывающихся изменений. В силу этого положения не может быть никаких серьезных политических перемен, например, без определенного изменения в уровне и темпах экономического развития. К данному подходу можно отнести марксистскую парадигму политических изменений, которая исходит из идеи их детерминации экономическим базисом общества.

С. Липсет еще в конце 50-х годов поставил вопрос о зависимости становления демократических институтов от уровня экономического развития и темпов индустриального роста, отмечая при этом, что «чем больше нация преуспевает экономически, тем больше у нее шансов для того, чтобы она стала нацией демократической».

На изменения в политических отношениях и государственных институтах влияют религиозные, моральные, идеологические и этнопсихологические ценности и традиции. Французский политолог Ж. Блондель по этому поводу отмечает, что после II мировой войны, колониальные страны, пережившие британское культурное влияние, быстрее адаптировались к демократическим институтам, чем государства, которые были колониями Франции, Португалии, Нидерландов или Бельгии. Для политических изменений страны большую роль играет степень ее «культурной секуляризации» (Г. Алмонд, Д. Пауэлл), связанной с пропорцией между верованиями и установлениями, рационально-аналитическими и иррационально-аффективными компонентами оценки населением страны тех или иных политических реформ, государственных мероприятий и т. д.

Второй, институционалистский, подход переводит акценты с «внешней среды» на «внутреннюю» структуру политической жизни и государственных институтов (С. Хантингтон, Т. Скокпол, Д. Марч и др.). Согласно Хантингтону, возможны самые разные колебания внешней, социальной среды, экономические кризисы и общественные волнения, но все зависит от эффективности и адаптивной реакции институциональных механизмов, их силы и способности управлять страной, поддерживать в ней стабильность. Характер и успех социальных изменений прежде всего зависят, таким образом, от уровня политической институционализации страны.

Согласно Скокполу, изменения в государственных институтах могут осуществляться достаточно автономно от их социальных и экономических условий, доказывая на материале трех великих революций (французской 1789 г., российской 1917 г. и китайской 1949 г.), что в эпоху острых политических кризисов именно новые государственные органы, автономные в основном от классового контроля «снизу», осуществляют роль субъектов основных социально-политических изменений.

От характера изменений выделяют эволюционный и революционный. эволюционным - постепенные, пошаговые качественные изменения. Под революционным – тип развития, ориентированный на масштабность и быстротечность. Революция—это коренное, полное преобразование структуры власти в обществе, радикальное изменение его политической системы, открывающее возможность значительных социально-экономических изменений.

Реформы как реализация социальных интересов господствующих групп.Требования: реформы не должны попирать человеческую природу, противоречить инстинктам людей; их проведению должно предшествовать предварительное исследование условий преобразований; следует проверять намечаемые меры в малом масштабе перемен, переходить к большему масштабу лишь при наличии позитивных результатов в малом; реформы должны проводиться в жизнь правовыми и конституционными средствами.

Политическую модернизацию можно определить как формирование, развитие и распространение современных политических институтов, практик, а также современной политической структуры. При этом под современными политическими институтами и практиками следует понимать не слепок с политических институтов стран развитой демократии, а те политические институты и практики, которые в наибольшей степени способны обеспечивать адекватное реагирование и приспособление политический системы к изменяющимся условиям, к вызовам современности. Эти институты и практики могут как соответствовать моделям современных демократических институтов, так и отличаться в различной степени. Также в политической теории под модернизацией понимается совокупность процессов индустриализации, бюрократизации, секуляризации, урбанизации, становления системы всеобщего образования, представительной политической власти, ускорения пространственной и социальной мобильности и др., которые ведут к формированию "современного открытого общества" в противоположность "традиционному закрытому".

Наиболее часто используемый механизм политической модернизации — заимствование, имитация образцов.

Обычно выделяют два типа имитации:

- имитация алгоритма, когда копируется механизм какого-либо процесса, включая его содержание или функциональную нагрузку;

- имитация результата или формы, другими словами, «симуляция» (например, провозглашение свободных и соревновательных выборов как принцип при их несвободном и несоревновательном характере).

Наилучшие результаты с точки зрения решения задач модернизации дает имитация алгоритмов.

Следует учесть, что имитация осуществляется не в пустом пространстве, а в конкретно-историческом и социокультурном контексте той или иной страны под влиянием национальных традиций.

В зависимости от используемого механизма модернизации в политологической литературе принято выделять следующие типы этого процесса:

- «органическая», или «первичная», характерная для таких стран, как Великобритания, США, Канада, некоторые другие европейские страны (модернизационное ядро). В этих странах модернизация осуществлялась преимущественно эволюционным путем на основе собственных культурных традиций и образцов.

- «неорганическая» или «вторичная», «отраженная» (Россия, Бразилия, Турция и др.), основным фактором которой выступают социокультурные контакты «отставших» в своем развитии стран с модернизационным ядром, а основным механизмом — имитационные процессы. «Вторичная» модернизация предполагает, что одни элементы общества «убежали» вперед, более или менее соответствуют развитию в «передовых» странах, а другие — еще не «вызрели», отстают в своем развитии или вовсе отсутствуют.

Данная типология основана на выделении неких идеальных типов. В действительности в рамках «классического» модернизационного ядра развитие также происходит с использованием имитационных механизмов, а в странах «догоняющей модернизации», как уже отмечалось, имитация может носить различный характер и не играть главную роль в политическом развитии. Более совершенной типологией представляется выделение трех типов модер­низации:

- эндогенная, то есть осуществляемая на собственной основе (Европа, США и т.п.);

- эндогенно-экзогенная, осуществляемая на собственной основе, равно как и на основе заимствований (Россия, Турция, Греция и т.д.);

- экзогенная модернизация (имитационные, имитационно-симуляционные и симуляционные варианты), осуществляемая на основе заимствований при отсутствии собственных оснований.

Конфликт в политическом процессе. Понятие «политический конфликт». Современные парадигмы анализа политических конфликтов. Причины возникновения и динамика развития политических конфликтов. Типология современных политических конфликтов. Основные стратегии управления политическими конфликтами. Динамика и технологии ведения переговоров при разрешении политических конфликтов. Посредничество в политических конфликтах.

Конфликт - проявление объективного или субъективного противоречия, выражающееся в противоборстве (столкновении) сторон в целях его разрешения.

Политический конфликт. Это - столкновение противоположных общественных сил, обусловленное определенными взаимоисключающимися политическими интересами и целями, борьба между субъектами за политическое влияние в том или ином обществе или на международной арене.

Помимо сказанного, специфику политического конфликта можно обозначить в нескольких тезисах.

1. Политический конфликт есть неотъемлемая, имманентная черта мира политики, ее побудительное начало. Предметом политического конфликта являются специфические ресурсы

- государственная власть, устройство властных институтов, политический статус социальных групп, ценности. и символы, являющиеся базой политической власти и в целом данной политической общности. В этом ключевое отличие политического конфликта.

Политический конфликт предполагает мобилизацию наибольшей численности в поддержку как одной, так и другой конфликтующей стороны.

Политический конфликт не равнозначен военному конфликту, вооруженной борьбе, хотя - в экстремальных случаях - может ею заканчиваться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: