Этапы становления института российского президентства

На III съезде народных депутатов СССР 14 марта 1990 года был принят Закон «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) СССР 1977 года». Президент СССР объявлялся главой государства и избирался гражданами на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. Но в Законе оговаривалось, что первый Президент СССР избирается Съездом народных депутатов. Первым и единственным Президентом СССР был Михаил Горбачёв.

Закон интегрировал Президента в структуру исполнительной власти, замкнув на него бóльшую часть деятельности Совета министров. Президент наделялся правом законодательной инициативы, утверждения законов и множеством других прав.

В 1991 году 8 декабря в Беловежской Пуще (Белоруссия был подписан документ о ликвидации СССР и создании Содружества независимых государств (СНГ) 25 декабря 1991 Горбачев заявил о сложении с себя полномочий президента СССР.

В России институт президентсва существует с 1991 г. Решение о введении этого института в российскую государственную систему было принято на общенародном референдуме, проведенном в марте 1991 г. Президент был одновременно главой государства и конституционным главой исполнительной власти (председателем Правительства). Однако в таком виде институт президентства просуществовал недолго. Конституционный кризис, завершившийся событиями 3-4 октября 1993 г. Привел к принятию новой Конституции.

Конституция 1993 г. установила новую систему органов государственной власти.

Президента является главой государства.

По Конституции РФ Президент РФ не входит ни в одну из традиционных ветвей государственной власти (законодательную, исполнительную, судебную). Роль президентской власти – обеспечивать сбалансированное взаимодействие властей, осуществлять арбитраж путем согласительных процедур, систему сдержки и противовесов.

Конституция наделила его широким кругом полномочий, соответствующих этому институту: представительство Российской Федерации внутри страны и в международных отношениях, охрана суверенитета страны, ее независимости и целостности, обеспечение взаимодействия органов государственной власти, решение вопросов гражданства, награждение государственными наградами, право помилования и др. Президент РФ является Верховным Главнокомандующем Вооруженными Силами РФ (это также традиционное полномочие главы государства), он может в определенных законом случаях вводить на территории страны военное или чрезвычайное положение (с немедленным уведомлением об этом парламента). Усилена в пользу Президента РФ по сравнению с прошлым система сдержек и противовесов в отношениях Президента с парламентом. Президент, в частности, получил право роспуска Государственной Думы — нижней палаты парламента в особых, предусмотренных законом случаях.

В отличие от ранее действовавшей Конституции Президент не является главой исполнительной власти. Вместе с тем он сохранил достаточно широкие возможности воздействия на исполнительную власть и всю систему управления: он назначает с согласия Государственной Думы премьер-министра, определяет состав Правительства [по предложениям премьер-министра), может председательствовать на его заседаниях, утверждает структуру федеральных органов, формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, осуществляет руководство внешней политикой РФ. Президент РФ является гарантом Конституции РФ, гарантом прав и свобод человека и гражданина. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. В этих целях он обращается с ежегодными посланиями к Федеральному Собранию

Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Кандидатом на должность президента может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

Говоря об оценке эффективности института президентской власти в современной России российскими гражданами, то в конце марта 2010 года ВЦИОМ провел опрос о том, как россияне оценивают деятельность Дмитрия Медведева на посту президента.

Половина россиян (51%) высоко оценивают то, как Медведев справляется со своими обязанностями: 41% полагают, что он делает это хорошо, 10% — отлично. Более трети опрошенных дают среднюю, удовлетворительную оценку (36%). В меньшинстве те, кто дает негативную оценку (12%).

Как и прежде, глава государства чаще всего вызывает у россиян надежду (45%). Все больше становится тех, кто испытывает к президенту уважение (рост с 15 до 33%).

В течение последних лет все большестановится тех, кто указывает на такие качества президента, как ум (рост с 48 до 56%), уравновешенность (с 22 до 30%), решительность (с 10 до 23%), гибкость (с 9 до 13%). Одновременно снижается доля россиян, приписывающих Медведеву профессионализм (с 39 до 32%).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: