Социобиологическая парадигма конфликта

исходит из того постулата, что конфликт и борьба присущи человеку, как и всем животным. Приверженцы этого подхода опираются на теорию естественного отбора и борьбы за существование Чарльза Дарвина, выводя отсюда идею о естественной агрессивности человека, которая и проявляется в разного рода конфликтах.

Герберт Спенсер утверждал, что борьба за выживание, конфликты между индивидами и группами способствуют равновесию в обществе, обеспечивая процесс общественного развития. С позиции социал-дарвинизма общество может быть отождествлено с организмом, и тогда к нему применимы биологические закономерности, включая и борьбу за существование, коей в социуме становится конфликтное взаимодействие.

В качестве основной, универсальной причины конфликта можно назвать несовместимость претензий сторон при ограниченности возможностей их удовлетворения

Причинами конфликтов также являются:

Вопросы власти. Люди занимают неравное положение в системе иерархий: одни управляют, командуют, другие - подчиняются. Может сложиться ситуация, когда недовольными бывают не только подчиненные (несогласие с управлением), но и управляющие (неудовлетворительное исполнение).

Нехватка средств к существованию. Недостаточно полное или ограниченное получение средств вызывает недовольство, протесты, забастовки, митинги и т.д., что объективно нагнетает напряженность в обществе.

Следствие непродуманной политики. Принятие властными структурами поспешного, неотмоделированного решения может вызвать недовольство большинства народа и способствовать возникновению конфликта.

Несовпадение индивидуальных и общественных интересов.

Различие намерений и поступков отдельных личностей, социальных групп, партий.

Зависть.

Ненависть.

Расовая, национальная и религиозная неприязнь и др.

Дарендорф выделяет этапы развития конфликта:

Первый этап связан с возникновением скрытых, но противоположных и потому конфликтных интересов, представляемых двумя квази-группами или несформированными группами.

Второй этап развития конфликта состоит в осознании латентных интересов и организации квази-групп в фактические группы (группы интересов).

Третий этап заключается в развертывании сформировавшегося конфликта, то есть в столкновении между сторонами.

Управление конфликтом – это целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.

Управление конфликтами как сложный процесс включает следующие виды деятельности:

• прогнозирование конфликтов и оценка их функциональной направленности;

• предупреждение или стимулирование конфликта;

• регулирование конфликта;

• разрешение конфликта.

23. Процесс государственного управления и принятия политических решений. Понятие и специфика процесса государственного управления. Общий механизм и основные этапы государственного управления. Субъекты и объекты государственного управления. Избирательный и законодательный процессы. Процесс осуществления государственной администрацией политических решений. Роль судебного процесса в государственном управлении.Процесс принятия политических решений. Типология государственных решений. Процедура и цикл принятия государственных решений.

Политическое решение - это выбор одного из минимум двух возможных политических действий.

Политическое решение правомерно рассматривать как центральный элемент управления, состоящий в определении цели и механизмов (средств) ее реализации.

Политическое решение — это осуществляемый в коллективной или индивидуальной форме процесс определения задач политического действия, этапов, способов их, достижения.

Обобщая различные подходы, можно выделить следующие основные фазы: постановка проблемы (сбор необходимой информации о существующих проблемах, общественных запросах и возможных путях решения, определение первостепенных и второстепенных проблем); формулирование альтернативных решений; сравнительный анализ и выбор наиболее эффективного решения; формулирование государственного решения и его легитимация (путем принятия законов, голосования и проч.); реализация принятых решений; контроль за реализацией и осуществлением обратной связи.

Внешняя политика и международные отношения: сущность и основные принципы. Понятие политических международных отношений. Система и структура международных политических отношений. Субъекты и центры международных политических отношений. Традиционные и «нетрадиционные» акторы мировой политики. Государство как субъект международных отношений. Международные конфликты и противоречия. Содержание и особенности внешнеполитической деятельности государств в условиях глобализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: